Захарова Азияна Васильевна

Захарова Азияна Васильевна, 11 класс

МБОУ «Сунтарская гимназия»

Научный руководитель: Аринкина Арина Николаевна

учитель русского языка и литературы МБОУ «Сунтарская гимназия»

Лингвистические особенности прагматонимов

(названий продовольственных товаров)

магазинов села Сунтар

Мы живем в окружении слов – названий предметов, процессов, качеств, явлений, окружающих нас людей. Но есть слова, занимающие особое положение в системе языка, предназначенные для обозначения конкретных предметов и явлений и выделяющие их из ряда похожих, однотипных предметов и явлений, — имена собственные. К ним относятся как имена реально существующих людей, городов и рек, так и наименования предметов, магазинов и продовольственных товаров.

Цель  работы – проанализировать лексико-семантические особенности прагматонимов (названий продовольственных товаров) магазина «Татыйыына» села Сунтар. 

          Задачи исследования:

  1. Изучить научную литературу по теме исследования.
  2. Познакомиться с понятием «нейминг», изучить технику нейминга.
  3. Выявить функции прагматонимов.
  4. Изучить лексическое значение (семантику) прагматонимов, классифицировать их по тематическим группам, опираясь на технику нейминга; выявить особенность каждой группы.
  5. Выявить наиболее продуктивные способы создания прагматонимов.

            Предмет исследования:  прагматонимы  (названия продовольственных товаров) магазина «Татыйыына» села Сунтар. 

Объект  исследования: лексико — семантические особенности прагматонимов.

           Актуальность исследования определяется необходимостью комплексного изучения прагматонимов  как языковых единиц в силу своей распространенности и повторяемости.

          Гипотеза: мы предполагаем, что прагматонимы – это динамично развивающееся явление. Они являются системой единиц, в которой реализуются основные тенденции, свойственные языку в целом.

          Методы исследования: наблюдение, сравнение, обобщение, классификация, лингвистический анализ, анкетирование,  статистическая обработка материла  (составление диаграмм).

Прагматонимы – словесные товарные знаки, собственные наименования продовольственных товаров.

Нейминг (от английского «toname» — «называть, давать имя») — это наука создания успешных названий, которые должны не просто красиво звучать, а отражать специфику товара.

Семантика прагматонимов магазина «Татыйыына» села Сунтар многообразна. Каждое наименование ассоциируется с определенным понятием и имеет внутреннее содержание. Проанализировав  178 прагматонимов, мы выяснили, что при их создании использовались следующие способы  нейминга: личные имена, словообразование, заимствование, ассоциации, женские и мужские антропонимы и т.д..

Нами выявлено всего 14 групп — 269 прагматонимов. Все названия структурированы в алфавитном порядке. Это:

  1. Заимствования
  2. Женские антропонимы
  3. Мужские антропонимы
  4. Связанные с географическими названиями
  5. Связанные с цифровыми обозначениями
  6. Тропы  (Эпитеты)
  7. Связанные с растительным миром
  8. Качества человека
  9. Связанные с животным миром
  10. Новообразования
  11. Аббревиатуры
  12. Связанные со сказками, мультфильмами, кинофильмами и литературой.
  13. Профессии
  14. Прочие  ассоциации (Произвольная лексика)

В следующем мы планируем провести опрос среди жителей села

Сунтар по следующим вопросам: 

— Какое значение имеют названия продовольственных товаров  для покупателя?

— На что обращают   внимание покупатели при покупке товара: на название  или вкусовые качества продукта?

— Задумываются ли над смыслом  названия?

— Какие предпочитают названия?

Итак, основными группами названий стали имена, образованные при помощи пяти техник нейминга: заимствование, географический и ассоциативный методы.

Однако стоит отметить те случаи, когда название можно отнести сразу к двум или более категориям в силу того, что при его создании предположительно использовалось несколько техник называния.

Итак, наша гипотеза подтвердилась: прагматонимы – это динамично развивающееся явление. Они являются системой единиц, в которой реализуются основные тенденции, свойственные языку в целом. Прагматонимы участвуют в формировании языковой картины мира человека и обозначают предметы, практически значимые в его жизнедеятельности.

            Литература:

  1. Березович, Е. Л. Теория коннотации в современной  лингвистической  семантике и ономастике // Ономастика в кругу гуманитарных наук: Матер, Междунар. науч. конф., Екатеринбург, 2005. Екатеринбург: Изд-во Урал, унта, 2005. — С. 10 —
  2. Волкова, Н. Н. Омонимия прагматонимов // Проблемы функционального и структурного анализа языка[Текст]: Сб.ст. – Донецк, 1994. –141-145 с.
  3. Кошпанова, Ж. Б. Структура и семантика прагматонимов [Текст]: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Алматы, 2006.- 32 с.
  4. Суичмезова  (Шведова), Н. Л. Прагматонимы как средство косвенной рекламы / Н. Л. Суичмезова //– Ростов н/Д.: ДЮИ, 2008. – Вып. 11. –237с.
  5. Яковлева О. Е. Семиотические типы прагматонимов современного русского языка (на материале номинаций продуктов питания) Текст]: монография / О. Е. Яковлева канд. филолог. наук, Новосибирск, 2006. – 218 с.