Вихман Екатерина Сергеевна, 8 класс
МБОУ «Сунтарская гимназия»
Научный руководитель: Аринкина Арина Николаевна —
учитель русского языка и литературы МБОУ «Сунтарская гимназия»
Современные жаргонизмы и сленг
в речи обучающихся 5-9 классов моей школы
АКТУАЛЬНОСТЬ. Ограниченная лексика распространена среди школьников, однако её происхождение недостаточно представлено в школьных учебниках русского языка. Молодёжный сленг и жаргонизмы – явления, которые присутствуют повсюду, и знакомство с ними поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом. Исследование ограниченной в употреблении лексики позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой. Работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к молодёжному сленгу, а также выявить причины использования обучающимися подобной лексики. Чрезмерная засорённость русского языка ненужной ненормативной лексикой приводит к необходимости профилактической работы и пропаганде русского литературного языка.
ЦЕЛЬ — проанализировать речь обучающихся моей школы, выяснить причины употребления ими жаргонизмов и сленговых выражений.
ЗАДАЧИ:
1) сформулировать понятия «жаргон» и «сленг»;
2) определить, какое место занимают молодёжные жаргонизмы и сленги в речи школьников;
3) провести социологическое исследование ( анкетирование) среди
обучающихся среднего звена с целью определения:
— круга наиболее употребительных жаргонных слов,
— частотности употребления жаргонизмов,
— причин употребления школьниками жаргонизмов и сленговых выражений,
— способов формирования правильной и грамотной речи.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: жаргонизмы и молодёжный сленг как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: устная речь обучающихся 5-9 классов МБОУ «Сунтарская гимназия».
ГИПОТЕЗА:
— в речи обучающихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы, употребление которых связано с желанием выделиться среди людей, быть современными;
— жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Чтение и анализ научной литературы.
2. Сбор часто употребляемой ненормативной лексики.
3. Метод сравнения.
4. Метод обобщения.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Настоящая работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы, Приложения. Во Введении обосновывается выбор темы исследования, определяются цель, задачи, предмет и объект исследования, приводится его гипотеза, методы исследования.
Сленг – речь какой-либо объединённой общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.
Жаргон представляет собой набор упрощённых (сокращённых, укороченных или образных) слов для обозначения понятий и терминов, часто используемых людьми определённого круга занятий.
Чтобы найти причины употребления жаргонов и сленгов мы провели опрос среди обучающихся 5-9 классов. В анкетах мы попросили указать слова, которые ребята употребляют наиболее часто. Анализ исследовательской работы и моих наблюдений позволили выделить в речи учеников следующие семантические группы сленга. В результате исследования было выявлено, что обучающиеся активно используют сленг в речи. Использование нелитературной лексики чаще всего наблюдается при общении школьников друг с другом и при выражении какого-либо чувства.
В результате опроса выявлено всего 48 жаргонизмов, сленгов. Их разделили на 5 семантических групп.
1 | Глаголы | Го, ору, сорян, РЗЧ. |
2 | Существительные | Ава, аутфит, вайн, вай-фай, инстамир, котэ, лайфхак, магаз, мастхэв, мейнстрим, пост, снуд, статус, сторис, фоамиран, челлендж, шейкер. |
3 | Связанные с состоянием и настроением человека | Голяк, изи, релаксация, лол, муд, ништяк. |
4 | Связанные с действиями и качествами человека | Блоггер, вайнер, леттеринг, мимими, няшный, селфи, скрапбукинг, симулянт, спойлер, фитоняшка, хайп, читмил. |
5 | Связанные с красотой | Ботокс, лэшмейкер, лук, микроблейдинг, сутаж, чика, шоурум. |
- В мужском роде 36 наименований
- С английского языка 36 наименований
- По количеству фонем самым маленьким является сленг Го – 2 фонемы;
- Самое большое по количеству фонем неологизм Скрапбукинг – 11 фонем.
- Самые распространённые по количеству фонем наименования, состоящие из 6 фонем – Статус, ништяк, мимими, няшный, шейкер, читмил и т.д..
Таким образом, мы считаем, что сленг остаётся с молодёжью, как островок естественности и свободы от мира взрослых. Сленг был, есть и будет. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, но представить современного молодого человека совсем без сленга невозможно.
Но всё-таки мы уверены, что каждый гражданин своей страны должен совершенствовать свой язык, чтобы быть широко образованным, воспитанным, свободным и высоконравственным человеком, ориентировавшимся в современных условиях жизни.
Литература
- Береговая З. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания.- М.: 2006, № 3.
- Левикова С.И. Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.
- Стенин И.А. «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.: 2004г.
- Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи». М.: 2001г.