Хазанкович Ю.Г., Петрова А.Н.

ГЕНДЕРНОЕ НАЧАЛО ЭВЕНКИЙСКОГО ФОЛЬКЛОРА

GENDER BEGINNING OF THE EVENKS FOLKLORE

Ю.Г. Хазанкович, А.Н. Петрова

J.G. Hazankovich, A.N. Petrova

Аннотация: Статья посвящена проявлению гендера в фольклоре эвенков. Изучены основные положения гендера и выявлены его характерные черты в фольклорных текстах. Выявляется наличие различия между «мужским» и «женским».

Abstract: The article is devoted to the manifestation of gender in the Evenk folklore. The main provisions of gender are studied and its characteristic features in folklore texts are revealed. Thereis a differencebetween «male» and «female».

Ключевые слова: гендер, гендерное исследование, эвенки, эвенкийский фольклор.

Key words: gender, gender research, Evenks, Evenks folklore.

     На сегодняшний день актуально исследовать гендерные исследования в гуманитарных областях. Внимание на роль полов в развитии человечества открывает новые аспекты развития общества и дает глубже проникнуть в суть происходящих явлений.Сделав акцент на значение этой проблемы можно сказать, что гендерное исследование позволяет по-другому посмотреть на хорошо известные нам факты из жизни и истории.Исследуя эту тему можно по-другому трактовать и анализировать произведения с точки зрения представления различий мужчин и женщин. Эти различия с каждым годом эволюционируют и изменяются, что говорит о новизне темы, что есть неизученные проблемы для будущих исследований. Целью работы является выявление гендерного начала в фольклорных текстах и помогут в этом поставленные задачи:

  • дать понятие термину «гендер»;
  • описать фольклор эвенков;
  • выявить проявление гендера в текстах.

Понятие «гендер» означает смоделированную обществом и поддерживаемую социальными институтами систем ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни и образа мышления, ролей и отношения женщин и мужчин, приобретенных ими как личностями в процессе социализации, прежде всего определяется социальным, политическим, экономическим и культурным контекстами бытия и фиксирует представление о женщине и мужчине в зависимости от их пола[7].

Фольклор эвенков, обладающий большим разнообразием жанров, продолжает существовать там, где сохраняется эвенкийская языковая среда. Наиболее значительным жанром является героическое сказание; нимнгакан — у эвенков Якутии, Приамурья, нимкан — у сахалинских, улгур — у забайкальских. У других групп эвенков термином «нимнгакан» называют как героические сказания, так и все виды сказок и мифов [5]. Каждый эвенк придерживался запретов и оберегов (одё и иты), которые помогали ему выжить в суровых условиях кочевой жизни; а также каждый эвенк знал песни, загадки, пословицы и поговорки.

Рассмотрим гендерное отношение у эвенков: разделение на гендеры было, к примеру, когда рождался мальчик, то обычно дарили лук, аркан, топор могли подарить. А если девочка рождалась, то бисер дарили. В эвенкийской семье родственники дарили оленей, дарили одинаково — мальчику и девочке. Когда исполнялось восемнадцать лет, уже могло быть до семидесяти оленей, до ста. Родители уже с рождения готовили ребенка к будущей семейной жизни.

Анализируя одё (запрет), можно их разделить по половому различию. Приведем примеры, к мужскому относятся «Этыркэнниакинынду, аминын-дугин ахи эвкидюлакиничэврэ» (Брату мужа, отцу его жена не может показаться голой), «Эннэрээхэдуохначабэедукбэрвэн-дэ, екунмаван-да гара. Синдунянтыкэодинан» (Нельзя молодому человеку есть мясо с перелних лап медведя. Если съест – пойдя на охоту на него, тот порвет лицо своими когтями); а к женскому «Ургэ ахи эвкиухивэхэкирэ. Кунаканын урин додунбиденэ, чунурудуучивдинан» (Беременной женщине нельзя переступать через узду. Ребенок будучи в животе, запутается в своей пуповине), «Ахалдуэкэлэхэиргивэндепивканэ, ииривандепивкакэл» (Женщине не позволяй есть мозг медведя, можно есть филе)[2, 2009: 560-562].

