Рукина Нина Григорьевна, Лахитова Алина Александровна

Рукина Нина Григорьевна, ученица 10 класса,

Лахитова Алина Александровна, ученица 9 класса

АНО «Гуманитарный лицей», г. Якутск

Научный руководитель: Голомарева Юлия Юрьевна,

                                                         преподаватель-исследователь, учитель литературы

                                       АНО «Гуманитарный лицей», г. Якутск

Проблема человека в философско-литературном наследии

русского масонства XVIII — XIX вв.

На данном этапе развития общества, в период модернизации, становится необходимым обратить более пристальное внимание к проблеме человека и его духовно-нравственной составляющей.    

Интерес к историко-философскому наследию обоснован тем, что переживаемый сегодня этап российской истории во многом аналогичен общественно-политической и духовно-культурной ситуации XVIII – начала XIX вв., характеризующейся разрушением прежних жизненных стандартов и формированием новых социально-культурных ценностей и идеалов. Еще в философии масонов была сделана попытка выработать нравственные установки оздоровления духовности. Исследования феномена человека, проблемы взаимоотношения человека и мира в масонстве, как справедливо отмечал H.A. Бердяев, способствовали формированию «нравственного идеала личности», воспитанию «русской культурной души» [2:2009, 68].

Провозглашенные масонами идеи духовно-нравственного развития и идеалы религиозной, национальной и сословной терпимости, самосовершенствования человека и человечества, к которым необходимо стремиться, могут быть востребованы современным обществом как один из примеров жизненных положений. Рассмотрение внутренних исканий русскихписателей и их литературных героев в масонстве, работы над самим собой через моральное совершенствование личности, ведущие в дальнейшем к улучшению мира и человеческому счастью, может быть крайне интересным для современного молодого поколения.

Для многих русских мыслящих идеалистов XVIII века масонство было «исходом, в котором они нашли разрешение тревог и сомнений, овладевших их умом и сердцем под влиянием отрицательных сторон французской философии» [2:2009, 67].

«Масоны», или, как они себя называли у нас, «свободные каменщики» вначале (в Англии в 1717 г., во Франции в 1725 г., в Германии в 1740 г.) представляли собой тайные общества, которые связывали себя с цеховыми строительными «братствами», существовавшими в Европе еще в средние века и занимавшимися постройкой храмов и общественных зданий» [2:2009, 68].

Масонские братства представляли собой тесно сплоченные союзы, со своей своеобразною организацией, со своими профессиональными тайнами, своими законами и обрядами. «Масоны» XVIII века провозглашали себя «каменщиками», ибо ставили главной своей целью постройку «духовного храма», т. е. улучшение людских душ, создание нового добродетельного человечества [2:2009, 69].

От настоящих средневековых каменщиков масоны взяли символические орудия (молоток, передник, циркуль, наугольник и др.), которые употреблялись ими в своих обрядах, – взяли и три степени: «ученик», «товарищ» и «мастер». Так, «в подражании ремесленному цеху средневековых архитекторов, плотников и каменщиков был создан духовный союз образованных людей» [2:2009, 71].

Масоны принимали в свои братства одинаково и христиан, и евреев, и магометан, чем резко порывали с привычными как для католической, так и для протестантской Европы понятиями. От поступающих в масоны требовалась только вера в Бога, в бессмертие души, в воздаяние за гробом. Масонская мораль была «естественной», выводилась из «природных свойств» человека [2:2009, 74].

Уже с середины XVIII в. первоначальное понимание масонства затемнилось. Это произошло потому, что в члены масонских лож стали вступать люди самые различные – «сюда шли люди, утомленные излишествами жизни, шли идеалисты-аскеты, недовольные суетой житейской, шли люди, долго и тщетно искавшие нравственного света, шли юноши, с чистой душой, шли разочарованные вольтерьянцы, карьеристы, желавшие устроить свою судьбу благодаря «братанию» с людьми влиятельными, и просто люди скучающие, в жажде чем-нибудь наполнить свой досуг» [5:1999, 345].

В России увлеклись масонством в период его разложения, в период раскола и междоусобиц и окончательного распадения на «толки», – «оттого у нас масонство понималось каждым по-своему» [5:1999, 346].

