Беркут Ксения Андреевна

                                                 Беркут Ксения Андреевна, ученица 7 класса

                                      АНО «Гуманитарный лицей», г. Якутск

Научный руководитель: Голомарева Юлия Юрьевна,

                                                         преподаватель-исследователь, учитель литературы

                                      АНО «Гуманитарный лицей», г. Якутск

Способы репрезентации образов природы

в русской поэзии xx века

Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир!

               Красоту природы можно передать красками на холсте. Природа вдохновляет музыкантов и композиторов. Писатели и поэты тоже передают красоту природы, но через словесные образы, а вместо красок используют средства художественной выразительности.

               Художественное произведение представляет собой единство объективного и субъективного: «воспроизведения реальной действительности и авторского понимания ее, жизни как таковой, входящей в художественное произведение и познаваемой в нем, и авторского отношения к жизни» [1]. На эти две стороны искусства в свое время указал еще Н.Г. Чернышевский: «Существенное значение искусства – воспроизведение всего, что интересно для человека в жизни; очень часто, особенно в произведениях поэзии, выступает также на первый план объяснение жизни, приговор о явлениях ее»[1].

               Рассматривая содержание русской поэзии XX века, особый интерес вызывают способы и функции передачи образов природы.

               Под образным строем языка нами понимается национально и культурно-исторически обусловленная система образов, метафорически реализованная в лексическом значении языковых единиц, используемая в процессе коммуникации и формирующая языковую картину мира носителей языка [3].

               Под лексическим значением «образности» выступает два плана значения языковой единицы: «внутрисловным средством выражения – ее метафорическая внутренняя форма, внесловным средством выражения является образный контекст, актуализирующий лексическую функцию языковой единицы» [5]. В свою очередь языковые единицы образного строя языка имеют «план выражения – лексический состав и план содержания – понятийный уровень, включающий образные представления, отражающие направления метафоризации (в широком смысле слова) исходного признака и способ его ассоциативного воплощения в языке» [5].

               Структура образного значения лексемы включает:

  • предметно-понятийный план –«денотатив» образного значения, отражающий представление о называемых предметах, свойствах, процессах, ситуациях;
  • связанный с ним ассоциативно-образный план –«ассоциатив»образного значения, включающий представление о предметах, свойствах, процессах, ситуациях, уподобляемых называемым;
  • представление о признаках, ассоциативно связывающих первые два компонента – «символ» образного значения» [3].

               В ходе исследования теоретического материала, мы пришли к выводу, что образная лексика системой своих значений(денотатив, ассоциатив и символ образного значения), репрезентирует (представляет собой в сознании человека) результаты метафорического (в широком смысле слова) моделирования действительности и воспроизводит их в виде типовых образныхпредставления языковой культуры.

               Минимальными языковыми единицами, которые используются в качестве образныхрепрезентаций, выступают слова и выражения. Именно они, прежде всего, участвуют в представлении в сознании человека образов материальных или духовных объектов их свойств, отношений и процессов.

               Наряду с конкретными образными словами и фразеологизмами можно также выделить важную роль в формировании художественной (поэтической) картины мира и индивидуальной образной системы автора, которая репрезентируется языковыми единицами, «обозначающими определенные явления внеязыковой действительности в ассоциативной связи с другими явлениями, не тождественными обозначаемым, на основе их реального или мнимого сходства» [3].

               Уточним, что мы придерживаемся следующей позиции в отношении вопроса о понимании образа природы в литературоведческой науке: природа относится к художественному миру произведения и определяется многосторонне: «…это и мифологическиевоплощения ее сил (сил природы), и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения о ней (будь то отдельные возгласы или суждения о ней), и описания животных, растений, их, так сказать, портреты, и, наконец, собственно пейзажи — описания широкихпространств» [5].

               Из большого наследия поэтических текстов ХХ столетия мы выбрали произведения о природе Валерия Брюсова, Александра Блока, Сергея Есенина и Николая Заболоцкого.Стоит отметить, что эти поэты являются представителями разных направлений литературы и искусства того времени, поэтому анализ каждого из текстов будет сопровождаться кратким историко-литературным экскурсом.

               Валерий Яковлевич Брюсов являлся приверженцем старшего символизма. Творчество того периода характеризовалось резким отрицанием окружающей действительности: изображали реальную жизнь как скучную, безобразную и бессмысленную, стараясь передать тончайшие оттенки своих ощущений [4: 2009, 276].

               В стихотворении «Первый снег» описанная художественная картина является воплощением мечты автора. Такое преображения природы, как появление первого снега, преображает не только природу, но и меняет к лучшему жизнь людей: еще вчера мир был прозаичен (подразумеваются чернеющие голые стволы берез, по серым улицам передвигаются по грязи экипажи, хмурые пешеходы), но вот падает первый снег – и произошло чудо преображения:

«Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым».