В эвенкийских героических сказаниях у каждого героя ест свои запевы, но в основном они женские.

Кимэ-кимэку – Севак, девушка (женское);

Диндэ-диндэдиндэрситын – сын старика Угояна (мужское) [1, 1990: 93].

Женский образ в фольклоре исследовали Л.А. Слепцоваи А.С. Сакердоновав сравнении с фольклором якутов, они отмечают, что «таким образом, в эвенкийском фольклоре образы женщин разнообразны, многоплановы и отражают различные ступени развития эвенкийского фольклора. Для различных жанров эвенкийского фольклора характерен образ «духа-хозяйки тайги». Образ прародительницы, покровительницы всего на земле встречается в мифах, эпосе и обрядовом фольклоре эвенков»[4].

Также рассмотрела женщину в фольклоре Г.И. Кэптукэ. В своей статье «Олень и женщина в эвенкийском фольклоре» она пишет: «Одомашнивает, окультуривает дикого оленя в фольклоре эвенков только женщина. По фольклорным источникам — обязательно одинокая женщина, и подчеркиваемое одиночество женщины здесь следует понимать и видеть в двух аспектах: а) одинокая женщина-первочеловек — характерный для сказаний как типа и жанра фольклора эвенков; б) одиночество женщины следует понимать и в аспекте определенной изолированности женщин от мужчин»[3].

Исходя из этого можно прийти к выводу, что в фольклоре эвенков женщина играла огромную роль. Кроме традиционных обязанностей хранительницы домашнего очага — воспитания детей, приготовления пищи, поддержания чистоты и создания уюта в жилище, эвенкийка с легкостью справлялась и со множеством совершенно не женских, в понимании современного человека, занятий. Она была охотницей и добытчицей дохода. Также у эвенков главное Божество тоже женщина, а это говорит о многом.

Таким образом, анализ фольклорных текстов показало наличие проявления и наличия различия мужского и женского. Доказательство явления гендера в фольклоре говорит о том, что в перспективе можно исследовать более расширенную область как художественная литература эвенков.

Литература

  1. Айзенштадт, А.М., Шейкнн, Ю.И. Музыка эвенкийских сказаний / А.М. Айзенштадт, Ю.И. Шейкин // Эвенкийские героические сказания. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. — С. 89-124.
  2. Варламова, Г. И. Иты и одё / Г.И. Варламова // Словарь джелтулаксого говора эвенков Амурской области. — Благовещенск: ОАО «ПКИ „Зея“», 2009. — С. 553—562.
  3. Варламова, Г. Олень и женщина в эвенкийском фольклоре /                                  Г. Варламова // Илин. – 2005. — №1(42).
  4. Кириллина, А.В. О применении понятия гендер в русскоязычном лингвистическом описании / А.В. Кириллина // Филологические науки. – 2000. — № 3. — С.18.
  5. Никифорова, Д. Фольклор эвенков/ Д. Никифорова // [электронныйресурс]. – Режим доступа: http://fond-tatiana.ru/duhkul_011(дата обращения: 8 апреля 2018 г.).
  6. Слепцова, Л.А. Женский образ в фольклоре эвенков и якутов / Л.А. Слепцова, А.С. Сакердонова // [электронный ресурс]. – режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24917261 (дата обращения: 13 апреля 2018 г.).
  7. Словарь гендерных терминов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://a-z-gender.net/gender.html (дата обращения: 8 апреля 2018 г.)

Хазанкович Юлия Геннадьевна – доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ХХ века и теории литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Петрова Анна Никифоровна – студентка 2 курса магистратуры отделения литературы и культуры российских макрорегионов филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *