Желобцова С.Ф., Захарова В.С.

РАЗРАБОТКА ВИРТУАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭКСКУРСИИ «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГЕРОИ ПРОЗЫ РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ XIX ВЕКА В. Г. КОРОЛЕНКО В ПЕРИОД ЯКУТСКОЙ ССЫЛКИ» 

СREATION OF A VIRTUAL LITERARY EXCURSION «NATIONAL CHARACTERS IN RUSSIAN WRITER V. G. KOROLENKO’S PROSE WRITTEN DURING THE PERIOD OF EXILE IN YAKUTIA» 

С. Ф. Желобцова, В. С. Захарова

S. F. Zhelobcova, V. S. Zakharova

Аннотация: В статье описаны этапы разработки виртуальной литературной экскурсии, посвященной деятельности В. Г. Короленко в период якутской ссылки. Актуальность разработки виртуальной экскурсии рассматривается как практический результат реализации инновационных технологий в современном образовательном процессе. Статья содержит определения понятий «виртуальная экскурсия», «портфель экскурсовода» и описания модулей, которые содержат основной контент виртуальной экскурсии. Сделан вывод об особенностях применения современных виртуальных средств для проведения лекционных занятий.

Abstract: The article considers the creation phases of virtual literary excursion about V. G. Korolenko’s activities during the period of exile in Yakutia. Relevance of article: development and introduction innovative technologies in education. The text gives information on terms «virtual excursion», «guide’s portfolio» and on modules. There have been made a conclusion about peculiarities of using progressive virtual tool in teaching.

Ключевые слова: виртуальная литературная экскурсия, инновационные технологии в образовании, Короленко, якутская ссылка.

Key words: virtual literary excursion, innovative technologies in education, Korolenko, exile in Yakutia.

     Использование различных видов информационных технологий делает процесс обучения объемным, звучащим, притягательным для поколения «цифровой эпохи».  Разработка виртуальной литературной экскурсии «Национальные герои прозы русского писателя-демократа XIX века В. Г. Короленко в период якутской ссылки» рассматривается как практический результат реализации новых технологий в современном образовательном процессе. Виртуальная экскурсия – это инновационная форма учебной деятельности, которая позволяет погрузиться в изучение темы всецело; её преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий [5, 2003: 286]. Виртуальные экскурсии — понятие новое, в методическом плане инновационная форма обучения. В педагогической литературе экскурсия рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку и т.п. Виртуальную экскурсию можно сопроводить дополнительно аудио файлами.  По содержанию можно выделить следующие виды виртуальных экскурсий:

1) обзорные, где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных общей темой;

2) тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определенные темы;

3) биографические — экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей [3, 2009: 216].

Создание данного проекта активизирует творческую работу студентов-бакалавров, способствует повышению интереса к художественному наследию русских писателей 19-го века в период якутской ссылки является познавательным и новым материалом для прочтения лекций по истории русской литературы, семинаров по проблемам русско-якутских литературных связей, создания тематических литературных экскурсий по местам пребывания ссыльных писателей на Севере, а также учитывает распространенное сегодня клиповое восприятие реалий, когда внимание сосредотачивается на винтажных иллюстрациях жизни В. Г. Короленко в старинном якутском селе Амга, первозданной красоте реки, старинных часовнях, тюркских юртах, предметах быта народа саха,  людях в национальных одеждах.

Виртуальная экскурсия «Национальные герои прозы русского писателя-демократа XIX века В. Г. Короленко в период якутской ссылки» разрабатывалась в несколько этапов. На первом этапе составлялся маршрут экскурсии, в ходе которого была создана интерактивная карта Амги с помощью с помощью специализированного программного обеспечения (BING MAPS). Второй этап заключался в подготовке текста экскурсии, изучении и отбору интернет-контентов. На третьем, заключительном, этапе — комплектование «портфеля экскурсовода». «Портфель экскурсовода» — это условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Назначение «портфеля экскурсовода» сводится к тому, чтобы восстановить недостающие звенья при показе, дать зрительное представление об объекте. Это целесообразно тогда, когда не все объекты, необходимые для раскрытия темы, можно показать в натуре: что-то не сохранилось, а что-то существует пока лишь в проекте. Одним словом, «портфель экскурсовода» позволяет максимально пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ [5, 2003: 116]. В «портфель экскурсовода» виртуальной экскурсии включаются графическая информация (в форме фотографий, карт и схематических планов местности), звуковые файлы (аудиозапись голоса экскурсовода, музыкальный фон – звук якутского хомуса), видеоинформация, а также ссылки на образовательные порталы, литературные и историко-краеведческие сайты.

