Дмитриева Е.Н., Харитонова С.А.

РОЛЬ АУДИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ-БИЛИНГВОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

THE ROLE OF LISTENING ON FORMATION THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS-BILINGUALS IN THE PROCESS OF LEARNING THE RUSSIAN LANGUAGE

Е.Н. ДМИТРИЕВА, С.А. ХАРИТОНОВА

E.N. DMITRIEVA, S.A. KHARITONOVA

Аннотация: В статье будет рассматриваться проблема формирования овладения русского языка с помощью аудирования учащимся-якутам, для которых русский является вторым родным языком. Аудирование может выступать средством овладения языковым материалом и языком как средство общения.  Главную роль в процессе формирования и содействие билингвизма играет начальная школа, именно там закладывается фундамент для дальнейшего углубленного изучения русского языка. Сейчас многие люди говорят на русском плохо, неправильно ставят ударения, говорят, не учитывая экстралингвистические факторы, допускают множество интерферентных ошибок.  Исходя из этого, мы считаем, что данная проблема в наше время достаточна актуальная.

Abstract: This article will consider the problem formation of mastering the Russian language with the help listening to sakha-pupils, for whom Russian language is the second mother tongue. Listening can be a means of mastering the language materials and language as a means of communication. The main role in the process of promoting bilingualism plays a primary school, there are lays the foundation for further in-depth study of the Russian language. In our time many people speak to Russian poorly, wrong to put the emphasis, talk without taking into account extralinguistic factors, allow a lot of interference mistakes. On this basis, we believe that this problem is sufficient today.

Ключевые слова: аудирование; билингвизм; речевая деятельность; аудиоматериал; интерференция.

Key words: listening; bilingualism; speech activity; audio; interference.

    Речь – понятие многоаспектное и межпредметное. Психологи и психолингвисты рассматривают речь как процесс порождения и восприятия высказывания, как вид специфической человеческой деятельности, обеспечивающий общение. [5, 2005: 304].

Развитие речи подразумевает комплексное изучение речевой деятельности с точки зрения их функционирования в речи. В содержание работы по развитию речи входит обучение вида речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. Устная речь – это звуковая, произносимая, слышимая речь, основным признаком которой является то, что порождаемые высказывания создаются непосредственно в процессе говорения [1, 2005: 239]. Речевой слух состоит из двух компонентов: фонематический и интонационный. Фонематический компонент — это способность человеческого уха различать звуки речи как представитель фонем. Интонационный компонент – это восприимчивость интонационных структур и сопоставлять их с интонационным инвариантом.

Психологи и психолингвисты определяют речь как сложный механизм, при её активизации затрагиваются все индивидуальные особенности (с точки зрения психологии) человека.  Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной, мыслительно-мнимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций таких как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. Из психологии известно, что восприятие речи связано с деятельностью памяти. В основе аудирования как любого процесса лежат определенные психофизиологические механизмы: восприятие, узнавание и понимание.

Механизм речевого слуха:

  1. способность различать: твердость-мягкость, ударность-безударность, повышение-понижение тона, долгота, звонкость-глухость;
  2. идентификация (соотнесение поступающей информации с эталонами, хранящимися в памяти)
  3. опознание— это извлечение соответствующего эталона из долговременной памяти.

Речевая деятельность осуществляется при слушании, говорении, чтении, письме. Слушание и чтение – это рецептивные, репродуктивные виды речевой деятельности, осуществляющие прием и последующую переработку речевого сообщения [1, 2005: 245]. Мы предполагаем, что влияние родного языка учащихся больше отрицательное, чем положительное. Учет влияния родного языка рекомендует путь использования положительного переноса знаний, умений и навыков из якутского языка и средство предупреждения и одоления отрицательного переноса, интерференции.  Поэтому мы решили рассмотреть в нашей статье метод аудирования (слушания) на уроках русского языка, т.к. важнейшая цель преподавания русского языка — это обучение речи на русском языке, чем его теоретическое обучение.

С точки зрения нашего исследования ценным считается части работы профессора, доктора психологических наук Зимней И.А. об этапах аудирования. Зимняя Ирина Алексеевна описывает три фазы аудирования как вида речевой деятельности, согласно теории Леонтьева А.Н.: мотивационно — побудительную, аналитико — синтетическую, и исполнительную.

Мотивационно — побудительная фаза приводится в движение коммуникативной задачей. Учащимся необходимо сообщить перед аудированием о том, что они будут слушать и что конкретно должны услышать. Мотив создается, как правило, интересной экспозицией, беседой об авторе, теме произведения. В естественном общении источником мотива для восприятия и понимания является тема общения и сам собеседник (его манера общения, умение привлечь внимание слушающего и т.д.).

Аналитико-синтетическая фаза – это основная часть аудирования. Именно здесь происходит восприятие и переработка информации, поступающей по слуховому каналу. С помощью вышеописанных механизмов (слуховой памяти, прогнозирования, идентификации и др.) происходит умозаключение — результат понимания.

Третья фаза – исполнительная, реализующая. Данная фаза при аудировании внешне не выражена, тогда как в говорения, она внешне ярко выражена в артикуляционных дивжениях говорящего или в движениях руки.

Все эти процессы, включая и сам результат аудирования, носят скрытый характер, т.е. исполнительная фаза в аудировании сливается с аналитико — синтетической.

Наиболее общей и четкой формулой, выражающей соотношение между языком и речью в интересующем нас аспекте можно считать следующее выражение, принадлежащую Ю.С. Маслову: «Язык функционирует и «непосредственно дан» в речи. Но в отвлечении от речи он есть абстрактная сущность» [2,1975: 9].Обучение учащихся-якутов русской устной речи предусматривает специальную работу для преодоления языкового барьера особенно в сельских школах. Аудирование как компонент речевой деятельности – это мыслительный процесс для восприятия и понимания речи на слух. В процессе обучения, аудирование является главным компонентом для получения знаний по всем гуманитарным предметам. На уроках русского языка нужно развивать глобальное, детальное, и критическое восприятие речи.

Глобальное восприятие.  Задача такого данного вида слушания — это определение основной темы. Примерные вопросы задания могут быть такими: о чем шла речь, какова основная мысль и т.п.

Детальное восприятие.  Задачей этого слушания является подробное воспроизведение в деталях абзацев текста. Примерные задания: краткий пересказ фрагмента услышанного, ответы на вопросы.

Критическое восприятие. Основывается на двух предыдущих видах восприятия. Задания для такого типа требует критического осмысления на слух, выражения согласия или несогласия с авторским мнением и выражение своей позиции.

Также одно из самых важных пунктов подготовки к обучению аудированию, нужно учесть его трудности: субъективные и объективные. Следует учитывать индивидуальные особенности слухового внимания учащихся, их систему знания, словарный запас и психологическое состояние перед прослушиванием.

Обратимся к взглядам методистов по отношению к проблемам аудирования.  Умение слушания (аудирования) в учебной деятельности играет огромную роль, от этого зависит усвоение программного материала по всем предметам, т.к. в национальных школах все уроки ведутся на русском. Если обучающийся отлично владеет этой речевой деятельности, это значит, что ученик также хорошо будет владеть говорением, письмом и чтением. В последние годы в методике преподавания русского языка стали говорить о необходимости целенаправленного и систематического обучения слушанию как виду речевой и учебной деятельности.

Критерии выбора аудиоматериала:

  • Тип, тема, стиль и жанр речи. Выбор темы и текста надо подобрать, так чтобы он отвечал образовательно-воспитательным задачам, текст должен заинтересовать, мотивировать для дальнейшего выполнения заданий по аудиоматериалу.  Стиль речи художественный или публицистический, а начиная с 9 классов можно предоставить аудиоматериал официально-делового и научного стиля. Наиболее оптимальный начальный аудиоматериал может быть удовлетворяющий их повседневные запросы и потребности, для общенияучитывая возраст учащихся. В средних классах уже необходимо учитывать будущую практическую деятельность обучающихся.
  • Лексические и синтаксические особенности. Должны соответствовать знаниямучеников. На начальном этапе требуется полное отсутствие архаизмов, заимствованных и диалектных слов, чтобы ученикам не заблуждаться при выполнении заданий. В старших классах все это должно присутствовать для обогащения словарного запаса.
  • Источник сообщения, темп и способ предъявления речи. Произношение дикторов должен быть четким и ясным, с одинаковыми речевыми характеристиками, чтобы легче было адаптироваться в речь говорящего
  • Наличие зрительной опоры.Это широкое употребление жестов и мимики, так как они несут достаточно большую информацию, особенно эмоционального характера.

В методическом отношении считаем задачей учителя в обучении аудированию:

a)       Подбор учебного материала, подлежащего аудированию, и его организация в последовательности постепенного нарастания трудности;

b)       Определение режима, в котором учащиеся предъявляется материал для аудирования: подготовка заданий и упражнений к аудио-тексту, проигрывание аудио-текста, организация контроля понимания учащимися прослушанного.

Необходимо отметить, что еще можно добавить систему упражнений из аудирования на уроках английского языка. Такие как повторение за диктором (после диктора или синхронно), пересказ, нахождение ошибок между подготовленным текстом и аудиоматериалом, запоминание дат, географических наименований, устойчивые выражения (пословицы, поговорки). Такие упражнения предпочтительнее использовать на начальном этапе обучения аудирования.  В старших классах идет постепенное усложнение упражнений, удлиняется текст аудиоматериала, добавляются незнакомые слова, изменяется темп речи, длительность речи, даются дикторы с разными акцентами речи.

Эффективность обучения обуславливается систематичным выполнением упражнений, также подбор заданий тоже играет важную роль. Развитая коммуникативная компетенция позволяет ученикам правильно излагать свои мысли, умение культурно вести диалог с другими людьми. Пользуясь богатством русского языка, учащиеся должны научиться выбирать точные и нужные слова, для передачи своих мыслей устно, также и письменно. Из этого следует, что без глубокого понимания текстов, материалы изучения будут плохо усваиваться обучающимися.

Таким образом, аудирование – это самый важный компонент обучения коммуникативным навыкам, он состоит из одновременного восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания на слух. Развитию аудитивного восприятия оказывает соблюдение принципа устной основы и устного опережения на начальной ступени обучения.  Эффективность обучения обуславливается систематичному выполнению упражнений, также подбор заданий тоже играет важную роль. Развитая коммуникативная компетенция позволяет ученикам правильно излагать свои мысли, умение культурно вести диалог с другими людьми. Пользуясь богатством русского языка, учащиеся должны научиться выбирать точные и нужные слова, для передачи своих мыслей устно, также и письменно.

Литература

  1. Архипова Е.В., Воителева Т.М., Дейкина А.Д. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; под.ред. Р.Б. Сабаткоева. – 2 изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320с. – С. 239-245.
  2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учеб.пособие для филол. cпециальностей университетов. – М.: «Высшая школа», 1975. – 328 с. С.9.
  3.  Олесова А.П. Методика преподавания русского языка в национальной школе (в структурно-логических схемах и таблицах).: Учебное пособие. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2006.102 с.
  4. Федоров К.Ф. Методика обучения русскому языку в национальной школе. 5-11 классы: Научно-методическое пособие. Якутск: Изд-во Бичик, 2005. – 380 с. С. 304
  5. Федорова К.Ф., Самсонова Т.П. Методика русского языка в 4-8 классах якутской школы: Пособие для учителя. – Якутск: Кн. изд-во, 1985. – 264с.

Дмитриева Евдокия Николаевна – доктор филологических наук., профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета, г. Якутск.

Харитонова Сайыына Алексеевна – студентка 5 курса отделения русского и иностранного языков филологического факультета Северо-Восточного федерального университета, г. Якутск.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *