Воробьева Виктория Константиновна

Воробьева Виктория Константиновна,

ученица 10 б класса

МОБУ СОШ № 10 им. Д.Г. Новопашина Г. Якутска

Научный руководитель Колесова Людмила Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ № 10 им. Д.Г. Новопашина Г. Якутска

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ В НЕКОТОРЫХ

ПРОИЗВЕДЕНИЯХ О. УАЙЛЬДА, Ф. КАФКИ,

И. А. ГОНЧАРОВА И Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Философия затрагивает темы человеческого познания, суждения человека о мире, внутренние ценности человека, восприятие мира. На примере четырех произведений русской и зарубежной литературы я покажу, почему многие авторы в своих произведениях поднимают данную тему.

В качестве первого примера приведу произведение английского писателя Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», которое было написано в 1890 году. Книга повествует о юноше с золотыми кудрями и голубыми глазами, которого зовут Дориан Грей. Герой знакомится с БэзиломХоллуордом — художником, для которого становится натурщиком. Пораженный обаянием и красотой юноши Бэзил рисует его портрет, который становится лучшей работой художника. Давний друг Бэзила, лорд Генри, советует ему отправить портрет в галерею, но художник отказывается. Бэзил утверждает, что вложил в этот портрет слишком много себя и боится, что если люди увидят картину, то поймут, как сильно Бэзил боготворит Дориана. Лорд Генри лишь смеётся над художником. Вскоре приходит сам Дориан и начинает позировать Бэзилу. Через некоторое время, взглянув на написанный портрет, Дориан понимает, насколько сильно он красив. Раньше юноша не замечал этого, а комплименты Бэзила принимал за дружескую солидарность. Пораженный собственной красотой, Дориан вспоминает слова лорда Генри, с которым он недавно беседовал: «…вам дана чудесная красота молодости, а молодость — единственное богатство, которое стоит беречь». Юноша тогда не понимал, о чем говорил лорд Генри. Тот ему пояснил: «Но когда вы станете безобразным стариком, когда думы избороздят ваш лоб морщинами, а страсти своим губительным огнем иссушат ваши губы, — вы поймёте это с неумолимой ясностью».

При воспоминанииоб этом разговоре Дориана охватывает ужас. Он не хочет стареть, не хочет терять свою ослепительную красоту. Переполненный завистью к портрету, которому возраст не помеха и который никогда не утратит своей красоты, юноша восклицает, что готов продать душу за то, чтобы вечно быть молодым.

Через некоторое время Дориан понимает, что его желание исполнилось. Портрет, висевший в его покоях, изменился. Губы исказила жестокая улыбка, руки стали дряблыми, волосы начали седеть. Портрет вбирал в себя все пороки и грехи Дориана, такие как доведение Сибилы Вэйн, девушки, которую он хотел сделать своей невестой, до самоубийства; убийство своего близкого друга БэзилаХоллуорда и другие. Благодаря лорду Генри, который оказал сильное влияние на юношу, характер Дориана претерпел сильные изменения: чистота и невинность сменились чёрствостью и самовлюблённостью. В конце романа мы видим, как Дориан вонзает нож в собственный портрет, чтобы убить свое прошлое и стать свободным. На чудовищный крик сбежались слуги. «Войдя в комнату, они увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо его было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это».

Оскар Уайльд вложил глубокий смысл в свое произведение. На примере Дориана Грея писатель показывает нам, как порой губительно бывает влияние красоты на человека. В наше время многие люди, увлекаясь внешними атрибутами красивой и успешной жизни, теряют душевность, сострадание, гуманность,становятся равнодушными. Большинству людей известна фраза «Красота спасёт мир». Но мир спасёт естественная, «живая» красота, «если она добра». Бездушная, бесчеловечная красота несёт в себе лишь погибель.

В качестве второго примера приведу произведение немецкоязычного писателя Франца Кафки «Превращение», которое было написано в 1912 году. Повесть рассказывает нам о ГрегореЗамзе — обычном молодом человеке, живущем в большом городе. Все его усилия и заботы были подчинены семье, ведь Грегор был единственным, кто приносил в дом деньги после того, как его отец обанкротился.

Происшествие, которое случилось с героем, описано в одной фразе рассказа. «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, ГрегорЗамза внезапно обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое».

После этого случая жизнь героя пошла под откос. Его семья не желала принимать это «чудовище» за своего сына. Мать Грегора боялась его и падала в обморок чуть ли не каждый раз, когда ей доводилось видеть сына. Отец же сторонился его и пытался скрыть от человеческих глаз. И только младшая сестра Грета, которую герой очень любил, заходила к нему, преодолевая страх, чтобы убраться в комнате и принести еду. Но вскоре, после неприятного инцидента, который произошел из-за того, что Грета вместе с матерью хотели освободить комнату Грегора от уже ненужных ему вещей, даже Грета перестала навещать его. В конце концов повесть заканчивается тем, что Грегор в одиночестве умирает в своей комнате, перед этим думая о своей семье по-прежнему с нежностью и любовью.

Имеется несколько смыслов в произведении Кафки. Самый важных из них состоит в том, что если человек не похож на других, если он чем-то отличается от остального социума, то окружающие его люди перестают принимать его за своего. Они пытаются абстрагироваться от человека, вешают на него ярлык «изгоя». Люди не пытаются и не хотят его понять, а они боятся того, чего не понимают. На примере Грегора Франц Кафка показывает нам, что судьбы таких людей хорошо не заканчиваются. Они вынуждены быть отдельно от внешнего мира, проводить свою жизнь в полном одиночестве, зная, что даже собственная семья не хочет слышать о них. А ведь «пребывая в этом страшном новом обличье, Грегор остался тем же, кем был, — любящим сыном и братом, переживающим все семейные заботы и страдающим оттого, что внёс в жизнь близких столько горя».

В качестве третьего примера приведу произведение Ивана Александровича Гончарова «Обломов», которое было написано в 1859 году. Роман повествует о жизни помещика Ильи Ильича Обломова, который живёт тихой и размеренной жизнью в Петербурге. Герой не устраивает поездки по различным делам, нигде не служит, не посещает балы и светские вечера. К тому же, Обломов весьма редко выходит на улицу, предпочитая проводить время, лежа дома на диване и обдумывая план дальнейшей прекрасной жизни.

Стоит упомянуть о том, что Обломов вырос в деревне под названием Обломовка. Помещики Обломовы и жители этой деревни вели неспешную, ленивую жизнь. В усадьбе Обломовых «…всё дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью…». Героя романа воспитывали таким же образом, настраивали его вести такой же образ жизни. Именно сосвоей семьи Илья Ильич берёт пример.

Через некоторое время на страницах романа мы наблюдаем появление давнего друга Обломова Андрея Ивановича Штольца, которого воспитывали совершенно иначе, чем Илью Ильича. Отец Штольца заставлял сына учиться и работать уже в раннем возрасте, учил его трудолюбию и самостоятельности. Поэтому Штольц вырос активным и деятельным человеком. Наблюдая праздный образ жизни своего друга и видя, как он постепенно деградирует, Штольц решает попробовать вытащить Обломова из болота лени и бездействия, в котором пребывает Илья Ильич и увезти его заграницу. Находясь там, Штольц водит Обломова по разным местам, чтобы привить тому тягу к жизни, но это оказывается бесполезно. Илья Ильич не хочет меняться.

Через некоторое время Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской, в которую Илья Ильич влюбляется. Когда он узнает, что Ольга тоже испытывает к нему симпатию, они начинают ходить на свидания. Ольга тоже предпринимает попытку «оживить» Обломова. В то время Илья Ильич переезжает на Выборгскую улицу, так как хозяева квартиры просят его съехать из-за предстоящего ремонта. Ольга не даёт ему спать днём, водит в различные места: по роскошным балам, театрам. Обломову поначалу становится интересно, но вскоре на него вновь наваливается апатия. В один момент Ольга понимает, что Илье Ильичу такой образ жизни не по душе, что ему он не нужен. Поэтому Ольга прекращает попытки расшевелить Обломова и вдохнуть в него жизнь. Она приходит к Илье Ильичу с целью закончить отношения. После того, как Обломов расстается с Ольгой, он встречает добродушную женщину — Агафью Пшеницыну, которая окружает его теплом и заботой, совсем как в его родной деревне в детстве. Вскоре герои влюбляются в друг друга и вступают в брак. В отличие от Андрея Штольца и Ольги Ильинской Агафья не пытается изменить образ жизни Обломова. Они живут спокойно, уютно. Вскоре у них появляется сын, которого герои называют Андреем — в честь Андрея Штольца. В конце романа Илья Ильич умирает тихой смертью в окружении жены и сына.

Философия в произведении Гончарова заключается в противопоставлении двух разных личностей: Обломова и Штольца. Первый живёт беззаботной, бездеятельной жизнью. Его окружают спокойствие и апатия. Он не видит смысла куда-то выходить, не видит смысла путешествовать, на него это навевает скуку. Второй же предпочитает не сидеть на месте, жить активной, деятельной жизнью, а не бесцельно существовать, как Обломов.

В противопоставлении этих двух типов личности можно увидеть более глобальную коллизию — противостояние патриархально-русского и западноевропейского путей развития. В эпоху создания произведения перед Россией стоял выбор: оставаться отсталой аграрной страной с крепостными крестьянами и помещиками или двигаться вперед, в капитализм. Существовавшее крепостное право тормозило развитие производительных сил, и только его отмена способствовала бы дальнейшему росту экономики и укреплению государственности.

В качестве четвертого примера приведу произведение русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», которое было написано в 1866 году. Роман рассказывает о бывшем студенте Родионе Романовиче Раскольникове, который живёт в каморке на чердаке. Однажды он собирается отнести в заклад старухе-процентщице Алёне Ивановне, которую ненавидел, потому что был финансово зависим от неё, отцовские часы. В этот же день Раскольников решает убить старуху, дабы подтвердить свою теорию «тварь ли я дрожащая или право имею». Он тщательно планирует убийство: размышляет над тем, где возьмёт топор и как вернёт его обратно; находясь в квартире старухи, изучает и запоминает детали: где находится ключ и хранятся деньги. Раскольников следит за действиями старухи, просчитывает, как всё будет происходить во время преступления. Также герой изучает двор, подъезд, лестницу. Но Раскольников все ещё сомневается в том, что готов совершить убийство.

Спустя некоторое время герой совершенно случайно узнает, что старшая сестра Алёны Ивановны Лизавета будет отсутствовать на следующий день в семь часов вечера. Тогда Раскольников решается.

Всё пошло не так, как планировал герой. Лизавета вернулась раньше, чем планировала и застала свою эксплуататоршу-сестру убитой. Раскольников решает убить Лизавету, так как свидетели ему не нужны. После того, как два убийства совершены и деньги с ценными вещами украдены, Раскольников покидает квартиру старухи.

После двух убийств героя охватывает страх и опасность быть разоблаченным. У него развивается болезненная подозрительность, он заболевает «нервной горячкой». Раскольникова начинают посещать мысли о самоубийстве, но в один прекрасный день на него вдруг снисходит озарение: «Что же, однако, случилось такого особенного, что так перевернуло его? Да он и сам не знал; ему, как хватавшемуся за соломинку, вдруг показалось, что и ему «можно жить, что есть ещё жизнь, что не умерла его жизнь вместе с старою старухой»».

Через некоторое время герой знакомится с Соней Мармеладовой, дочерью Семёна Захаровича Мармеладова, с которым Раскольников познакомился в распивочной в начале романа. Он проникается к ней симпатией, которая оказывается взаимной. Герой решает сознаться Соне в убийстве, после чего девушка вешает на Раскольникова кипарисный крестик и убеждает его сдаться полиции. В конце романа мы видим, как Раскольникова сослали на каторгу, где ему было ужасно тяжело. Соня поехала за ним и стала ждать, когда пройдут долгие семь лет каторги.

Теперь следует пояснить теорию Раскольникова. Будучи в университете, он пишет статью, в которой разделяет людей на два типа: «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые — просто «материал» человеческий, а вторые — своего рода «избранные», которым ради благих целей дозволено переступать через законы, совесть, моральные принципы и даже совершать преступления. В разговоре с Порфирием и Разумихиным, рассказывая о своей теории, Раскольников приводит в пример исторических деятелей прошлого, которых он относит ко второму типу. Например, Наполеона, который для достижения своих целей развязал кровопролитную войну.

Раскольников размышляет «тварь ли я дрожащая или право имею». Герой относит себя к «избранным» и дабы подтвердить это — убивает старуху-процентщицу. По моему мнению, в своем романе Достоевский затрагивает гораздо более глубокую философскую проблему. Это проблема смысла человеческого существования и веры человека в высшую силу (Бога) или исключительно в себя. Существуют ли моральные правила или законы человеческой совести, которые нельзя переступать ни в коем случае или это всё условности и не существует никаких человеческих ценностей и принципов? Во втором случае каждый человек сам вправе устанавливать свои собственные правила и нормы поведения, по сути,он начинает мнить себя Богом. Впоследствии эту дилемму Достоевский развивает в своем более позднем романе «Братья Карамазовы», когда объясняет взгляды Ивана, которые можно кратко выразить фразой «если Бога нет, все позволено».

На примере этих четырех произведений я хотела показать, что философские проблемы будут подниматься в художественных произведениях до тех пор, пока они не перестанут быть актуальными. А эти вопросы всегда будут волновать человечество.

Литература

  1. Гончаров И. А., Обломов. М.: Художественная литература, 1969. 526 с.
  2. Достоевский Ф.М., Собраниесочинений в 15-ти томах. Том 5. Л.: «Наука», 1989.
  3. Кафка Франц, Превращение (сборник), М.: Азбука-Аттикус, 2013.
  4. Уайльд Оскар, Портрет Дориана Грея. М.: Азбука-классика, 2004.