От масонов осталась литература переводная и оригинальная. Она отличается, главным образом, религиозным и моральным характером. Мистицизм является главной особенностью этой литературы. «Яков Бёме, Сведенборг, Сен-Мартен, Эккартсгаузен, Юнг-Штиллинг – вот, имена самых известных писателей-мистиков, творения которых переводились и читались нашими масонами с особенным увлечением» [5:1999, 348].

Масоны «утверждали и утверждают, что их основными принципами являются братская любовь, помощь ближнему, филантропия, милосердие и приверженность истине. Однако стремление держать подробности своей идеологии в тайне всегда порождало к ним сильное и обоснованное подозрение. Никому не понято, почему своё учение, которое по их уверениям, является возвышенным и гуманным, масоны упорно скрывают от тех, кто к ним не принадлежит. Даже и среди членов масонских обществ существует строгая иерархия рядовых «братьев» и вождей, причём вторые не посвящают первых в большинство своих тайн, требуя от них слепого повиновения» [5:1999, 371].

Многие русские писатели, поэты, критики и философы XVIII — XIX века принадлежали к масонским ложам. Творческое наследие А.Н.Радищева — одна из самых сложных тем всего курса истории русской литературы XVIII века: «произведения Радищева, как правило, написаны сложным, «тёмным», наполненным масонской символикой языком, кроме того часто полемичны, являются своеобразным ответом в идеологическом споре, но противник при этом прямо не назван, что существенно затрудняет понимание» [2:2009, 79].

Самое известное произведение А.Н. Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву» — «написано в жанре художественной публицистики, а это значит, что главные вопросы ставит и главные выводы делает сам читатель (а не автор, как это происходит в «чистой» публицистике), от искушенности читателя и его активности в процессе восприятия зависит глубина понимания произведения» [2:2009, 80].

Отношения Радищева с одним из участников масонского кружка «К трем ключам», А.М. Кутузовым, неоднократно были предметом обсуждения в научной литературе. Внимание исследователей не могла не привлечь личность человека, которому были посвящены два важнейших произведения Радищева – «Житие Федора Васильевича Ушакова» и «Путешествие из Петербурга в Москву». Соученик по Лейпцигскому университету и самый близкий друг писателя на протяжении многих лет, Кутузов был одним из основателей и участником масонского Дружеского ученого общества и Типографической компании, а во время процесса по делу Новикова был назван одним из его «злых (т. е. – опасных Н. К.) товарищей» [2:2009, 87].

Николая Михайловича Карамзина масонство спасло, возможно, от судьбы Евгения Онегина: «восемнадцатилетним юношей он служил в одном из лучших гвардейских полков, а после отправился в Симбирск блистать в обществе. Известный масон и литератор Тургенев заметил одаренного юношу и вовлек его в розенкрейцерский орден. Он поселил его в дом, принадлежавший ложе, и заставил углубляться в науку, развивать свои писательские способности» [2:2009, 94]. Молодой Карамзин работал и много общался с масонами, за это время он стал писать стихи и прозу, но через четыре года разочаровался в масонстве. Тем не менее, в 1792 году он выступил с критикой действий властей, когда они разгромили московскую масонскую организацию и заключили бывшего учителя Карамзина Новикова в крепость. Несмотря на то, что и сам Карамзин был под подозрением Екатерины как ученик масонов, он опубликовал оду «К милости», в которой недвусмысленно читается его неприятие действий императрицы [2:2009, 94].

Дипломату и писателю Александру Сергеевичу Грибоедову мало было состоять в самой многочисленной масонской ложе Петербурга «Соединенные друзья». «Он хотел усовершенствовать ее, об этом сохранились его письма и заметки. Называться, по проекту Грибоедова, эта ложа должна была «Благо». Вместо официального французского языка языком всех ее дел должен был стать русский, несмотря на то, что в ней было много иностранцев. И эту цель – цель просвещения России, распространения русской грамоты – члены ложи должны были видеть первейшей своей задачей» [2:2009, 117].

