Никонова Е.Н., Залуцкая С.Ю.

МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

MUSEUM EDUCATION SPACE
AS A TOOL FOR FORMING SCHOOL PERSONS ‘SENSITIVITY

Е.Н. Никонова, С.Ю. Залуцкая

E.N. Nikonova, S.Yu. Zalutskaya

Аннотация: В статье раскрываются особенности продвижения андеграунда средствами связей с общественностью. Описываются некоторые PR-инструменты, применяемые отечественными и западными специалистами с целью привлечения внимания целевого сегмента к неформальным музыкальным направлениям, позиционирующим себя как оппонентов массовой культуры. Приводятся примеры.

Abstract: The article describes the features of the PR-promote of musical underground. Describes some of the PR-tools used by domestic and foreign specialists to draw attention to the target segment of informal musical directions, positioning themselves as opponents of mass culture. Examples are given.

Ключевые слова: PR-деятельность, технологии, андеграунд, музыкальная культура, коммуникация.

Key words: PR-activity, technology, music underground, music culture, communication.

     В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию  один из основных акцентов был сделан на школьном образовании, в том числе указано, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности [1].

Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на уровне государства обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они – национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека.

По Д. Б. Богоявленской, одаренность – это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности». Исследователь считает, что «одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Творческие задатки нужно сформировать в одаренность.

1. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой – обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить угасание признаков детской одаренности.

3. Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.

 4. Обученность, являющуюся результатом благоприятных условий жизни данного ребенка, зачастую трудно отличить от проявления детской одаренности. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия к его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия» [2].

Выявление признаков одаренности школьника важно не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Также необходимо использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют обучающемуся проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности. Значимо для формирования и развития той или иной одарённости ребёнка и его участие в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах; наличие специфических стратегий учебной деятельности (быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности; выдвижение новых целей деятельности, за счет более глубокого овладения предметом); разработка индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему»; специальная организация знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей и т.д.

Наша практика работы с одаренными школьниками предполагает использование следующих актуальных для региональной образовательной среды технологий формирования и развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся:

1. исторический образовательный туризм с разными музейными локациями:

— международного уровня (музеи Великобритания, Ирландия, Чехия, Греция, Южная Корея);

— национального уровня  (музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Булгар, Елабуги);

— регионального уровня (Намцы: музей М.К. Аммосова; Черкех: музей-усадьба             С. Омоллона; Алдан: краеведческий музей; Покровск: краеведческий музей; музеи города Якутска, в т.ч. ведомственные музеи).

Туристический маршрут разрабатывается вместе с родителями и детьми: определяются его цели и задачи, информационное сопровождение, комплект экскурсионных услуг, в том числе тематика и формат научных лекториев, обучающих игр на закрепление увиденного и услышанного  в музее (рефлексия), например, интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Своя игра». Предпочитаем посещение музеев-мемориалов, историко-бытовых музеев-усадьб, в которых все экспонаты аутентичны эпохе, которую они представляют. Участникам экскурсий история становится ближе на запах, на цвет, на живое ощущение.

По мнению специалистов, образовательный туризм позволяет осуществлять одновременно шесть составляющих педагогического воздействия – обучение, воспитание, развитие, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация учащихся.

2. Успешная реализация исторического туризма с посещением музеев мира, России, региона возможна только при условии взаимодействия семьи и школы. Такое партнерство становится все более актуальным и востребованным, более того – необходимым. Для плодотворного формирования ключевых компетенций требуется соответствующий микроклимат взаимоотношений между педагогами и обучающимися, самими обучающимися, образовательной организацией и семьей в целом. Аксиома, что семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения: какую бы сторону развития общества мы ни взяли, всегда окажется, что большую роль в его эффективности на том или ином этапе играет именно семья.

