УДК 13:894.341 (04)
МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ И БОРЬБЫ В ГЕНЕЗИСЕ СОЦИАЛЬНОГО
БЫТИЯ КЫРГЫЗОВ В ФОЛЬКЛОРЕ
MODELS OF CHANGE AND STRUGGLE IN THE GENESIS OF SOCIAL
BEING KYRGYZ IN FOLKLORE
Сариева Калбүбү
Sarieva Kalbubu
Аннотация: В статье исследовано отражение социального бытия кыргызского народа в его богатом фольклоре и эпосе. Устное народное творчество воздействует на мировоззрение кыргызского народа, показывая имманентность диалектического познания в признании борьбы главным источником, основной причиной изменения и развития мира. Идеалы кыргызов в творческом наследии всех времен — это создание справедливой, благополучной жизни. Борьба за идеальную жизнь моделирована в виде развития, изменения посредством борьбы между старшим и младшим поколениями, ханом и простым народом, белым и черным, новым и старым. Успех борьбы детерминирован дружбой во внутренних и внешних отношениях. Понятия «Мать» и «Родина» генетически близки, но вытекающие из этих благородных понятий тенденции регионализма и трайбализма являются негативным детерминантом в институтах государственного управления.
В статье обсуждаются прогрессивные, важные моменты развития современным демократическим путем, формирования истинного народовластия, законности, для достижения коих в кыргызском бытии издревле важными считались внутреннее единство, дружба, дружелюбные отношения с ближними и дальними народами, создание открытой системы сосуществования. А также отмечаются регрессивные тенденции, каковыми являются раздробленность, трайбализм, отставание от требований времени, приверженность к старому, обособление, самоограничение и неприятие других культур. Отмечается необходимость избавления от названных негативных тенденций.
Adstract: The paper analyses the characteristics of Kyrgyz social existence from ancient times as reflected and depicted in the rich cultural heritage, i.e oral history and folklore. It examines various established concepts and characters in the Kyrgyz mythology and lore and looks at their relevance in modern times. The author recommends progressive yet deferential approach to these established concepts that have in some cases development into important social institutions. Such analysis explains the formation of laws and traditions of the institutions of power, development and formation at the present stage, its aspirations for the future, e.g developing gracious relations with neighbouring and distant nations. Along with these the author noted the need to get rid of internal disagreement, regressive features such as tribalism that may precipitate nepotism and corruption, and the obstinate commitment to obsolete views and practices.
Изменчивость как основное и всеобщее свойство мироздания закреплена в афоризмах: «Все течет, все изменяется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Древнегреческий философ, уроженец Эфесии Гераклит, основавший первоначальную форму диалектики, объяснил механизм изменчивости мироздания как взаимодействие единства противоположностей. Идеи Гераклита сформулированы не совсем точно, описаны в виде афоризма. Это объясняется тем, что в то время наука только начала развиваться, еще полностью не была оформлена. Эта сентенция также приемлема для описания характера мировоззрения и мышления кыргызского народа. «За пятьдесят лет – новый народ, за сто лет – новая земля» — кыргызская пословица отражает представления народа о диалектике в социоприроде, подчеркивая быстроту перемен социальных процессов по сравнению с изменениями природных объектов каковыми являются земля и горы. Как и Гераклит, кыргызы признавали важную роль борьбы в социоприродных изменениях. Борьба черного с белым, светлого с темным является важным элементом кыргызского бытия, описанным в древних кыргызских письменных фольклорных произведениях. Здесь мир рассматривается как поле борьбы черного с белым, а человеческое тело как действующий объект равновесия «горячего» и «холодного»[1,19]. Эта традиция, продолжается также в более поздних произведениях искусства. В большей части борьба заканчивается победой позитивных сил, народная концепция результатов борьбы закреплена в выражении «Белое гнется, но не ломается».
Каждый народ имеет объективный, живущий по своим законам социальный быт. Общество – это саморегулирующаяся, ступенчато развивающаяся сложная система, объединяющая в одно целое природу и человеческую жизнь. Суть социального бытия состоит в быстром развитии и обновлении. В этой системе имеются пределы, интегрирующие прошедшие несколько эпох и существующее ныне кыргызское общество в мировую культуру, а также константы (неизменность, постоянство) дифференцирующие его особенности. Наряду с этим каждый народ в своем бытии, поставленных целях, свойственных только ему характерных особенностях, имеет аксиологические пределы, соответствующие общечеловеческим нормам[5,23-27]. Эти константы возникли не сегодня и вдруг, они существовали издавна в длинной истории образования народа. Они формируются и наполняются по сей день протофилософскими мыслями данного народа, уточняются и адекватно отражаются в произведениях богатой духовной сокровищницы и в традициях.
Характеризующие динамику социального бытия кыргызского народа подобные константы и пределы видны в общеизвестных образцах устного народного творчества. В кыргызском фольклоре есть система, эксплицированная мифическом мировоззрением, состоящая из простых, поверхностных, фрагментарных элементов. Она синтезирована посредством постоянных констант и меняющихся пределов, отраженных в социальном быте, который описан в больших и малых эпических произведениях и сказках. Самый крупный из них – эпос «Манас», восстановивший и объединивший исчезающий народ.
Все сказки имеют концовку наподобие «итак, они стали жить-поживать в благоденствии». Мечта о счастливой жизни – предел, к которому стремится кыргызский народ, а по большему счету все человечество.
Человечество в течение своего существования прошло путь от личности к этносу, создавая государства. Пути к государственности многообразны, разные народы достигли разных уровней государственного устройства. Традиционный путь кыргызов к достижению своего идеала социального устройства отражен в системе персонажей мифа и фольклора.
ОТЕЦ в древних кыргызских мифах, сказках, преданиях, эпосе это – родитель, ставящийся превыше всего богатство. К примеру, в эпосе «Манас» это – стареющей бездетный Кокотей, Жакып или же имеющий единственного сына Тейитбек в эпосе «Курманбек». Самый заметный, типичный из них богач Жакып, слыша упреки от матери безродного Мендибая, сознавая естественную биологическую потребность продолжения рода и в наследнике богатства, обращается к Богу и вымаливает в конце концов ребенка – сына Манаса у высших сил. Но у отца преобладает чувство тяги к богатству, привычка распоряжаться нажитым добром и желание властвовать над людьми.
СЫН в кыргызском фольклоре – продолжатель пути отца, представитель своего рода — племени, как правило является единственным ребенком или сиротой, воспитанным матерью, впоследствии становится именно тем, кем хотели бы видеть его родные. В безвыходные моменты народ своим представителем отправляет к врагу для ведения переговоров безродного и безропотного сироту-оборванца. Таким представителем от имени народа может оказаться и шутник, который хочет с собой повести на переговоры верблюда и козла (Сказка о хане Жаныбеке) [3,143] или же храбрец, готовый идти на верную погибель в борьбе с драконом, пожирающим красавиц, которых отдает ему народ в виде дани (Кыргызская народная сказка). При этом джигит предъявляет такие условия: «дайте мне с собой черную овцу и острый кинжал, после сражения обмойте меня в молоке и таким образом спасете меня».
Противостояние между отцом и сыном, старшим и младшим поколениями является устойчивой характерной особенностью кыргызского общества. Эта борьба является фактором решения конфликтов, возникающих в общественных отношениях –сын не оказывает надлежащего уважения к накопленному отцом добру, старается изменить установку жизни, созданную старшими поколениями. Пренебрегая отцовским советом, сын женится, по своему усмотрению обустраивает хозяйство и быт (эпос «Курманбек»).