ИСПОЛЬЗОВНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
USE OF NON-TRADITIONAL FORMS OF TRAINING IN LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE
С.Р. Прибылых, Е.Н. Софронова
S.R. Pribylykh, E. N. Sofronova
Аннотация: в статье говорится о нетрадиционных формах проведения уроков русского языка, которые, по мнению авторов, повышают степень усвоения и последующего закрепления пройденного материала, стимулируют к углубленному изучению русского языка. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. Также рассматриваются их виды, применяемые в школе.
Abstract: In the article it is said about non-traditional forms of conducting Russian language lessons, which, in the opinion of the authors, increase the degree of mastering and subsequent consolidation of the material passed, stimulate to in-depth study of the Russian language. In such lessons, it is possible to achieve a variety of goals of a methodological, pedagogical and psychological nature. They also consider their types used in school.
Ключевые слова: Нетрадиционные формы урока, методика преподавания русского языка, эффективность.
Key words: nontraditional forms, methods of Russian language teaching, efficiency.
Спеши в школу как на игру. Она и есть такова.
Ян Коменский.
Задачи обучения состоят в том, чтобы помочь учащимся овладеть русским языком как средством коммуникации, пробудить интерес к изучению русского языка, стремление овладеть им, выработать прочные орфоэпические, орфографические, пунктуационные навыки.
Успешное выполнение этих задач зависит от многих факторов, в том числе и от пробуждения интереса к изучению русского языка. Наиболее эффективны, как показывает практика, творческий подход к методике преподавания предмета учителем. Нетрадиционные формы проведения уроков повышают степень усвоения и последующего закрепления пройденного материала, стимулируют к углубленному изучению русского языка.
В последние годы многое изменилось в образовании. В настоящее время нет такого учителя, которого бы не волновали такие вопросы: «Как сделать урок интересным? Увлечет ли ребят данный метод? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»
Сегодня, главная задача обучения – это не только накопление учеником определённых ЗУН и компетенций, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика.
«Нетрадиционные формы урока – это переосмысление построения основных его этапов с достаточным уровнем креативности, использованием переноса других форм внеурочной активности, применением современных информационных технологий» [2, 2004: 129].
Нетрадиционные формы урока реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.
Значительность применения нетрадиционных уроков в развитии коммуникативный умений лежит в их эффективности. Под эффективностью мы понимаем умение нетрадиционных уроков вовлечь обучающихся в процесс обучения, так как эти уроки несут с собой интерес обучающихся и увеличивают мотивацию учения.
Использование данного метода позволит снять напряжение в преодолении трудностей при изучении сложных тем школьного курса русского языка, вести преподавание предмета на уровне эмоционального сознания темы, что сегодня является важным фактором в понимании учебной темы [3, 2015: 14].
Такие уроки, в ходе которых используются формы внеклассной работы, а также внесены элементы внеклассных мероприятий, в методике преподавания русского языка условно называются нетрадиционными. Методика преподавания русского языка все нетрадиционные уроки подразделяет на несколько типов [1, 2010: 6]
Во-первых, к ним относятся такие уроки, как викторина, конкурс, марафон, КВН. Те уроки, которые носят состязательный характер.
Во-вторых, относятся уроки вводного типа: уроки-лекции; уроки-семинары; урок-путешествие.
В-третьих, к ним относят уроки контроля, которые осуществляются в виде творческих отчетов.
Рассмотрим основные признаки нетрадиционного урока:
— такой урок несет элементы нового, изменяются внешние рамки;
— используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной;
— он включает организацию и выполнение творческих заданий, причем, творчество учащихся должно быть направлено на их развитие, обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения [4, 2014: 48].
Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике мы наиболее часто используем такие виды нетрадиционных уроков, как: путешествие, игра, диспут. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываются возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.
Таким образом, нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
Мнения педагогов на нетрадиционные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться [2, 2004: 530]
Конечно, нетрадиционные уроки, необычны по замыслу, организации, методике проведения, такие уроки больше нравятся обучающимся, чем обычные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нетрадиционные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т.п.
Литература
1.Долбилова, Ю.В. Нетрадиционные и игровые уроки по русскому языку и литературе / Ю.В.Долбилова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 285 с.
2.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для. студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004 — 574 с.
3.Першина, О.А. Русский язык. 5 -11 классы. Современные образовательные технологии: конспекты уроков / авт.-сост. О.А.Першина [и др.]. — Волгоград: Учитель, 2015. – 83 с.
4. Прибылых С.Р. О роли межпредметных связей в преподавании русского языка в вузе // Авангард социально-гуманитарной науки. Ведущие научные школы: материалы I Международной научной конференции, 21 марта 2014 г. Челябинск / Ред. кол. Обжорин А.М., Омельченко Е.В., Лескина С.В., Кудинов В.В., Селиванова Е.А., Шаронова В.Б.Тип: сборник трудов конференции. Челябинск: ИП Обжорин А.М., 2014. – 48-49 с.
Прибылых Светлана Романовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Софронова Евгения Николаевна — cтудентка V курса, группы БА ПО-РИЯ-13 филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.