ПРОБЛЕМА ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ
О.Е. Колесова
Смысл жизни — это философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющая огромное значения для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.
Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.
Великие философы – такие, как Сократ, Платон, Диоген, Декарт, Спиноза, и многие другие – обладали четкими представлениями о том, какая жизнь “лучше всего” (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.
Наверное, каждый человек задумывался о том, в чем состоит его смысл жизни. На этот вечный и риторический вопрос пытались ответить многие философы разных времен. Одни философы считали, что жить нужно ради удовольствия, другие говорили, что смысл жизни – становление ответственным и добросовестным гражданином, третьи видели в постижении высшей мудрости. Проблема определения смысла жизни очень важна для человека, и поэтому это тема актуальна в наше время.
Рассуждая о смысле жизни, мы решили сопоставить роман “Свет, который мы потеряли” зарубежной писательницы Джилл Сантополо и “Ионыч” рассказ Антона Павловича Чехова.
Джилл Сантополо – современная американская писательница. Джилл закончила Вермонтский колледж и Колумбийский университет, имеет степень бакалавра по английской литературе. Является редактором Philomel Books.
Антон Павлович Чехов(1860-1904) – классик мировой литературы. По профессии врач. Почетный Академик наук по разряду изящной словесности, один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков.
В романе “Свет, который мы потеряли” рассказывается история первой любви. Люси и Гейб знакомятся на последнем курсе учебы в Колумбийском университете 11 сентября 2001 года. Этот роковой день навсегда изменил их жизнь. Они оба хотят сделать в жизни что-нибудь значительное, важное. Гейб мечтает стать фотожурналистом, а Люси делать передачи для детей на телевидении. Через год они встречаются снова и понимают, что безумно влюблены. Возможно, они найдут смысл жизни друг в друге? Но нет, они предпочли свою карьеру, вместо любви. Гейб уезжает на Ближний Восток делать фоторепортажи из горячих точек, а Люси остается в Нью-Йорке. И следующие 13 лет – это путь мечты, желаний, ревности, предательства. Неужели судьба свела их вместе, чтобы тут же развести? Каждый живет своей жизнью, идет выбранным путем, но любовь навечно остается в их сердцах.
Сюжет рассказа “Ионыч” прост – это история строится вокруг двух признаний в любви: вначале главный герой делает предложение Екатерине, но получает отказ. А через несколько лет она, поняв, что лучшей встречи в ее жизни не было, рассказывает ему о своих чувствах, но теперь он выслушивает ее с равнодушием. Таким образом, это рассказ всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками, из-за неразделенной любви теряет смысл жизни. Превращается в равнодушного обывателя, которому интересны только деньги. [4, 1955: 12].
Сравним главных героев. Гейб из романа “Свет, который мы потеряли” был целеустремленным, ставил свою мечту выше всего остального. Он хотел изменить мировоззрение людей, с помощью своих фотографий, побывать в горячих точках и увидеть все происходящее своими глазами. Повинуясь своей мечте, он уезжает. В дальнейшем, благодаря своей целеустремленности, он становится известным фотожурналистом. И можно сказать, что его мечта сбылась, но, добившись пика в своей карьере, понимает, что он упустил главное — свою любовь. В Нью-Йорке он устраивает первую выставку сделанных им фотографий. Главная ее особенность заключалась в том, что фотографии расположены в обратном хронологическом порядке. Эту выставку посещает его первая любовь, которая вышла замуж и родила детей, но до сих пор испытывает сильные чувства к нашему герою. И, оказывается, что на самом конце выставки вся стена расставлена ее фотографиями. Надпись на стене гласила: “Все, к чему прикасается женщина, исполненная светом, становится светлее. «Lucy, Luce, Luz, Light». В этом романе поднимается проблема, выбора неправильного пути в жизни, предпочтение карьеры, вместо любви. Потеря смысла своей жизни.
А в рассказе “Ионыч” у главного героя изначально не было цели в жизни, мечты. Он просто живет, по принципу “все случится так, как должно случиться”. Он работает врачом в и знакомится с семьей Туркиных, и через некоторое время влюбляется в их дочь. Он предлагает ей выйти замуж за него, но Екатерина ему отказывает. Этот отказ он принял как оскорбление. Три дня он страдал, но затем он успокоился и начал жить, как прежде. Иногда Старцев даже радовался, что не женился на девушке. Незаметно проходят следующие четыре года. Доктор обзаводится клиентами и хорошей репутацией. Но счастлив ли он? В этом рассказе поднимается проблема постепенной деградации человека. Молодой и талантливый врач со временем опускается и превращается в обывателя.[1, 1991: 213]. Все его мысли о высоких чувствах улетучиваются, и теперь его интересуют только деньги.
Таким образом, можно сделать вывод, что эти произведения похожи тем, что в обоих случаях главные герои выбирают не тот путь, которым следовало бы идти, и все это заканчивается тем, что в конце никто не обретает настоящего счастья. Но и есть различие, в романе “Свет, который мы потеряли” у главного героя есть цель, к которому он идет на протяжении всей истории, и он не теряет со временем своих чувств к Люси, а, наоборот, с годами его чувства становятся намного сильнее. А в рассказе “Ионыч” у главного героя нет цели, и он забывает о своих чувствах сразу после того, как получает отказ от Екатерины. Бесцельное существование может отразиться не только в материальном благополучии, но и в душевном покое.[2, 1958: 88].
Мы можем сказать, что поиск смысла жизни в русской и зарубежной литературе – это постоянный диалог писателя со временем, писателя с читателем, писателя с обществом, писателя с самим собой.
Литература
- Бялый Г.А. Чехов и русский реализм: очерки/ Г.А.Бялый. – Сов.писатель, 1981. – 400 с.
- Голубков В.В. Мастерство А.П.Чехова/В.В.Голубков. – М.:Учпедгиз, 1958. – 199 с.
- Сантополо Джилл. Свет, который мы потеряли. Иностранка, 2017. – 384 с.
- Сосницкая М. Д. «Ионыч» и «Вишневый сад» А. П. Чехова/ М. Д. Сосницкая. – М.: Учпедгиз, 1955. – 63 с.
Колесова Олеандра Егоровна – ученица 9 б класса МБОУ «Намская средняя общеобразовательная школа № 2» с. Намцы Намского улуса, руководитель Федорова С.Д., учитель русского языка и литературы высшей категории, с. Намцы.