Хазанкович Ю.Г., Прокопьева А.Ф.

ГУМАНИТАРНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (ИЗ ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М.К. АММОСОВА)

HUMANITARIAN POLITICS OF A MODERN UNIVERSITYBASED ON THE EXPERIENCE OF THE DIVISON OF STUDENT DEVELOPMENT AT M. K AMMOSOV NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY

Ю.Г. Хазанкович, А.Ф. Прокопьева

Yu.G. Khasankovich, A.F. Prokopeva

Аннотация: в настоящей статье идет речь о гуманитарной политике Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова из опыта работы Управления студенческим развитием. О ходе реализации концепции «Формирования социокультурной среды в образовательном пространстве СВФУ».

Abstract: This article examines humanitarian politics of M.KAmmosovNorth-EasternFederalUniversity based on the experience of the Divison of Student Development, also the implementation of the concept called «Formation of a social and cultural environment in education of North-EasternFederalUniversity».

Ключевые слова: СВФУ, гуманитарная политика, концепция, социокультурная среда, образовательный процесс, студенческое развитие, университет, личность, проект, программа.

Keywords: NEFU, humanitarian politics, concept, social and cultural environment, educational process, student development, university, individual, project, program.

    Сегодня перед университетом, как федеральным вузом ставятся новые цели и задачи, основные из которых: занять лидирующие позиции в международном научно-образовательном пространстве, обеспечить высокий уровень образовательного процесса, исследовательских, технологических разработок и постепенно преобразоваться и стать центром инновационного образования, коммуникации, информации, продуцирования и развития научного потенциала Республики Саха (Якутия), Дальнего Востока и Арктической зоны России. Несомненно, для достижения этих глобальных целей и задач необходимо развитие эффективной, динамичной социокультурной среды образовательного пространства, формирующей универсальные компетенции студентов, обучающихся в университете.

Современный образовательный процесс высшей школы характеризуется неразрывной связью обучения и воспитания, определяющей качество подготовки специалистов. Переосмысление сущности и содержания процесса профессионального воспитания в современной высшей школе обусловлено основными направлениями развития содержания образования в XXI веке, зафиксированными ЮНЕСКО: научиться жить в ладу с самим собой (мотивация, рефлексия, саморазвитие), научиться учиться (интеллектуальная культура, информационная культура, культура самоорганизации, исследовательская культура), научиться работать (воспитание лидеров, умение создавать команду и работать в команде, решать теоретические и практические задачи), научиться жить вместе (понимать другого, принимать другого, помогать другому как составляющие коммуникативной культуры),

В связи с этим первой инициативой Управления студенческим развитием СВФУ стала разработка Концепции формирования социокультурной среды образовательного пространства СВФУ. На сегодняшний день концепция утверждена на Ученом совете СВФУ 20 декабря 2017 года. В рамках данной статьи предлагается рассмотреть цель, задачи, мероприятия, проекты концепции.

В основу Концепции положены следующие подходы к формированию социокультурной среды в образовательном пространстве СВФУ:

—      культурно-исторический подход — образовательное пространство рассматривается как сфера взаимодействия трех его субъектов – преподавателя, студента и активной среды между ними;

—      системный — внедрение принципов трансдисциплинарной коммуникации, возможность интеграции естественно-научного и социально-гуманитарного знания;

—      аксиологический – введение формирующейся личности в мир ценностей и оказание ей помощи в выборе личностно — значимой системы ценностных ориентаций. Благодаря ценностным ориентациям человек делает свою жизнь осмысленной, выбор и принятие решений – ответственной, самостоятельной;

—      проектный – характер реализации образовательных программ университета должен обеспечить возникновение в системе многообразных форм, методов и средств достижения поставленных целей, направленных на создание социокультурного компонента образовательного пространства;

—      компетентностный – в основе определения задач, направлений, технологий и форм лежит идея формирования на высоком уровне универсальных, общепрофессиональных  и профессиональных  компетенций.

Воспитание в условиях образовательного пространства в высшей школе призвано подготовить социально-устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях, внести ощутимый вклад в преобразование общества путем постоянного самосовершенствования.

Целью формирования социокультурной среды в образовательном пространстве СВФУ является воспитание гражданина и патриота, конкурентоспособного специалиста, способного ставить и достигать личностно-значимые цели, способствующие становлению экономически устойчивого социально развитого приполярного региона, обеспечивающего высокое качество жизни, сохранение и развитие культуры народов северо-востока России.