В работе с одарёнными детьми мы используем следующие формы сотворчества  в триаде  «учитель – ученик – родитель»:

— в познавательной деятельности: творческие отчёты по предметам, открытые уроки, праздники знаний, турниры знатоков, совместные олимпиады по предметам, выпуск предметных газет, викторины, конкурсы эрудитов, интеллектуальные игры;

— в трудовой и спортивно-оздоровительной деятельности: дни здоровья, спортивные праздники, соревнования, походы, экскурсии;

— в досуговой деятельности: выставки, игровые семейные конкурсы «Музыкальная семья», «Семья-эрудит», конкурс семейных альбомов, газет; концертные программы, семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День семьи, любви и верности, День взаимного благодарения; ярмарки-распродажи семейных поделок; благотворительные праздники и концерты для семей, находящихся в сложном материальном положении;

— система просветительской работы с семьями учащихся школы;

— новые формы совместной деятельности учеников, учителей и родителей в воспитательной среде школы;

— уважительное общение педагогов с родителями с учётом их культурной, религиозной и национальной принадлежности;

— обеспечение прав родителей на участие в управлении классом, организации учебно-воспитательного процесса; деятельность общественных родительских формирований; объединения родителей по семейным проблемам. Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социального педагога, библиотекаря, администрации школы,  учителей-предметников, педагогов дополнительного образования.

 Таким образом, как бы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания школы на развитие личности ребенка, значение семьи является решающим. Особенно важно для становления личности одарённого ребенка повышенное внимание родителей и их участие в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута школьника.

3. Технологии «Живая история» развивают метапредметные компетенции обучающихся. Например, посещение выставок народных умельцев, гончарных мастеров ООО «Камелек», работающих с глиной с  реки Амга и использующих роспись традиционных узоров народов, населявших Якутию в XIX в., а также посещение музея мыловарения в Елабуге, где школьники сами в процессе ознакомления со старинной технологией производства мыловарения учились изготавливать мыло. Такие технологии помогают формировать историческое мышление, разносторонний взгляд на исторические процессы в контексте истории региона, страны, мира, воспринимать историю мира как единый процесс.

4. Проектная технология. Например, историко-просветительский проект «Музей в 306 кабинете». В течение учебного года школьники создают три исторические экспозиции с предметами, согласно заявленной теме. Так, в прошлом году работали выставки «Исторические куклы», «Антикварная лавка», «110 лет школе №5», «История моей семьи в истории ВОВ». Обучающиеся самостоятельно оформляют экспонаты и проводят экскурсии для младших классов на большой перемене или между сменами. Создана и активно развивается Школа экскурсоводов.

5. Квест-технологии применяются в процессе работы в музеях г. Якутска. Игра вызывает особый интерес школьников разных возрастных категорий и всегда результативна: образовательные игры в рамках дня Музея, Музея Археологии (5 класс – 1 место); квест-игры в Галерее зарубежного искусства им. проф. М. Ф. Габышева, в Якутском государственном объединенном музее истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского ; организация квестов в школе.

6. Интернет–технологии, в том числе очно-заочные экскурсии, дистанционное посещение музеев через электронное приложение музеев мира, страны, города; традиционные осенние очно-заочные краеведческие экскурсии по улицам родного города.

7. Портфель достижений. Что должен положить в портфель достижений одаренный ребенок? Сертификаты, грамоты олимпиад разных уровней, интеллектуальных игр, результаты контрольно-диагностических работ разного уровня, результаты ОГЭ, ЕГЭ, достижения научно-практических конференций, курсов, мастер-классов, семинаров.

8. Выделим олимпиадное движение как наиболее востребованное временем средство развития одаренных детей. Олимпиады являются одной из массовых форм внеурочной работы по всем учебным предметам. Они готовят школьников к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции и постоянного саморазвития, самообразования. Умение результативно выполнять олимпиадные задания всегда являлось показателем одаренности ребенка.

9. Практика подготовки одаренных детей к олимпиадам всех уровней показала, что наилучший результат достигается при тренинге в разновозрастном учебном коллективе – студии. Вспомним добрым словом вечную классику методики А. С. Макаренко. В состав предметной студии входят учащиеся разных классов: в первой учебной четверти занятия проводились с учащимися 7, 9, 10  классов – кандидатами в олимпийскую сборную команду  на городскую олимпиаду. После проведения городской олимпиады (ноябрь) для победителей была составлена индивидуальная образовательная карта подготовки к  олимпиаде. К занятиям в студии в марте подключатся учащиеся из резерва олимпийской сборной – учащиеся 8-10 классов для подготовки к олимпиаде будущего учебного года. В качестве тренеров и экспертов выступают ведущие учителя разных учебных предметов и преподаватели вузов. Обеспечивается психолого-педагогической сопровождение одарённых обучающихся.

8. Разработка поэтапного индивидуального образовательного маршрута для одаренных обучающихся. Приведём в качестве конкретного примера маршрут одарённой школьницы Милены А., реализованный в течение нескольких лет.

1 этап: наблюдения и мониторинг начались в третьем классе. Были выявлены природные задатки гуманитария, однако, безусловно-яркой одаренности не наблюдалось.

2 этап: разработка содержания и траектории развития обучающегося, организация индивидуальной и групповой работы одарённых в разных предметных областях детей в формате научного кружка «Эрудит». Мила стала его постоянным членом в третьем классе. Важно, что учеников в «Эрудите» было всего шесть человек. Сейчас  один из них – победитель регионального этапа и участник финального этапа Всероссийской олимпиады по химии, призер регионального этапа Всероссийской олимпиады и победитель политехнической олимпиады, также прошел первый тур Северо-Восточной олимпиады школьников (СВОШ) по физике и химии; является член-корреспондентом республиканской Малой академии наук (МАН). Два других кружковца – призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады по истории, участники её регионального тура. Мила А. – призер муниципальной олимпиады по истории и призер регионального тура Всероссийской исторической олимпиады. Отметим, что на своей первой олимпиаде в пятом классе она не вошла даже в десятку лучших.

3 этап: диагностика по результатам олимпиадного движения и индивидуальный тренинг в студии. В обучении Милы как одарённого ученика использовались все вышеуказанные технологии, которые позволили результативно развить и формировать её творческую и интеллектуальную одаренность.

При обучении одаренных детей применялись четыре основных подхода к разработке содержания учебной программы  для данного ученика:

1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.

2. Углубление. Данный подход результативен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к той или иной конкретной области знания или области деятельности. Применяется осторожно, т.к. программы, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, могут привести к перегрузкам и, как следствие, к физическому и психическому истощению учащихся. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.

 3. Обогащение. Данный подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами и дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль,  критичность. Обогащение с успехом можно применить в процессе работы на базе Исторического парка.

 4. Проблематизация. Предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения состоит в использовании собственного объяснения, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

Подготовка к олимпиадам одаренных детей на базе музея  осуществляется на основе следующих методологических подходов:

1. Системность и непрерывность.

2. Интеграция деятельности предметных кафедр.

 3. Психолого-педагогическая поддержка детской одаренности.

Например, в текущем году активно использовали интерактивное музейное образовательное пространство Исторического парка г. Якутска. Содержание программ подготовки в парке  весьма эклектично: отдельные темы мало связаны друг с другом, отсутствуют сквозные содержательные линии. Однако мозаичность курса является одним из его основных принципов, поскольку предметное дополнительное образование за рамками государственных образовательных стандартов должно строиться на основе максимального учета индивидуальных особенностей и интересов школьников. Соответственно и программа такого образования должна давать возможность каждому ребенку ознакомиться с различными идеями изучаемого предмета, увидеть все их многообразие. Предложенный принцип построения программы подготовки к олимпиадам на базе Исторического парка позволяет обучающимся приступить к работе в студии с любой темы, а при необходимости вернуться к неизученному материалу. Решение задач или выполнение олимпиадных заданий проводится в индивидуальном для каждого учащегося темпе. Студия разделена на пары, состав которых может меняться. Каждый ученик находится на своем этапе изучения темы и работает попеременно то с более продвинутым, то с менее продвинутым студийцем.

Таким образом, за отведенное программой время каждый продвигается на «свою глубину». В следующем году при изучении этой темы он продолжает работу с того места, на котором остановился в предыдущем. Причем часто занятия проводятся в парах ученик- учитель, ученик-ученик, ученик-эксперт. Такой подход дает возможность осуществить глубокую индивидуализацию, что является обязательным при подготовке к олимпиадам в рамках лицейского дополнительного образования.

Несколько занятий в студии проводит психолог, помогая выработать линию поведения во время олимпиады, избежать стрессов.

Работа с одаренными – это  комплекс последовательных педагогических действий, обеспечивающих включенность одаренного ребенка в значимые для него события и стимулирующих его саморазвитие на основе происходящего. Одной из таких форм сегодня становится музейное образовательное пространство как инструмент формирования одаренности у школьников с его большим потенциалом.

Литература

  1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1 марта 2018 года [электронный ресурс]. Режим доступа:http://kremlin.ru/events/president/news/56957/audios
  2. Богоявленская Д.Б.Ещё раз о понятии «одаренность»: методологические подходы // Образование личности. 2014. №4. – С. 57-66. 

Никонова Елена Николаевна – учитель истории МОБУ «СОШ № 5 им. Н.О. Кривошапкина» Городского округа «Город Якутск».

Залуцкая Светлана Юрьевна – кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *