МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
THE USE OF PROJECT METHOD IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE
С.Р. Прибылых, В.С. Алексеева
S.R. Pribylykh, V.S. Alexeeva
Аннотация: В статье рассматривается метод проектов и его использование при обучении школьников русскому языку, описана структура проектной деятельности, а также ее отдельные этапы. Авторы утверждают, что этот метод имеет важное значение для формирования мышления учащихся и обучения языковой культуре, становления творческих способностей ребенка.Основная идея метода проекта — возможность для учащихся самостоятельно учиться, демонстрировать свои знания и свои научные практические способности.
Abstract: The article discusses the theory of project method and its use in teaching students the Russian language, describes the structure of project activities, as well as its separate stages. The authors argue that this method is important for the formation of students’ thinking and teaching language culture, the development of the creative abilities of the child.The main idea of the project method is the opportunity for students to independently learn, demonstrate their knowledge and their scientific practical abilities.
Ключевые слова: методика преподавания русского языка, метод проектов, проектная деятельность.
Key words: methods of Russian language teaching, project method, project activity.
Метод проектов — это система, которая отвечает требованиям бально-рейтинговой системы и современным задачам образования. Основная идея метода проекта — возможность для учащихся самостоятельно учиться, демонстрировать свои знания и свои научные практические способности. Он играет решающую роль в формировании конкурентоспособного человека, отвечающего всем требованиям современного общества.
Метод проектов имеет некоторые особенности: с его систематичностью и сосредоточением, может повлиять на качество преподавания, показать знание и квалификацию учащегося ясно и точно, легко оценивается, точный для определения формирования компетентности учеников и будущих возможностей развития. Таким образом, этот метод имеет важное значение для формирования мышления учащихся и обучения языковой культуре, становления творческих способностей человека.
В методе проектов ученики могут развивать свою самостоятельную деятельность: они будут привыкать к обучению за пределами программы, использовать знания, решать коммуникативные, информационные проблемы, развивать культурно-познавательную компетенцию. Вот почему этот метод считается очень эффективным.
Для того, чтобы хорошо организовать уроки с использованием метода проектов, очень важно знать его типы. Типы проектов сгруппированы: 1) по типу деятельности: исследовательские проекты, информационные проекты, творческие проекты, ролевые проекты, практико-ориентированные проекты, монопроект, межпредметные проекты; 2) по предметному содержанию: монопроект, межпредметные проекты; 3) по количеству участников: личностные, парные, групповые; 4) по времени выполнения: мини проекты, краткосрочные проекты, недельные проекты, годичные проекты.
Научно-исследовательские проекты включают учебные, творческие, межпредметные и т.д. проекты. Они называются смешанными типами проектов. Эти типы содержат типичные элементы проекта. Основным методом проекта является исследовательский проект. Для реализации данного проекта необходимо организовать групповые и парные виды работ. Также эффективно используются мотивационные способы, чтобы помочь учащимся решить задачу осознанно. Различные задачи, формирование групп и пар спонтанно, организация соревнований делает урок очень интересным.
1. Чтобы ученики смогли защитить проблемный проект, учитель должен предложить следующий план работы над проектом: тема; рассматриваемая задача; главный лозунг, например, «Давай и докажи»; личное мнение; выводы и обзоры.
2. Должны быть полемические вопросы. Больше внимания уделяется обсуждению, если это необходимо; или если это обязательно.
3. Привлечение класса к обсуждению, например, задавание риторических вопросов.
4. Использование комбинаций правильного языка исполнителем. Например: специальные клише.
Проектирование по самой своей природе связано с поисковой деятельностью, с решением возникшей проблемы — следовательно, проект в учебном процессе можно рассматривать как частный случай проблемного обучения.
«Ядром» проектной деятельности является именно стадия мысленного решения поставленной задачи, а всего в целостном процессе выполнения учебного проекта можно условно выделить три этапа:
— исследовательский (выбор темы, сбор сведений, выбор проектов);
— исполнительский (реализация проектов);
— итоговый (презентации).
Организация каждого из этих этапов проектной деятельности школьников должна соответствовать его дидактической сущности [2, 2014: 43].
Каждый учебный проект реализуется в несколько этапов. Применительно к нашему предмету метод проектов включает следующие этапы: начинание (целеполагание), отбор источников, изучение материалов и планирование, выполнение, защита и рефлексия [3, 2013: 422].
Так, например, на подготовительном этапе ученики под руководством учителя должны сформулировать тему будущего проекта. Для этого необходимо ответить на вопрос «Что мы хотим сделать?» Ответ на этот вопрос определит тип проекта и проектный продукт. Очень важно, чтобы содержание проекта было ориентировано на интересы и жизненную ситуацию учеников, поскольку это будет поддерживать интерес к проекту и побуждать к активной деятельности. Например, работа над проектом «Профессионализмы в речи наших родителей» обычно бывает продуктивной, так как ученики не только осваивают материал по теме «Лексикология», но и лучше узнают своих родителей, их профессиональную деятельность [4, 2014: 158].
Методологическая и научно-теоретическая основа технологии проектов является гарантией повышения качества знаний. Потому что, когда технологии обучения основаны на принципах и правилах, они достигают хороших результатов.
Учащиеся становятся предметом своей творческой, образовательной и познавательной деятельности в результате этих проектных работ. Таким образом, технология преподавания проектов подобна антропологической парадигме «субъект и субъективизм», играет важную роль в личностном развитии учащихся.
На основе технологии проектов учебный процесс становится полной системой педагогического процесса, основанного на образовательном, информационном и воспитательном развитии учащихся. Ученики повышают свой интерес, свою ответственность, деятельность, достигают своих целей и задач, навыков решения проблем, мышления творчества и мечты [1, 2015:53].
Комплексная деятельность учителя и ученика определяемый в соответствии с основной идеей проекта: комплекс проектных работ включает семь периодов (подготовка, планирование, исследование, анализ, заключение, предоставление отчетов, оценка результатов). Это доказывает эффективность использования технологии преподавания проекта. В ходе исследований было доказано, что использование метода проектов способствует творческому мышлению учащихся.
Литература
- Сатбекова А. Технология качества обучения с использованием метода проекта, 2015. – С. 53 — 55.
- Полат, Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е.С. Полат // Школьные технологии. — 2014. — №6. – С. 43 — 47.
- Прибылых С.Р. Пути повышения эффективности занятий по методике преподавания русского языка // Сборник материалов научной конференции «Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя» (6-7 ноября 2013 г.) – Киров: МЦНИП, 2013 – 422 — 425 с.
- Цветкова Г.В. Русский язык 6-11 классы: проектная деятельность учащихся/ сост. Г.В. Цветкова. – Изд. 2-е, перераб.- Волгоград: Учитель, 2014 –С.157 -169.
Прибылых Светлана Романовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Алексеева Виктория Степановна — cтудентка V курса, группы БА ПО-РИЯ-13 филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.