Заровняев Антон, ученик 6 класса
МБОУ «Намская улусная гимназия им. Н.С. Охлопкова»,
научный руководитель Шадрина Изабелла Егоровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Намская улусная гимназия им. Н.С. Охлопкова»
Некоторые особенности построения рекламного текста
В последнее время реклама стала постоянным спутником нашей жизни. В среднем за день человек имеет возможность увидеть от 1000 до 1500 различных коммерческих обращений. Согласно недавно проведенным исследованиям, средний человек запоминает только от 7 до 10 рекламных обращений. Так что же делает рекламу яркой, экспрессивной и эмоциональной, а главное – запоминающейся, ведь главная цель рекламы – изменение общественного мировоззрения? Возможно, все мастерство заключается в умении обращаться со словами?
Актуальность данной темы заключается в том, что для привлечения внимания потенциальных потребителей к той или иной услуге, товару, способствуют языковые средства.
Целью нашей работы является стремление рассмотреть особенности словесного, изобразительно-выразительного, синтаксического строя текста рекламы, определить, что делает ее по-настоящему яркой, привлекательной и интересной, а что вызывает неприятие и отторжение. Исходя из цели, мы определили следующие задачи: исследовать текст рекламы; изучить особенности использования лексического запаса языка; рассмотреть особенности орфографии, пунктуации текстов рекламы;
проанализировать художественно-выразительные средства, использованные в рекламных текстах; рассмотреть различные виды предложений, использующиеся в рекламе; Исследовать тексты рекламы по бегущей строке ТВ с. Намцы.
Рекламный текст — особый вид делового текста. Реклама (фр. reclame от лат. reclamo — «выкрикиваю») — это информация о товарах, различных видах услуг с целью оповещения потребителей и создания спроса на товары и услуги. Реклама пропагандирует достоинства товара, что бы повысить его популярность. Цели рекламного текста: привлечение внимания, сообщение информации, воздействие, приводящее к подсознательному утверждению и закреплению материала (убеждение).
Мы проанализировали некоторые языковые средства, используемые, в рекламном тексте и занесли их в 3 таблицы: языковые средства, синтаксические средства и изобразительно-выразительные средства.
Таблица 1.
Языковое средство | Пример использования |
Каламбур — высказывание, основанное на одновременной реализации в слове (словосочетании) прямого и переносного значений | «… Если нужен ГАЗ!» (реклама автомобилей марки ГАЗ) |
Использование современного жаргона | «Плазменный беспредел» (реклама плазменных телевизоров) |
Рифма | «Модель идеальна, цена оптимальна» (стиральные машины «Candy») |
Юмористическое название, игра слов | «Образовательный центр `ИнтерФэйс`. Английский, французский, немецкий». |
Вопрос | «Эстетично?.. ..Дёшево, надёжно, практично» |
Крылатые выражения, поговорки, пословицы, прямые цитаты или просто заключённый в кавычки текстё |
«VEKA. Клуб
производителей отечественных окон. Ты узнаешь его по профилю« «А из нашего окна видно Смольный! А из вашего?» (реклама строящегося жилого комплекса) «Компьютер не роскошь, а инструмент образования» (реклама компьютеров) |
Синтаксический параллелизм | «Рождены природой, рассчитаны наукой, сделаны мастером!» |
Повторы | «Матрица. Матрица. Матрица. Много — это только половина того, что мы предлагаем» |
Включение слов, привлекающих внимание группы потребителей, на которую он рассчитан (если это ограниченный круг лиц) | «T-ZONE — это натуральные средства от капризов кожи» |
Включение слов, имеющих положительную окраску или вызывающих эмоциональную реакцию | «Совершенно. КБЕ. Новые окна для России. КБЕЭЛИТА» |
Отклонения от нормативной орфографии: следование нормам дореволюционной орфографии; употребление прописных букв в начале, середине или конце наименования; сочетание латиницы с кириллицей | Газета «Коммерсантъ» МаксидоМ «LADAмаркет — максимум преимуществ!» |
Использование окказионализмов — новых слов, отсутствующих в системе языка | «Не тормози! Сникерсни!» (реклама шоколада «Сникерс») |
Персонификация (олицетворение)- перенесение на неживой предмет свойств и функций живого лица | «Tefal заботится о Вас» , «Африн» побеждает силу притяжения. (Африн – реклама капли в нос) |
Таблица № 2
Син синтаксические средства | пример использования |
использование односоставных предложений: определенно – личные предложениябезличные предложениянеопределенно – личные предложения назывные предложения | Мечтаете о густых волосах? (Эльсев Фибрология – реклама шампуня) — — Вот оно — моё спасение. (Активиа термостатная – реклама йогурта) |
использования сложных предложений: сложносочиненные предложения сложноподчиненные предложениябессоюзные сложные предложения | Пробовали многое, но ничего не помогает, и самое верное решение подстричься. ( «Dove» – реклама шампуня) Когда у нас аллергия, мы выглядим вот так. ( «Teva» – реклама лекарственных препаратов) Дети – непоседы, гиперактивность часто вредит их развитию. («Тенотен» – реклама лекарства) |
использования простых двусоставных предложений | Постоянно пропускает звонок. (Реклама Мегафон) |
сравнительные обороты | Красный цвет чая «Липтон» – яркий и насыщенный, как истинная страсть. ( «Липтон» – реклама чая) |
деепричастные обороты | Попробовав, новый вкус кваса «Очаковский» вы будете, приятно удивлены еще и его ценой. ( «Очаковский» – реклама кваса) |
использования знаков препинания в видеоряде реклам | 35 потому что воздушный! («35»-реклама батончика) |
Таблица №3
изобразительно — выразительные средства | пример использования |
парцелляция | Батарейка «Энерджайзер». Работают два раза дольше. («Энерджайзер» – реклама батарейки) |
анафора | «Бархатные ручки» — превосходная забота о нежности и молодости рук. Бархатные ручки — эффективность доказана.( «Бархатные ручки» – реклама о креме об уходе за руками) |
эпифора | Акция от «Huggies». Покупайте подгузники и трусики – подгузники «Huggies». («Huggies» – реклама подгузников) |
эпитет | Железные нервы. (Магне B6 форте – реклама лекарства) |
олицетворение | Тенотен детский снижает возбудимость и повышает концентрацию внимания. («Тенотен» – реклама лекарства) |
Также исследовали тексты рекламы по бегущей строке Намского телевидения и выявили следующие особенности: Используются назывные предложения (Массаж по восточному методу. Новая программа кредитования ООО МФО «Аартык – Экспресскредит». Распиловка мяса) Чаще всего используются односоставные предложения. Определенно – личные. (Принимаю заявку на продукцию КНР «Новая эра». Здоровье, иммунитет, долголетие. Продаем чистый речной лёд. Произведем строительные и ремонтные работы любой сложности) Неопределенно -личные предложения встречаются редко. Отсутствуют безличные предложения, так как в них нет и не может быть обращения к конкретному лицу. Текст данной рекламы составлен на двух языках: русском и якутском.
В завершение, можно сделать вывод о том, что настоящий рекламный текст создает особую виртуальную реальность, он задействует информацию, хранимую в человеческой памяти, работает с ассоциациями, подталкивает к выводам. Реклама никогда не вызывает отрицательных эмоций. В результате исследований мы выявили основные особенности построения рекламного текста: Рекламный текст должен быть кратким и броским. В таких текстах широко используются: различные языковые средства, как стилистические, изобразительно – выразительные, лексические, синтаксические; в тексте рекламы не используются безличные и неопределенно – личные предложения; в большом количестве используются такие средства каламбур, игра слов, рифма, крылатые выражения, пословицы, поговорки, повторы, современный жаргон, парцелляция. Эта цель достигается путем использования правил и методов составления рекламы. Эти правила направлены на то, чтобы повлиять на читателя на подсознательном уровне, так как некоторые приемы, такие как расположение изображения и заголовка в определенном месте запечатлеваются в памяти покупателя до того, как он осознает смысл рекламы.
Литература
1. Бове Кортлэнд Л., фон Аренс У. Современная реклама. М., 2005. 392с.
2. Гальперин А.Г. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. 429с.
3.Крысин Л.П. О лексике русского языка наших дней // Русский язык в школе и дома. – 2002. – №1
4. Леонтьев А.А. Психолингвистическая модель речевого воздействия // Психолигвистические проблемы массовой коммуникации. 1974. 231с.
5. Мурашов А.А. О некоторых особенностях рекламы// Русский язык в школе. – 2004. – №4.
6. . Мокщанцева Р.И., Психология рекламы, Москва 2008 г.