Чжан Синьи

ОБРАЗ ДРАКОНА В РУССКОЙ И КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРАХ

Чжан Синьи

     Драконсобирательное название, объединяющее ряд мифологических и фантастических существ. Дракон связан с христианским культом святого Георгия и получил широкое распространение в европейском религиозном искусстве. Традиции Восточной Азии также содержат немало драконообразных персонажей, таких как японский рю, китайский лун, вьетнамский лонг, корейский ён и другие.

Тема нашего исследования — образ дракона в русской и китайской культуре. В своей работе мы попытались разобраться: есть ли сходства и различия между китайским драконом и русским.

Китайский дракон. В древнем Китае по преданию дракон является мифическим животным. По предназначению его можно разделить на Небесного, Земляного, Божественного дракона, Дракона скрытого сокровища и т.д. В мифологии китайский дракон вместе с фениксом, единорогом и черепахой называются четырьмя добрыми животными. Среди них дракон является главным.

С самых древних времен жители Поднебесной поклоняются и с уважением относятся к образу дракона, которого называют Лун.Дракон Лун, согласно поверьям, появился во времена правления династии Ся. Он обитал в различных водоемах: озерах, реках, морях. Также можно было его увидеть летающим в небе. Именно с этого периода образ дракона стал появляться в китайской живописи.

По легенде, драконы в Китае были предками европейских драконов, только в отличие от этих злых и кровожадных существ, обитавших в Европе, китайские считались символами положительной энергии Ян.Китайский дракон – главный герой практически всех древних легенд, сказок, мифов и преданий. Его можно встретить даже в пословицах и идиомах. Например, «надеяться, что сын станет драконом», обозначает, что будет удачливым и сильным, как дракон.

Во времена феодального общества дракон стал символом императорской власти и престижа. Все императоры считали себя его сыновьями.Образ дракона украшал практически все предметы, окружавшие династию: одежду, посуду, мебель, стены дворца.

Дракон, символизирующий удачу и богатство, нравится всем современным китайцам. Но в настоящее время его изображение потеряло прежнюю актуальность.

Дракон в России. Дракон в христианстве является символом дьявола. Христианский рассказ «Святой Георгий, поражающий дракона» переносится на государственный герб России. Это символизирует то, что добро победило зло, а герой защитил страну.

На Урале есть предание о том, что в пещере живёт дракон. Он приносит одни несчастья местным жителям, грабит их и крадет девушек. Однажды один рыцарь решаетубить дракона. Сражение длится 7 дней, пока, наконец, рыцарь не отрубает 2 головы противника.

В русском фольклоре встречается персонаж Змей Горыныч. Он резко отрицательный герой. В разных сказаниях описание Змея расходится.Принято считать, что Змей-Горыныч – это говорящее драконоподобное существо с тремя головами, обладающее способностью дышать огнем.

Очевидно, в России у дракона много отрицательных образов. Мотивы убиения дракона широко применяются в русской культуре. Например, в скульптуре «Медный всадник», которая находится в Санкт-Петербурге, Петр Великий сражает копьем дракона.

В ходе работы, рассмотрев образы дракона в двух культурах, мы пришли к выводу, что у них больше различий, чем сходств.

Мы выделили следующие сходства:

— внешние: дракон в Китае и в России чаще похож на змею (за исключением Змея Горыныча);

— это огнедышащие персонажи. Они извергают огонь, реже воду, дым;

— образ дракона можно встретить на официальных символах государства.

Отличия:

— в китайской культуре образ дракона чаще положительный, а в русской всегда отрицательный;

-в китайской культуре есть обычай – поклонение дракону, а в русской такого обычая нет;

— в Китае дракон – символ императорской власти и престижа, а в России дракон олицетворение зла;

— главные черты китайского дракона – мудрость, строгость, а русский дракон агрессивный, злой, может быть хитрым;

— образ китайского дракона часто встречается в разных жанрах фольклора, а русский дракон в сказках и былинах.

Литература

  1. Терехов А. Э. Лун 龍 // Духовная культура Китая: Энциклопедия. — М.: Восточная литература, 2010. Т. 6 (дополнительный): Искусство. — С.626-630.
  2. Дёмин В. Н. Драконы. Миф и реальность. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.

Чжан Синьи – студентка 3 курса Харбинского университета науки и технологий, г. Харбин, Китай, научный руководитель Антонова Е.А., ассистент кафедры русского языка как иностранного Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *