ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МИФОВ О СОТВОРЕНИИ МИРА В 6 КЛАССЕ ЯКУТСКОЙ ШКОЛЫ
FEATURES OF STUDYING THE MYTHS ABOUT THE CREATION OF THE WORLD IN THE 6THFROM OF THE YAKUT SCHOOL
Л.Я. Кузьмина, М.Н. Романова
L.Y. Kuzmina, M.N. Romanova
Аннотация: В статье рассматриваются особенности изучения космогонических мифов в 6 классе национальной школы на основе сравнения славянских и якутских мифов. В работе представлена сравнительная таблица этих мифов, а также выявлены особенности билингвальной школы и рассмотрены школьные программы в аспекте исследования.
Abstract: In the article features of studying cosmogonic myths in 6th class of the Yakut school on the basis of comparison of Slavic and Yakut myths. In the work a comparative table of these myths is presented, and also peculiarities of the bilingual school are considered in the aspect of the research.
Ключевые слова: космогонические мифы, опора на родной язык, сравнение.
Key words:cosmogonic myths, reliance on mother tongue, comparison.
Совершенствование образования и воспитания подрастающего поколения является предметом постоянной заботы. С каждым годом образование становится более четкой, удобной и доступной. Современный урок литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен состоять из следующих основных шести этапов:
- мобилизация – предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность;
- целеполагание – учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»;
- осознание недостаточности имеющихся знаний – учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно;
- коммуникация – поиск новых знаний в паре, в группе;
- взаимопроверка, взаимоконтроль;
- рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке.[7]
В национальной школе, как и в русской, учебный предмет «литература» представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Но в национальной школе соотношение собственно литературного материала, т.е. произведений словесного искусства, с историко- и теоретико-литературными знаниям оказывается несколько иным по сравнению с русской школой: больше внимания уделяется чтению, анализу художественного текста, поскольку определенное количество сведений историко- и теоретико-литературного характера учащиеся приобретают в курсе родно литературы. [6, 1992: 7]
Обязательный минимум содержания литературного образования для учащихся русских и национальных школ предъявляет одинаковые требования. Но пути достижения читательских умений различны. Это, во-первых, связано с тем, что русская литература для одних является родной, а для других литературой близкой, но не родной, что говорит о сложности ее восприятия. В национальной школе представляется, что изучение русской литературы должно основываться на знаниях, полученных на уроках родной литературы. Это основывается на том положении, что каждый народ легче, глубже и быстрее воспринимает инонациональное на примере своего языка, своей культуры, своей литературы. Школьникам легче дается произведения родной литературы, поэтому при изучении произведения русской литературы мы должны учитывать уровень знаний и умений, полученных по родной литературе. А также следует отметить, что якутская литература молода и развивалась на теории, примерах и образцах русской литературы. [5, 2008: 32]
Знакомство учащихся — билингвов с мифами способствует лучшему восприятию другой национальной культуры, поскольку оно отражает мировосприятие того или иного народа.
Сам миф воплощает в себе представление, мечтания о мире древних людей и стремление их к познанию мира, природы. Для учащихся средних и младших классов, которые только начинают входить в социум, осмыслять окружающий мир и свое место в нем, изучение мифов им необходимо. Знакомство с мифами способствует развитию воображения и кругозора. Изучение мифов в школьном курсе вырабатывает у учащихся собственное мнение на окружающий мир, а также способствует постижению богатства национальной литературы, которое понимается на широком культурном фоне.
В мифах зафиксированы модели человеческой нравственности и по сей день сохраняют актуальность моральных законов, которая возникла еще в древности. И, исходя из выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что знакомство с мифами помогает в приобщении учащимися важнейших человеческих качеств и духовных ценностей, которые отвечают задачам литературного образования. А также мифы эстетически обогащают школьника и взрослого человека, готовят его в восприятии искусства, потому что многочисленные образы и сюжеты из мифа вошли в художественную литературу, музыку и живописи.
В отборе для изучения мифов в 6 классе должны учитываться их познавательная, духовная, воспитательная ценность. А также образовательное значение с точки зрения формирования специальных умений, особенностей восприятия мифов учащихся – билингвов и, кроме того, неоднородность текстов по степени их близости собственно мифам.
В школьном курсе изучение мифов о сотворении мира необходимо и потому, что миф исторически предшествует фольклору и литературе в целом. Выдающиеся ученые такие, как Ф.И. Буслаев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман и др. отмечали, что в мифе есть приемы фольклорного и литературного повествования: найдены основные типы конфликтов и образов устного народного творчества и авторской литературы.
Обращение к мифологии в школе – это выстраивание прочного базиса, на котором стоит вся мировая литература. Включение темы «Мифы народов мира» в курс литературного образования необходимо. В настоящее время существует ряд программ, обеспечивающих литературное образование, соответствующее целям и стандартам ФГОС.
Программа В.Я.Коровиной является базовой программой по литературе для обучающихся общеобразовательных школ. Мифы народов мира изучаются в 6 классе. В программе В.Я. Коровиной изучению мифологии отводится значительное место: на усвоение раздела отводится 7 ч., из которых 1 час – итоговый урок, но каждый учитель сам корректирует количество часов в зависимости от поставленных целей. Эта программа ориентирована на изучение мифов Древней Греции. Также кроме древнегреческих мифов можно изучить и славянские мифы. Каждый учитель может рассмотреть и другие мифы народов мира. [4, 2012]
Программа Т.Ф. Курдюмовой внедрена в российские школы с 1994 г. Программа Т.Ф. Курдюмовой предусматривает изучение мифов народов мира в 5 классе. На изучение тем раздела предусмотрено 3–4 часа. При этом знакомство с мифами осуществляется преимущественно на основе мифов Древней Греции.[3, 2013]
В якутской литературе понятие мифа и мифические произведения по новой программе якутского фольклора и литературы изучаются с 1996 года в 8 классе. До этого они не изучались. В отмечаемой хрестоматии, составленной М.Т. Гоголевой в соавторстве, есть целый раздел по общей теории мифа, где дана развернутая типологическая характеристика якутской мифологии. Кроме того, в учебник-хрестоматию включены мифы «Дьыл о5уьа» («Бык зимы») и «Ыйкыыьа. Этинсугэтэ». [2, 2016]
Таким образом, содержание изучаемого раздела, т.е. мифологии, различается в зависимости от рассматриваемой программы и количества часов на изучение. Так, во всех анализируемых программах дается понятие мифа, анализируются его характерные черты и даются самые общие представления об отличии мифа от сказок; дается классификация мифов; рассматриваются 2 –3 мифа Древней Греции, один или два из которых посвящены подвигам Геракла. Остаточное содержание раздела несет в себе значительные различия.
Для данного исследования мы выбрали именно космогонические мифы, т.е. мифы о сотворении мира. Эта группа мифов относится к самым древним. Они могут быть как простыми по структуре, так и напротив, очень сложными и разветвленными. Вопрос о создании мира возникает естественно, поскольку пример многих изменчивых вещей, явлений или процессов окружающего мира, пример рождения и существования живых существ, человека, общества и феноменов культуры учит нас, что все имеет свое начало. Многое в мире когда-то началось, зародилось и стало изменяться и развиваться в течение относительно короткого или длительного отрезка времени. В нашей работе мы сравнили мифы о сотворении мира древних славян и якутов.
Славянский миф о сотворении мира | Якутский миф о сотворении мира
(«Аан дойду айыллыбытырыата») |
|
Боги | Род – бог, создатель мира и отец первого поколения светлых богов (боги-отцы). Причина всех причин, основатель и сущность мироздания.
Сварог небесный – бог неба и творец Земли.
|
Үрүҥайыы тойон – создатель вселенной и человека, глава небес и покровитель остальных богов, живущий на самом верхнем небе.
Дьылҕахаан – бог рока и судьбы, предугадывающий и предопределяющий судьбу человека при рождении. Одунбиис и Чыҥысхаан – боги, которые являются выразителями неизбежности какого-либо события.
|
Создание земли | На начала времен мир пребывал во тьме, в котором находился Род — Отец всего сущего.
И породил он Вселенную — бесчисленное множество звездных миров, а также наш земной мир. Так Род породил все, что мы видим вокруг,- все, что при Роде, все, что мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, то есть Явь, от мира невидимого, духовного. Род стал Небесным Источником и породил воды Великого Океана. Из полученного таким образом масла была сотворена Мать Сыра Земля. |
Урунайыытойон собрав восемь вспоминаемых небожителей и девять почитаемых дьесегей в течение долгого времени обсудили и высказали свои заветные слова. Обдумали, важные основные свои мысли обосновали и потом решили они, что должна быть основана средняя главная устроенная страна. И по соизволению вышнего Урунайыы тойона была устроена изначальная мать-страна. |
Таким образом, сравнив славянский и якутский миф о сотворении мира можно сделать вывод, что они сильно различаются, но можно найти и схожие черты. Например, в обоих мифах встречается один бог, который создал весь мир. Но в мифологии якутов УрунАйыы тойон советуется с другими богами, а в мифологии славян Род был совсем один во тьме. Также следует отметить, что у славян до создания мира была лишь кромешная тьма и бог Род. Тогда как у якутов до создания мира людей были уже и боги, и верхний мир. Но все-таки в рассмотренных мифах происхождение мира связано с действием сверхъестественных сил, божеств. А если рассмотреть стиль повествования, то они сильно различаются. Мифы о сотворении мира у якутов были созданы в форме аллитерационных народных песен, например:
«Аҕысиилээх-саҕалаах,
Атааннаахмөҥүөннээх,
Айгырсиликаанийэдойдукабыт
Хайдахайыллыбытаэбитэйдиэн
Ахтан-санаанкөрдөххө…»
Такое повествование затрудняет процесс понимания даже якутского школьника. Приходится на уроке использовать разные виды словарей.
В заключении можно сказать, что изучение мифов является одним из основных и главных элементов предмета литературы. Как отмечает в своей работе О.А. Вдовина, «В мифе как первом явлении культурной истории человечества заложена образная система художественных произведений, найдены основные типы конфликтов и героев, поэтому включение мифологии в школьный курс позволяет проследить историю развития литературы и выявить ее специфику». [1, 2003]
Литература
- Вдовина О.А. Изучение мифов народов мира на уроках литературы в 5 -9 классах [Текст]: автореф. дисс. канд. пед. наук / О.А. Вдовина. – М., 2003. – 167с.
- Гоголева М.Т. Тереебут литература: 8 кылаас: уопсайуерэхтээьинтэрилтэлэригэруерэхкинигэтэ: иккичаастаах / М.Т. Гоголева, Г.А. Захарова, М.В. Осипова,; [А.Н. Баишев, Нь.Е. Ябловскаяойуулара]. – Дьокуускай: Бичик, 2016.
- Курдюмова, Т. Ф. Литература: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. 5 класс. – В 2 ч. / Т. Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2013. – Ч. 1. – 344 с.
- Литература. 6 кл.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 т. / под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2012. – Ч. 1. – 462 с.
- Лосев А.Ф. Античная литература: учебник для высшей школы; под ред. А.А. Тахо-Годи. – 7-е изд., стереотип. – М.: ЧеРо, Омега-Л, 2008. – 543 с.]
- Методика преподавания русской литературы в национальной школе: Пособие для студентов нац. групп пед. ин-тов / А.Д, Жижна, Д.А. Клумбите, Т.Ф. Курдюмовой и др.; Под ред. М.В. Черкезовой и А.Д. Жижиной. – 2-е изд., дораб. – СПб., отд-ние изд-ва «Просвещение», 1992. – 416 с ]
- Современные требования к уроку литературы[Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:https://infourok.ru/statya-sovremennie-trebovaniya-k-uroku-literaturi-429881.html
Кузьмина Лена Январична – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Романова Мария Николаевна – студентка 5 курса кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.