Композиционно виртуальная экскурсия состоит из трех модулей. Первый модуль «Путь в якутскую ссылку» начинается с показа интерактивной карты с местами пребывания в Якутии русских писателей 19-го века в период ссылки. Далее виртуальная экскурсия по Амгинскому улусу  объединяет панорамы, представляющие различные культурно-исторические объекты, связанные с именем писателя. Подчеркиваются политические взгляды будущего писателя, отказавшегося от присяги к новому царю Александру III и отправленного из-за этого в ссылку в Якутию. Владимир Короленко прибыл в Амгу 1 декабря 1881 года. К этому времени в слободе уже были политссыльные — участники польского восстания 1863 года, революционеры-народники и рабочие [2,1982: 143]. Следует отметить, что в архивах сохранился фотопортрет Короленко тех лет и русского крестьянина Захара Цыкунова. Далее точка перехода открывает видеоряд из авторских рисунков Короленко-художника, в которых он карандашными набросками запечатлел башню Тыгына в г. Якутске. Приобретенная привычка подкреплять или дополнять литературные записи графикой становится потребностью писателя. Тематика рисунков, сделанных в годы пребывания в Амге, разнообразна: «Амга в 80-х гг. XIX в.», «Юрта Захара Цыкунова», «Татарин Фартак Бурханов», «Боторусский улус 5 сентября 1884 г.», «Могила на Етехтехе», «Якут верхом на быке», «Якут», «Якутка», «В ссылку», «Якутская башня», «Остатки Якутского острога» [1, 2005: 1]. Музыкальный фон проекта состоит из записей якутского тойука, русских народных песен и народного осуохая, исполняемого на Ысыахе — летнем празднике якутов. Материал данного модуля позволяет учащимся подробно рассмотреть связь между жизнью писателя и его творчеством.

Второй модуль «Педагогическая деятельность В. Г. Короленко» содержит важный для будущих учителей-словесников, филологов воспроизведение педагогического опыта Короленко, который создал авторскую школу для якутских детей. Писатель-демократ стремился познакомить северных учащихся с классикой русской литературы в целях расширения кругозора, развития речи и памяти. Замечательный учитель давал детям прочные знания и навыки русской речи в пределах программы начальной школы, прививал любовь к литературе, истории, географии. Систематические занятия с детьми, искреннее желание помочь детям якутской бедноты принесли ему успех и известность, как талантливого педагога и воспитателя. Модуль «Педагогическая деятельность В. Г. Короленко» содержит панораму из архивных фотографий и воспоминаний учеников Короленко, в том числе воспоминания Н.Е. Афанасьева, учителя  и методиста, посвятившего всю свою жизнь просвещению и образованию народов Якутии, а также содержит ссылку на официальный сайт «Амгинская средняя общеобразовательная школа №1 имени В.Г. Короленко с углубленным изучением отдельных предметов». Во время просмотра модуля проигрывается запись текста и фоновая музыка —  звук якутского хомуса.

Модуль «Якутские образы и мотивы в прозе Короленко периода якутской ссылки». Текстовый материал данного модуля носит литературоведческий характер и представляет опыт анализа художественного текста повестей и рассказов писателя, особенностей их поэтики. На якутскую тему было написано немало очерков и рассказов. Наиболее известным из них является «Сон Макара», в котором прототипом главного героя стал Захара Цыкунов. Студентам представляется первая обложка рассказа, изданного в 1931 г., которая воспроизводит уровень полиграфии того времени. В. Г. Короленко проявлял особый интерес к якутскому устному народному творчеству, отмечая, что у якутов есть большая склонность к поэзии: «Якут сразу изливает свои ощущения, без затруднений находит для них и рифмы и своеобразный ритм». Об этом свидетельствуют его письма тексты  исторических преданий о легендарных героях-разбойниках «Манчаары и Омуоча», о богатыре Омоллоне («Омоллон»), которые впервые были опубликованы в книге «Сибирские очерки и рассказы». В поэтике его произведений привлекает образная система. Когда персонажами становятся бедняки-труженики, станционные смотрители, почтальоны, ленские ямщики, спиртоносы, курьеры, поселенцы и бродяги. Возможна художественная параллель с романтическими героями Джека Лондона и других писателей. Владимир Галактионович во всех своих рассказах выступал защитником угнетенных, поборником просвещения и дружбы народов. Все это даст право называть его подлинным певцом Якутского края [6, 2001: 24]. Психологической мотивацией взаимоотношений русских и якутов в рассказе «Соколинец» является их взаимопонимание, взаимоподдержка. Присутствующие выразительно читают фрагменты рассказа «Марусина заимка». Рефреном становятся признания писателя своей дочери Софье Владимировне о значимости далекого севера в его жизни. Следует отметить, что в своих воспоминаниях о пребывании среди якутского народа писатель-демократ признавался в глубокой любви к крестьянам, уважении к их человеческим качествам, в восхищении их духовной культурой [1, 2005:  1].

Краведчески важным являются работы исследователей М.Г. Михайловой [7, 1995: 79], И.С. Емельянова [4, 2001: 24] и О. И. Ивановой о якутской теме в творчестве В. Г. Короленко. В статье Ивановой О. И. «Влияние якутской действительности на поэтику произведений В. Г. Короленко» анализируются некоторые художественные особенности произведений В.Г. Короленко в аспекте влияния якутской действительности на эволюцию поэтики писателя, изложены наблюдения над видоизменением мотивов, образной системы, некоторых стилевых особенностей. Например, трехлетнее пребывание в Якутии повлияло на авторский взгляд и сделало его более тонким, вдохновенным на все, что контрастирует с тьмой, безлюдьем, мрачной тишиной. В рассказах «Соколинец», «Последний луч» становится излюбленным прием антитезы света и тьмы. В рассказе «Соколинец» пейзаж нарисован в темных тонах. Мрачный колорит повествованию придают эпитеты: «холодный туман», «мертвящий якутский мороз», «густая тьма» и другие [6, 2004: 32]. К Модуль «Якутские образы и мотивы в прозе Короленко периода якутской ссылки» содержит панораму из иллюстраций к произведениям, отрывки произведений Короленко, написанных в период якутской ссылки, для анализа, а также ссылки на сайты для самостоятельного создания презентации обучающимися.

Виртуальная литературная экскурсия для студентов-бакалавров становится функциональным ключом к раскрытию особенностей творчества якутского периода Короленко. Учащиеся не только знакомятся с биографическими сведениями, которые сопровождаются фотографиями тех лет, рисунками писателя и воспоминаниями современников, но и проводят анализ героев произведений. Использование инновационных технологий в изучении творчества В. Г. Короленко обусловлено необходимостью медиаобразовательным навыкам и умениям студентов-бакалавров: пользоваться информационными ресурсами Сети, программными средствами; пользоваться поисковыми системами и каталогами; интерпретировать информацию; умение сохранять и использовать информацию в повседневной жизни; перерабатывать и представлять информацию. Контент проекта может быть применен на публичных лекциях, дистанционных семинарах учителей-словесников, вебинарах, онлайн-конференциях по научно-методическим вопросам преподавания филологических дисциплин в школе и вузе.

Литература

  1. Барабанова И.С. В.Г. Короленко и Якутия // Yakutsk History. 2005. – С. 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.yakutskhistory.net/ссыльные-в-якутии/короленко-в-г/
  2. Егоров  П. И. Русские  писатели  о  Якутии. — Якутск, 1982. — 143  с.
  3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям сервиса — 6-е изд., стер. // Емельянов Б.В. — М., 2009. —  С. 216.
  4. Емельянов И.С. Русско-якутские литературные связи в прозе (конец XIX – начало XX в.). — Новосибирск, 2001. – С. 24-67.
  5. Зорин И.В. Энциклопедия туризма: Справочник. — М., 2003. – С. 116-286.
  6. Иванова О.И. К вопросу о влиянии якутской действительности на творчество В.Г. Короленко // Короленко и современность. Изучение творчества В.Г. Короленко в средней и высшей школе Республики Саха (Якутия): Учебно-методическое пособие. — Якутск, 2004. — С. 32-40.
  7. Михайлова М.Г. В.Г. Короленко в Амге // Михайлова М.Г. Очерки русской литературы Якутии. — Новосибирск, 1995. — С. 79-91.

Желобцова Светлана Федотовна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы XX века и теории литературы Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск.

Захарова Венера Сергеевна – магистрант 1 года обучения по направлению «Прикладная филология в профессиональной деятельности» Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *