Мальцева Ольга Александровна

                                             Мальцева Ольга Александровна, ученица 9 б класса МБОУ «Мохсоголлохская СОШ с УИОП», п. Мохсоголлох, Хангаласский улус,

научный руководитель Николаева Мария Николаевна,

учитель английского языка МБОУ «Мохсоголлохская СОШ с УИОП», п. Мохсоголлох

Символ Дома в новелле Э. По «Падение дома Ашеров»

      Понятие «дом» для каждого человека занимает особое место. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля одно из значений слова дом – это строение для житья [1:1; 465]. Дом также обозначает семейство, семью, хозяев с домочадцами; род, поколение [1:1; 465].

      Создавая художественное произведение, автору приходится учитывать, что внешний облик дома несет на себе отпечаток определенной эпохи, а строение жилища указывает на определенную местность. А это значит, что автор произведения, описывая дом, определяет время и место действия.

      Дом также отражает многие черты личности своего владельца. Используя символику дома, автор обращается к специфике внутреннего мира своего героя и его семьи, тем самым открывая перед нами целый мир новых значений и смыслов.

Эдгар Аллан По – великий и всемирно известный представитель американского романтизма, которому не чужд и символизм. Часто в прозе Э. По символами становятся образы, особое значение имеет роль звуков, голоса, тени, вещи, части тела человека. Таким образом, можно сказать, что в работах Э. По каждая деталь и каждый образ может оказаться символом, важным для раскрытия сюжета.

       «Падение дома Ашеров» — это повествование о визите рассказчика в поместье своего приятеля, о странной болезни леди Маделин, о внутренней связи между братом и сестрой и связи между домом и его обитателями.

      «Падение дома Ашеров» довольно короткое произведение, в котором скрываются глубина и сложность. Повествование начинается с описания безжизненной, скорбной местности, которое поразило рассказчика своей мрачностью. Потом это впечатление переходит и на сам Дом Ашеров, который «пропитан духом тления, исходящих от полумертвых деревьев, от серых стен и безмолвного озера» [2: 189]

      Дом создается самим человеком и несет на себе отпечаток его личности. Строя дом, человек моделирует пространство и задает определенную систему ориентиров. Людям в доме должно быть комфортно и спокойно; это место где можно сосредоточенно работать или расслабиться. Кроме того, понятие «дом»  имеет значение «строение», «крепость» и «семья». Несомненно, важнейшая символическая функция дома – защитная. Это царство частной жизни. «Дом» понимается не только как жилье, принадлежащее определенной семье, но и как нечто, этим человеком созданное, это его отражение, собственный мир.

      Но, как же объяснить использование мрачных красок при описании дома Ашеров? Когда-то это был прекрасный мир, где жизнь человеческая протекала в атмосфере творчества, где расцветали живопись, музыка, поэзия, где законом был Разум, а властелином – мысль. Теперь этот дом обезлюдел, пришел в запустение и приобрел черты полуреальности. Жизнь ушла из него, оставив только овеществленные воспоминания. Обитатели не в силах покинуть дом и, обречены умереть, заточенные в воспоминаниях об идеале. Таким образом, дом не может быть светлым и радостным, если хозяин страдает душевным недугом. Поместье, в котором живут Ашеры, показано таким мрачным и угнетающим, потому что его хозяин, тот, чье отражение проецирует в себя атмосфера жилища, психически нездоров.

      По словам Родерика, присутствие друга должно было принести ему облегчение. «Ашер писал о жестоком телесном недуге…, о гнетущем душевном расстройстве…о том, как он жаждет повидаться со мной, в надежде, что мое общество придаст ему бодрости и хоть немного облегчит его страдания» [2:189]. Он делится мыслями о том, что его болезнь зависит от места. Дом, в котором он живет, негативно влияет на всех Ашеров, он властен над своими хозяевами, которые не могут уехать из него, для них реальность является нечто пугающим – «ему чудилось, будто в жилище этом гнездится некая сила, … весь облик родового замка … обрел власть над душою хозяина» [2:193].

       Понятие дом также тесно связано с понятием род. Особняк передавался по наследству и соответственно обживался несколькими поколениями. Можно сделать вывод, что дом – это символ рода. Поэтому гибель особняка символизирует окончательное разрушение и гибель героев, а также является символом разрушения рода. Таким образом, можно сказать, что символ «дом» имеет значение род семья».

      Чтобы создать угнетающую атмосферу, наполненную скорбью и печалью, Э. По использует мрачную цветовую палитру: «…Темные гобелены по стенам, черный, чуть поблескивающий паркет… слабые красноватые отсветы дня проникали сквозь решетчатые витражи…По стенам свисали темные драпировки. Мне почудилось, что самый воздух здесь полон скорби. Все окутано и проникнуто было холодным, тяжким и безысходным унынием» [2:191]. Таким образом, создается ощущение безысходности и подавленности, предчувствие какой-то трагедии.

      Рассказчик также замечает, как под влияние болезни меняются восприятие и вкус его друга – «всегда будут отдаваться у меня в ушах долгие погребальные песни, что импровизировал Родерик Ашер… Полотна, рожденные сумрачной фантазией …, становились все непонятней» [110]. Родерик Ашер высказывает мысль, что камни, из которых сложен дом, способны чувствовать. Все, что растет на них, плесень, мох, деревья, что стоят вокруг дома, вода в озере – способно чувствовать.

      Дом – как символ – показатель психологического состояния человека. Подвалом является подсознание, этаж – сознание, чердак – сверхсознание. Медилейн, сестра-близнец Родерика, это отражение его душевного состояния. И брат, и сестра страдают странной формой душевной аутентичности: Родерик болезненно переживал взаимосвязь с миром (ел не любую еду, переносил не все запахи, слушать мог только струнную музыку), а Медилейн вовсе утратила связь с миром, не испытывает никаких, даже болезненных ощущений и таяла день ото дня.

      В основе сюжетного конфликта новеллы находится не противостояние дома и их хозяев, а противоборство разума и чувства, сознания и подсознания, Родерика и Медилейн. Изображая Родерика и Мадилейн, Э.По показал нам упадок аристократии.

      Дом Ашеров это не только развалившийся особняк, но и состояние души его обитателей. Таким образом, можно сказать, что символ «дом» имеет значение род семья».

      По также использует еще один символ, знаменующий разрушение и упадок – трещину в  основании дома.  Символ «трещина» имеет значение «конец и разрушение». Как небольшая трещина может способна разрушить целый дом, так и мистическая болезнь может стать причиной гибели целого рода.

        Подводя итоги, мы приходим к выводу, что символическая связь между образом дома и личностью героев произведения настолько многообразна, что способна передать все оттенки их характеров. Через образ дома видна связь между семьей и историей рода Ашеров.

Литература

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.- М.: Мир книги, 2002.
  2. По Э.А. Стихотворения. Проза. – М.:1976,
  3. Шарданова И.В. Анализ мифосимвола «дом» в новелле Э.По, Поэтика литературы – С.1-8. [электронный ресурс] режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-mifosimvola-dom-v-novelle-e-po-padenie-doma-asherov

�»�]$1