Валерий Яковлевич в этом стихотворении превратился в ювелира, надевшего на деревья жемчуга и украсившего весь мир серебром.Используемые цвета: серебряный, жемчужно-белый, лазоревый, основной – серебряный.Описанная им картина красивая и необычная, но будто бы неживая, не каждый сможет уютно себя чувствовать в царстве серебра и блесток. Среди средств художественной выразительности в стихотворении преобладает метафора:

«Мир из серебра»,

«В жемчугах горят березки»,

«Волшебством озарены»,

«Жизни с грезою игра».

Неожиданность перевоплощения сделала вымысел реальностью, а реальность – вымыслом. Обыденность, проникая в волшебный мир, приобретает совершенно иной смысл. Пешеходов и экипажи припорошило снегом, и они торопятся поскорее принести домой это серебро. Но в тепле оно тает, поэтому чтобы вдоволь насладиться сказочной атмосферой, необходимо выйти на улицу.

Лирический герой стихотворения Брюсова «Первый снег» счастлив: волшебный сон стал явью, а жизнь наполнилась красотой. Это показывает, насколько важно для автора было сохранить способность мечтать и верить в чудеса. Зима для него сравнивается со сказочными волшебниками, очаровывающими своей красотой и щедростью. Первый снег – это предшественник новогодних и рождественских праздников, которые символизируют святость и чистоту, несут людям надежду, что их жизнь изменится к лучшему, наполнится очарованием, волшебством, мечтой, обретет смысл.

С приходом революции 1905 – 1907 гг. тема Родины становится одной из ключевых в творчестве писателей. Младшие символисты, к которым относился Александр Александрович Блок, не отрицали мир, а утопически ждали его преображения, воспевая божественную красоту, любовь и женственность, которые обязательно изменят действительность. Именно с появлением младших символистов в литературу входит понятие символа. Поэты понимают его как многоаспектное слово, отражающее мир «неба», духовную сущность и в то же время «земное царство» [4: 2009, 291]..

В стихотворении «Русь» присутствуют мотивы творчества Н.В. Гоголя, образы фольклора (старинных преданий). На улице ночь и автор находится в легком состоянии дремоты, где переплетаются грани реальности и сна. Мысленно он пытается перенести нас в те далекие времена, когда Русь была «необычайна»

«где ведуны с ворожеями»,

«и ведьмы тешатся с чертями».

Все стихотворение пропитано духом древности. И даже вихрь поет нам «преданья старины». Но вместе с необычайностью своей Руси поэт с грустью замечает «страны родимой нищету» и лоскутки «ее лохмотий». Мы видим Русь разную: и сказочную, и волшебную, и убогую, но все же неповторимую:

«Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот – она не запятнала

Первоначальной чистоты».

            Используемые автором средства художественной выразительности:

  • гипербола показывает, насколько велика Русь:

«опоясана реками»,

«дебрями окружена»;

  • в олицетворениях Русь сравнивается с женщиной, матерью:

«твоей одежды не коснусь»,

«ты почиешь»,

«живую душу укачала»;

  • показывается тяжелая судьба Родины через метонимию

«горящих сел»

и эпитеты:

«мутным взором»,

«снеговых столбах»,

«утлое жилье»,

«живой клюкой»,

«голых прутьях»,

«тропу печальную»,

«первоначальной чистоты».

  • с помощью кольца (стилистической фигуры) – стихотворение начинается и заканчивается с одной и той же строфы – автор выделяет главную мысль о том, что Русь была и будет всегда непостижимой тайной.

Лирический герой стихотворения Блока «Русь» влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Даже во сне лирический герой не решается приоткрыть завесу этой тайны

«твоей одежды не коснусь».

Его Русь разная: в ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Но«живая душа» лирического героя при этом не потеряла своей «чистоты». И в этом главная загадка Руси, которую наш герой пытается постичь.

Тема природы в русской поэзии неразрывна с темой любви к родине, к местам, где человек родился, познавал мир вокруг, учился видеть и ценить красоту в самых простых вещах: в первом подснежнике, в пении соловья, в шелесте травы.

Имажинизм, литературное направление в русской поэзии XX века, представителем которого являлся Сергей Есенин, ставил целью творчества создание образа. Основное выразительное средство имажинистов – метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов – прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы [4: 2009, 342].

Тема природы является одной из главных в поэзии Есенина. О себе он сказал: «Я последний поэт деревни».