Для достижения цели выстроены следующие задачи:

—       разработка модели развития социокультурной среды образовательного пространства путем внедрения в основные образовательные программы вуза дополнительные модули к дисциплинам, усиливающие социально-воспитательную компоненту, формирующую у обучающихся универсальные компетенции;

—       создание условия через содержание основных образовательных программ для реализации полифункциональной, динамичной социокультурной среды повышающей культурную, экономическую, политическую и экологическую грамотность студентов;

—       сопровождение обучающихся в выстраивании траектории своей жизни, формирование инициативности, самостоятельности, толерантности, ответственности, сотрудничества и созидания;

—       создание в университете системы взаимоотношений, опираясь, прежде всего, на духовно-нравственные ценности: самодостаточность, человеколюбие, совесть, честь, волю, справедливость, профессионализм, веру в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самими собой, своей семьей и своей родиной.

Концепция требует внедрения и реализации следующих мероприятий:

1. Внедрение в основные образовательные программы вузадополнительных модулей к дисциплинам ориентированным на усиление социально-воспитательного компонента учебного процесса в рамках ФГОС ВО.

2. Реализация комплексного долгосрочного проекта «Центр сопровождения и развития личности студента». Проект запускается для решения следующих задач:

  • введение в образовательный  процесс системы вариативных личностно-ориентированных программ воспитания;
  • внедрение комплексного мониторинга личностного роста студента на основе анализа социокультурной среды вуза по трем направлениям:

— личностная компетенция (психологический рост);

— ценностные ориентации (социальные приоритеты);

— культура здоровья (духовный и физический рост).

  • внедрение механизмов и технологии работы со студентами, относящихся к трем факторам группы риска: психофизические, социальные и педагогические, члены которой наиболее уязвимы и/или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды;
  • внедрение системы профилактической психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, своевременного выявления и выхода из деструктивных культов, организаций и субкультур.
  1. Реализация комплексного проекта «Парк студенческих инициатив». Проект решает следующие задачи:
  • поддержка и сопровождение студенческих творческих мастерских, конструкторских бюро, кружковой деятельности и клубов по интересам, театрально-сценических проектов, организация работы специализированных площадок для проведения различных форм и технологий развития коммуникативных компетенций у студентов: дебаты, фокус-группы, защита проектов, дискуссионные платформы и пр.
  • развитие и оптимизация социокультурной среды университета, создание в ней пространства для конструктивного взаимодействия, стимулирования положительных эмоций от участия в реализации социально-значимых проектов, от анализа достижимых перспектив, а также реального опыта решения, как собственных проблем, так и проблем, касающихся общего характера;
  • реализация идеи сокращения свободного, неконтролируемого пространства социализации студента в образовательном процессе университета и обеспечение развития разнообразных форм поддержки талантливой молодежи и деятельности органов студенческого самоуправления, существующих в студенческой среде вуза;
  • создание необходимых условий для выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей талантливых студентов;
  • обеспечение поддержки конкурсов социально-значимых проектов и инициатив студентов;
  • поддержка национальных и религиозных традиций населения региона: культурно-просветительские мероприятия, направленные на гармонизацию межнациональных отношений (фестивали, гастрольные программы, спектакли); мероприятия в области народного творчества, направленные на духовное и патриотическое воспитание молодежи (участие в межрегиональных, всероссийских международных конкурсах), участие творческих коллективов исполнительского искусства в общероссийских и международных конкурсах.
  • организация в течение учебного года регулярных сезонных школ (семинары, форумы, конференции) по обучению, сопровождению и реализации социально-значимых проектов студентов;
  • обеспечение поддержки художественных проектов студентов для участия в общероссийских, международных фестивалях современного искусства.
  1. Внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий (технологии, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей личности студента).Проект решает следующую задачу:
  • сетевое взаимодействие и консолидация усилий всех заинтересованных субъектов образовательного пространства университета во внедрении в учебный процесс университета инновационных педагогических технологий, способствующих  развитию и формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника.

Для успешной реализации концепции проделана определенная работа:в университете действует развитая система студенческого самоуправления, в которую входят 24 органа студенческого самоуправления, которые объединены в Студенческий координационный совет, основу совета составляют: Студенческий интеллектуальный совет при Ученом Совете СВФУ, Совет по творческому развитию студентов при ректоре СВФУ,  Студенческое научное общество, Добровольческий центр «Полюс добра», Гражданско-патриотический клуб «Отчизна», Объединенный совет студенческих общежитий, Штаб студенческих строительных отрядов, Физкультурно-спортивный клуб «Алмаз», Старт-ап сообщество «Новус», Центр оздоровления студентов «Вита» и другие. Научно-исследовательской деятельностью студенты занимаются в 355 научных кружках, творчески проявляют себя 16 клубах, ансамблях и коллективах при Культурном центре «Сергеляхские огни», спортивные объединения студентов по 27 видам спорта охватывают свыше 6 тысяч человек. 5 тысяч студентов дружно проживают в 14 общежитиях Студенческого кампуса «Сэргэлээх», одно из которых, студенческое общежитие №9/2 по итогам 2016 года стало финалистом Всероссийского смотра-конкурса на лучшее общежитие.

Начиная с 2012 года Студенческий координационный совет принимает участие в конкурсе программ развития деятельности студенческих объединений образовательных организаций, проводимом Министерством образования и науки РФ, так по итогам конкурса в 2012 году выделен грант на 20 млн. руб, 2013 г. – 20 млн. руб., 2014 – 8 млн. руб., 2015 г. – 10 млн. руб., в 2016 г. – 10 млн, в 2017 г. – 10,7 млн. Согласно Соглашению о сотрудничестве федеральных университетов при реализации сетевых образовательных программ между федеральными университетами России СВФУ с 2014 года является координатором сетевого проекта «Развитие органов студенческого самоуправления федеральных университетов».

          В рамках реализации концепции в СВФУ внедряются студенческие проекты по различным направлениям: по популяризации среди студентов чтения отечественной и мировой литературы «100 книг», цикл патриотических мероприятий «Я – гражданин Великой России!», запущен благотворительный проект «Helpshop» по сбору денежных средств для детей, проходящим лечение в онкологическом отделении Национального центра медицины Республики Саха (Якутия).Начиная с 2016 года по инициативе СВФУ в рамках программы Главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова был комплексный проект по привлечению и закреплению молодых специалистов в сельской местности, результатом которого, стало ежегодное трудоустройство тысячи юношей и девушек, сформированных в группы из числа наиболее активных, талантливых, целеустремленных выпускников учебных заведений высшего и среднего профессионального образования республики одного года выпуска по различным специальностям (врачи, педагоги, строители, агрономы, экономисты и т.д.), которые начали помимо трудовой деятельности реализацию социально-значимых проектов, направленных на развитие родного села.

В феврале 2018 года на Ученом совете СВФУ принятаПрограмма формирования социокультурной среды образовательного пространства СВФУ на 2018-2023 гг.; разрабатывается проект приказа по внедрению программы в образовательный процесс с нового 2018-2019 учебного года; в целях научно-методического сопровождения реализации концепции будет создан Научно-методический совет по проектированию развития социокультурной среды в образовательном пространстве СВФУ.

В заключение следует отметить, что при созданных условиях достигаются две группы результатов:

  • внешние (имеющие формализованные показатели): спектр решаемых проблем, формирование универсальных компетенций, изменение статусной позиции студента, проявление социальной активности и др.;
  • внутренние (не имеющие формализованных показателей, так как принадлежат внутреннему миру человека): ценности, жизненные смыслы, идеалы, чувства, переживания и т.п. Так как эти результаты объективно невозможно проверить внешними средствами контроля, результаты мониторинга необходимо фиксировать для проведения систематических срезов обработанных данных.

Литература

  1. Ежегодник Северо-Восточного федерального университета – Якутск., 2016. – С. 203-209.
  2. Ежегодник Северо-Восточного федерального университета – Якутск., 2015. – С. 177.
  3. Воспитательная среда университета: традиции и инновации: монография//А.В. Пономарев – Екатеринбург., 2015. – С. 18-32.
  4. Проектный подход в социально-значимой деятельности студентов//учебно-методическая серия – Санкт-Петербург., 2009. – С,9-11.

Хазанкович Юлия Геннадьевна – доктор филологических наук, профессор кафедры «Русская литература ХХ века и теория литературы» филологического факультета СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

Прокопьева Айталина Федоровна – магистрант 1 года обучения по направлению «Прикладная филология в профессиональной деятельности» филологического факультета СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *