Захарова Азияна Васильевна, 11 класс
МБОУ «Сунтарская гимназия»
Научный руководитель: Аринкина Арина Николаевна
учитель русского языка и литературы МБОУ «Сунтарская гимназия»
Лингвистические особенности прагматонимов
(названий продовольственных товаров)
магазинов села Сунтар
Мы живем в окружении слов – названий предметов, процессов, качеств, явлений, окружающих нас людей. Но есть слова, занимающие особое положение в системе языка, предназначенные для обозначения конкретных предметов и явлений и выделяющие их из ряда похожих, однотипных предметов и явлений, — имена собственные. К ним относятся как имена реально существующих людей, городов и рек, так и наименования предметов, магазинов и продовольственных товаров.
Цель работы – проанализировать лексико-семантические особенности прагматонимов (названий продовольственных товаров) магазина «Татыйыына» села Сунтар.
Задачи исследования:
- Изучить научную литературу по теме исследования.
- Познакомиться с понятием «нейминг», изучить технику нейминга.
- Выявить функции прагматонимов.
- Изучить лексическое значение (семантику) прагматонимов, классифицировать их по тематическим группам, опираясь на технику нейминга; выявить особенность каждой группы.
- Выявить наиболее продуктивные способы создания прагматонимов.
Предмет исследования: прагматонимы (названия продовольственных товаров) магазина «Татыйыына» села Сунтар.
Объект исследования: лексико — семантические особенности прагматонимов.
Актуальность исследования определяется необходимостью комплексного изучения прагматонимов как языковых единиц в силу своей распространенности и повторяемости.
Гипотеза: мы предполагаем, что прагматонимы – это динамично развивающееся явление. Они являются системой единиц, в которой реализуются основные тенденции, свойственные языку в целом.
Методы исследования: наблюдение, сравнение, обобщение, классификация, лингвистический анализ, анкетирование, статистическая обработка материла (составление диаграмм).
Прагматонимы – словесные товарные знаки, собственные наименования продовольственных товаров.
Нейминг (от английского «toname» — «называть, давать имя») — это наука создания успешных названий, которые должны не просто красиво звучать, а отражать специфику товара.
Семантика прагматонимов магазина «Татыйыына» села Сунтар многообразна. Каждое наименование ассоциируется с определенным понятием и имеет внутреннее содержание. Проанализировав 178 прагматонимов, мы выяснили, что при их создании использовались следующие способы нейминга: личные имена, словообразование, заимствование, ассоциации, женские и мужские антропонимы и т.д..
Нами выявлено всего 14 групп — 269 прагматонимов. Все названия структурированы в алфавитном порядке. Это:
- Заимствования
- Женские антропонимы
- Мужские антропонимы
- Связанные с географическими названиями
- Связанные с цифровыми обозначениями
- Тропы (Эпитеты)
- Связанные с растительным миром
- Качества человека
- Связанные с животным миром
- Новообразования
- Аббревиатуры
- Связанные со сказками, мультфильмами, кинофильмами и литературой.
- Профессии
- Прочие ассоциации (Произвольная лексика)
В следующем мы планируем провести опрос среди жителей села
Сунтар по следующим вопросам:
— Какое значение имеют названия продовольственных товаров для покупателя?
— На что обращают внимание покупатели при покупке товара: на название или вкусовые качества продукта?
— Задумываются ли над смыслом названия?
— Какие предпочитают названия?
Итак, основными группами названий стали имена, образованные при помощи пяти техник нейминга: заимствование, географический и ассоциативный методы.
Однако стоит отметить те случаи, когда название можно отнести сразу к двум или более категориям в силу того, что при его создании предположительно использовалось несколько техник называния.
Итак, наша гипотеза подтвердилась: прагматонимы – это динамично развивающееся явление. Они являются системой единиц, в которой реализуются основные тенденции, свойственные языку в целом. Прагматонимы участвуют в формировании языковой картины мира человека и обозначают предметы, практически значимые в его жизнедеятельности.
Литература:
- Березович, Е. Л. Теория коннотации в современной лингвистической семантике и ономастике // Ономастика в кругу гуманитарных наук: Матер, Междунар. науч. конф., Екатеринбург, 2005. Екатеринбург: Изд-во Урал, унта, 2005. — С. 10 —
- Волкова, Н. Н. Омонимия прагматонимов // Проблемы функционального и структурного анализа языка[Текст]: Сб.ст. – Донецк, 1994. –141-145 с.
- Кошпанова, Ж. Б. Структура и семантика прагматонимов [Текст]: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Алматы, 2006.- 32 с.
- Суичмезова (Шведова), Н. Л. Прагматонимы как средство косвенной рекламы / Н. Л. Суичмезова //– Ростов н/Д.: ДЮИ, 2008. – Вып. 11. –237с.
- Яковлева О. Е. Семиотические типы прагматонимов современного русского языка (на материале номинаций продуктов питания) Текст]: монография / О. Е. Яковлева канд. филолог. наук, Новосибирск, 2006. – 218 с.