Стихотворение «Топи да болота» насыщено цветом, запахом, звуком родины. Есенин рисует поэтическую картину синим, зеленым, золотым цветом:

«Россия! Какое хорошее слово…

И «роса», и «сила», и синее» что-то!».

               Читая стихотворение «Топи да болота», мы слышим треньканье синиц, гомон косарей, скрип телеги, свист ветра. Мы чувствуем запах хвойного леса, луговых трав, липы – природа оживает при помощи олицетворений

«Елям снится»,

«Слухают ракиты»,

«Посвист ветряной».

               и метафор

«Плат небес» (платок),

«Меж лесных кудрей».

               В каждом созданном образе чувствуется неподдельная любовь лирического героя к родной природе – даже топкое, болотистое, вязкое место кажется привлекательным.

               Также как и Есенин, о незатейливой, но милой сердцу красоте своей родины пишет Николай Заболоцкий в стихотворении «Я воспитан природой суровой».

               В основе натурфилософской концепции Заболоцкого – представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, которые находятся в вечном взаимодействии и взаимопревращении. Развитие этого сложного организма природы происходит от первобытного хаоса к гармонической упорядоченности всех ее элементов [4: 2009, 422].

               Известно, что спустя пять лет после создания стихотворения «Я воспитан природой суровой» Заболоцкий, чье здоровье было подорвано лагерной жизнью, умрет.

               В данное стихотворении раскрывает несколько тем, подчеркивающих общую авторскую идею бытия:

  • вначалераскрывается тема суровой природы нашей необъятной Родины – автор вспоминает северные лагеря – место, которое помогло ему прозреть и увидеть красоту того мира, в который он смог вернуться после освобождения:

«я воспитан природой суровой»;

  • вторая строфа посвящена простоте (в широком смысле этого слова) – Заболоцкого стали волновать не столько пышные, прекрасные цветы и ветви, сколько самые простые растения, ведь они самые родные:

«чем обычней простое растенье,

тем живее волнует меня»;

  • далее, мечты поэта о ночи, проведенной на ромашковом поле под звездным небом, а четвертая – воображаемая картина того, как это могло бы быть прекрасно:

«пролежал бы всю ночь до утра я,

запрокинув лицо в небосвод»;

  • взавершении лирический герой, говорящий от имени поэта, показывает глубокое понимание природы. Он настолько любит природу, что готов стать ее частью:

«все лежал бы и думал я думу

беспредельных полей и дубрав»;

  • авторстремится передать важный смысл своей любви к природе человеку, который будет читать написанные им поэтические строки – знания о том, что все вокруг прекрасно, помогают человеку найти в непростом мире свое истинное место, обрести покой и понимание, что важно научиться жить в гармонии с природой:

«в государстве ромашек»,

«жизнь потоком светящейся пыли

все текла бы, текла сквозь листы».

               Все размышления автора сопровождаются средствами художественной выразительности, которые «работают» на передачу идеи автора и помогают вызвать у читателя эмоциональный отклик:

               Завершая проведенный анализ, стоит сказать, что образная система поэзии XX века богата и многообразна. Она закономерно отражает внутреннее переживания и стремления авторов того времени, литературное настроение и ментальность. Поэтическая система языковых образных парадигм приведенных писателей выше не обособлена, не замкнута, она соотносится с поэтическими системами, уже существующими в языке.

               Совокупность образных средств в их взаимодействии друг с другом составляет систему. Среди них важную роль в познании и художественном осмыслении мира играют в большей степени эпитеты и метафоры. Как средства репрезентации концепта «природа»они позволяют наиболее ярко, наглядно моделировать внеязыковую действительность, осуществлять соотнесение текста с действительностью. Целесообразно подчеркнуть их взаимосвязь в структуре и значении текста не только с точки зрения смыла, содержания, но и с точки зрения экспрессивной окраски, звукового состава, оценочных характеристик и значений.

Литература

  1. ЕсинА.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука.– [Электронный источник] –https://bookucheba.com/teoriya-literaturyi-istoriya/hudojestvennoe-proizvedenie-ego-15366.html(дата обращения: 20.04.19)
  2. Литература. 5-11 классы: программа для общеобразоват.учрежд. / авт. сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: 2011.
  3. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие. – М.: РГГУ. – [Электронный источник] – https://bookucheba.com/literaturyi-teoriya-istoriya/teoriya-literaturyi-poetika-ucheb.html (дата обращения: 23.04.19)
  4. Универсальная энциклопедия школьника. Гуманитарные науки: 5-11 кл. / гл. ред. С.А. Мирошниченко. – М.: ФЕНИКС, 2009.
  5. Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. – М. – https://bookucheba.com/teoriya-literaturyi-istoriya/halizev-lirika-17045.html(дата обращения: 25.04.19)

�Г J�,