Грибоедов был убежден, что силы, растрачиваемые на пышность и мрачную торжественность собраний, на обрядность, можно было употребить с большим умом. Проекты Грибоедова показывают серьезность его отношения к членству в масонской организации и, конечно, его амбициозность и некоторый идеализм. «Кстати, он был не единственным масоном-дипломатом, и связи среди масонов немало способствовали его дипломатической карьере. В отличие от Карамзина или Чаадаева, Грибоедов никогда не выходил из масонской ложи – по крайней мере, с бумагами и манифестом» [2:2009, 118].

Когда Петр Яковлевич Чаадаев покидал масонство, он имел одну из самых высоких степеней посвящений в орден – восьмую степень «Тайных белых братьев ложи Иоанна» из девяти возможных. Причины, по которым Чаадаев покинул ложу, созвучны с теми, о которых сокрушался Грибоедов – член той же ложи «Соединенные друзья»: «обрядность ради нее самой, эффектные ритуалы, пустые разговоры о намерениях вместо действий» [2:2009, 123]. Правда, это только часть письма, написанного Чаадаевым для выхода из ложи, вторая же часть утеряна, но специалисты не отрицают того, что она «всплывет», как это свойственно масонским документам. Биографы же Чаадаева подчеркивают его «лидерские черты характера и считают, что между строк этого письма прочитывается «Служить бы рад, прислуживаться тошно…» [2:2009, 124]. Чаадаев – один из самых ярких характеров среди масонов и декабристов.

В масонскую ложу А.С. Пушкин вступил, когда ему было 22 года, о чем писал своему другу Жуковскому «4 мая был принят в масоны… Я был масоном в кишиневской ложе, т.е. той за которую уничтожены в России все ложи» (официально масонские ложи были запрещены Александром I) [7].

Ложа, в которую вступил поэт, называлась «Овидий» и располагалась в Кишеневе. Тогда он посвятил масонскому клану «вольных каменщиков», которые стремились изменить мир, такие строки:

«… Ты молоток возьмешь во длань

И возгласишь: свобода!

Хвалю тебя, о верный брат,

О временщик почтенный!

О Кишинев, о темный град,

Ликуй, им просвещенный!» [7].

Члены этой ложи «действовали на удивление открыто. Сохранилось свидетельство, что, посвящая в братья болгарского архимандрита Ефрема, его с завязанными глазами повели через двор в подвал. Болгары, толпившиеся на площади, тут же бросились спасать своего архимандрита, решив, что того ведут в темницу.  Однако свидетельств, что то же самое проделывали с Пушкиным, нет. В его бумагах сохранились незаполненные счетные книги ложи, на которых поэт писал… стихи. До 1823 года он пользовался ими как своими черновыми тетрадями (так называемые тетради 836, 834, 835)»[5:1999, 152]. Кишеневская ложа так и не была юридически оформлена, и неизвестно, когда Пушкин вышел из нее – «скорее всего, это произошло само собой, когда через год и два месяца после принятия Пушкина в орден император Александр I своим указом закрыл все масонские ложи. Тем не менее, в гроб поэта перед похоронами Вяземский вложил перчатку как знак признания его братом по ложе» [5:1999, 154].

Лучшие друзья Пушкина, Грибоедов и Чаадаев, состояли в братстве – «Соединенные друзья», однако оба не мирились с условиями ложи, в следствие чего друзья были вынуждены покинуть братьев – масон [5:1999, 154].

Таким образом, мы видим, что Карамзин и тройка лучших друзей были уважаемыми масонами, но кто-то покинул ложу по собственному желанию, как Карамзин или Чаадаев, у Александра Пушкина трагическая судьба и он был посмертно провозглашен братом – масоном, а вот Грибоедов принадлежал масонской ложе и никогда ее не покидал.

Сознательное знакомство Тургенева с масонской мыслью, вероятней всего, началось в юношеские годы – через чтение богато представленных в его родовой библиотеке печатных изданий Н.И. Новикова. Во-первых, это периодика – журналы «Утренний свет» (1777–1779), «Вечерняя заря» (1782–1783), «Покоящийся трудолюбец» (1784–1785), «Московское ежемесячное издание» (1781), «Городская и деревенская библиотека» (1781), «Чтение для вкуса, разума и чувствований» (1791–1793), «Детское чтение для сердца и разума» (1785–1789), «Приятное и полезное препровождение времени» (1794–1798) [4:2017, 20]. Во-вторых, словари и сборники – «Родословная книга князей и дворян российских и выезжих» (1787),«Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772), «Древняя российская вивлиофика» (1788) [4:2017, 20].

В 1870 г. И.С. Тургеневым была написана повесть«Степной Король Лир»,  в текст  которой  он включи две  значимые  цитаты   из   масонского   журнала Н.И. Новикова «Покоящийся трудолюбец» и дал к ним подробное библиографическое пояснение. Через четыре года цикл «Записки охотника» пополнился рассказом «Живые мощи», в котором образ главной героини явно отсылает к названному журнальному изданию. Помимо этого, связь с взглядами русских масонов последней трети XVIII в. можно обнаружить в отдельных текстах «Стихотворений в прозе» (1877– 1882). Закономерно возникает вопрос о роли масонских идей и личности Н.И. Новикова в позднем творчестве Тургенева [4:2017, 32].

В журнале масонской направленности «Покоящийся трудолюбец» публиковался материал религиозно-философского, нравоучительного характера, обращающий особое внимание на нравственное самоусовершенствование человека и воспитание его души. Из этого журнала Тургенев цитирует два значимых отрывка и даёт к ним подробные библиографические сноски – так происходит текстовая актуализация идейного содержания издания Новикова в повести. Подобные библиографические указания в произведениях Тургенева встречаются достаточно редко, поэтому факт их наличия свидетельствует об особой авторской заинтересованности и сосредоточенности на используемом материале [4:2017, 35].

Помимо «Степного Короля Лира» ссылки на сочинения Н.И. Новикова присутствуют в статье «Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине» (1842) и в рецензии «Записки ружейного охотника Оренбургской губернииС. Ава» (1852). В обоих текстах писатель делает отсылку к третьей части «Древней российской вивлиофики» [4:2017, 35].

Обращение к идеям русских масонов в «Степном Короле Лире» обусловлено рядом обстоятельств. «Создание повести с ориентацией на шекспировскую традицию означало усиление драматизма и укрупнение фигуры обыкновенного героя, ставшего выражением кризиса времени и поисков новых ценностей. Русское масонство Тургенев рассматривает в ряду явлений национальной духовной жизни. Автор обозначил причастность духовных и умственных исканий центрального персонажа повести – необразованного провинциального помещика Мартына Петровича Харлова, его целостного эпического облика – отдельным аспектам теоретических установок русских масонов» [4:2017, 38].

Через причастность Харлова и Лукерьи к решению вечных вопросов жизни и смерти автор раскрывает драму существования современного человека – простого, непосредственного и обыкновенного. Не принимая доктринальный и аскетический характер масонского учения, писатель даёт два варианта реализации этих установок на практике с разным исходом. С опорой на шекспировскую образность провинциальный помещик и крепостная крестьянка становятся на уровень общенациональных типов.

«Биографическая сопричастность самого И.С. Тургенева значимым событиям отечественной истории и его личное соприкосновение с непосредственными участниками тайных масонских объединений формируют особый социокультурный пласт» [4:2017, 41].

Работы «вольных каменщиков» определили духовный климат России второй половины XVIII — начала XIX вв. В.В. Зеньковский справедливо отмечал: «В русском масонстве формировались все основные черты будущей «передовой» интеллигенции — на первом плане стоял примат морали и сознание долга служить обществу, вообще практический идеализм» [2:2009, 246]. Под влиянием масонских идей интеллигенция стремилась к преобразованию себя и мира с позиции нравственных идеалов, но еще не ставила своей задачей революционную перестройку действительности.

В книге «Русская идея» H.A. Бердяев говорил: «Масонство было у нас в XVIII в. единственным духовно-общественным движением, значение его было огромно. Лучшие русские люди были масонами. Первоначальная русская литература имела связь с масонством. Масонство было первой свободной самоорганизацией общества в России» [2:2009, 246].

Братство «вольных каменщиков», хотя и очень разнородное, «сумело объединить и консервативно настроенных, и либеральных представителей дворянства. Либеральные идеи, принесенные в Россию масонством и популяризировавшиеся масонами, пустили глубокие корни в умах российской интеллигенции. Они остались в произведениях выдающихся русских писателей, публицистов» [2:2009, 249].

Так, один из главных героев романа – эпопеи «Война и мир» Льва Николаевича Толстого – Пьер Безухов, находит успокоение в масонской ложе, как мы узнаем во втором томе произведения, однако после ухода из братства, Пьер вновь теряет смысл жизни.  То, что он пришел в масонство – результат его жизненных исканий. Он хотел найти смысл жизни и пути его достижения. Идеи масонства о братстве, взаимопомощи, самопожертвовании привлекали его.

Ему хочется «быть вполне хорошим», делать добро, жертвовать. Под влиянием идей масонства он прощает жену и снова тяготится своим двусмысленным положением. Пьер становится главой масонов, едет за границу, чтобы в полной мере постичь законы этого движения. Он высказывает новые благородные мысли братьям, но те не воспринимают их. Под фартуками масонов Пьер видит искателей крестов, наград, орденов, тех, кого он так часто встречал в светском обществе. Он разочаровался в масонстве, понимая, что за внешним благородством кроются те же черты, что присущи светскому обществу: корыстолюбие, эгоизм, жадность, лицемерие. Все это приводит Пьера к разрыву с масонами и к тому, что он опять попадает в жизненный тупик и погружается в состояние безысходной тоски и отчаяния.

Таким образом, идеи масонов, включаясь в общий историко-культурный контекст, привлекали русских писателей своим нравственно-этическим (совершенствование личности) и философским (проблема человеческого существования) содержанием.

Интерес к таинственно-мистической стороне масонского учения был обусловлен его неоднозначным и противоречивым, но очень внимательным отношением к сфере необъяснимого, загадочного и непостижимого.

«Человеческие» идеи русского масонства оказали влияние на становление русской литературной-философской мысли. Взгляды русских масонов перекликаются с идеями философов XIX — начала XX вв., так, «в религиозных исканиях Л.Н. Толстого находит продолжение идея мирного переустройства общества на основе религиозно-этического перевоспитания» [2:2009, 263].

Нельзя утверждать, что в век интеграции общества жизненно необходимо переосмысление масонских идеалов и учений прошлых столетий, но на основе этих фактов возможен пересмотрвектора основных ценностей современной цивилизации и гуманизации мирового сообщества.

Стоит также отметить, что классические произведения литературы и искусства, изучаемые в школе, формируют наши взгляды на мир в целом. Основной курс школьной программы обладает огромной палитрой уроков жизни, многие из которых, как мы выяснили в ходе исследования, пропитаны масонской идеологией. Сквозь эти произведения мы узнаем о жизни, смерти, любви, ненависти, душе, алчности, вере, власти. Неоспоримо, что классическая литература является неким учителем, который развивает нас, меняет и делает лучше.

Литература

  1. БалыковаЛ.А. Периодические издания Мемориальной библиотеки И.С. Тургенева (1754–1825) // И.С. Тургенев. Новые исследования и материалы. I / отв. ред. Н.П. Генералова, В.А. Лукина. – СПб.: Альянс-Архео, 2009. С. 20–48
  2. Бердяев Н.А. О России и русской философской культуре / переизд. — М.: 2009. С. 68 – 263.
  3. Библиотека Ивана Сергеевича Тургенева. Ч. 1: Каталог: книги на рус. яз. / сост. Л.А. Балыкова. – Орел: Изд-во ОГТРК, 1994.
  4. Волков И.О. Идеи русского масонства в творчестве Тургенева 1870 г. –Томск: 2017. № 415. С. 5–41.
  5. Зеньковский В.В. История русской философии / В 2 т. – М.:1999. Т.1. С.100 – 347.
  6. Осоргин М.А. Путь русского вольного каменщика // Новиков В. И. Масонство: культура. – М.: 1998. С. 424-425.
  7. Письма Пушкина А.С. – [Электронный источник] — http://pushkin-lit.ru/pushkin/text/zametki/kishinevskij-dnevnik-pushkina.htm#al59(дата обращения: 23.04.19)