Сариева Калбүбү. Часть 2.

Таким образом, идет борьба между отцом и сыном, между старшим и младшим, старым и новым, вследствие чего даже при живом отце сын оказывается сиротой, ответственным за собственную судьбу, самостоятельно решая возникающие перед ним жизненные проблемы. Волею судьбы, он одинок в этой жизни имея даже близкородственные связи, но преодолевая жизненные преграды, он находит свой путь, ведущий к цели.

Из вышесказанного явствует, что в устном народном творчестве, описывающем кыргызский быт, главной проблемой являются разрыв между поколениями, непонимание, отказ от старого образа жизни, отсутствие отлаженной системы перехода, передачи упорядоченным, закономерным образом из рук в руки, из уст в уста новым поколениям устоев жизни, привычного образа быта.

Из этого следует делать вывод, что кыргызы склонны к неприятию всего готового, устоявшегося, ставшим уже системой, будь это власть или богатство. Умный отец, наживший богатство не уверен, что сын будет распоряжаться им надлежащим образом. Новое  поколение живет своим умом, своим знанием, своим трудом. Потому что только старание, труд, знание, опыт в совокупности приводят человека к достижению своей цели. Эта народная мудрость выражена в следующих словах: «Будет ум, будет добро». Из этого явствует, что наши предки полагались только на свой ум, труд считали источником благ, отрицая передачу власти по наследству. Проводивший в этом направлении исследования И.А. Батманов, изучая енисейские письменные памятники, при расшифровке рунических источников установил, что в них акцентируется заслуга тех правителей, которые удостоились эпитетов «умный, прозорливый, дальновидный» [4], то есть памятники выражают интересы и представления аристократии.

Сходную позицию занимает и философ Б. Аманалиев, отметивший в своем труде «Из истории философской мысли киргизского народа», что енисейские памятники выражают приоритет правящего класса, одновременно выдвигая на передний план ум, мышление, прозорливость как основное качество конкретного правителя[5].  

Итак, в богатом наследии народного творчества предводителем, собирателем, объединяющей силой может стать тот представитель молодого поколения, отличающийся умом, прозорливостью, проворством и дальновидностью. Обладателем этих качеств в фольклоре как правило является младший сын – представитель подрастающего поколения. Для кыргызского общества не чужда идея избрания хана, когда для восхождения на трон народ выбирает любого доселе неизвестного, но вполне достойного человека. Примером для этого служит, например, избрание нового хана с помощью ловчей   птицы – сокола умершего хана.

В целом, кыргызам свойственно идти к проблеме напролом, решать ее наскоком, одним махом. Обычно кыргызы берутся за дело необдуманно, проблемы решаются спонтанно (в годы независимости замена правителей проходила примерно таким же образом). Это результат тесной взаимосвязи с природой и тесного контакта с ней. Это характерно для народа, привыкшего соизмерять свои возможности с объективными законами окружающей среды и природы. Кыргызы обожествляет природу, но, тем не менее, они умеют противостоять ее стихиям и умеют приспосабливаться к экстремальным условиями жизни.

Традиция жизни в гармонии с природой, стремление идти по течению обстоятельств сохраняются также в субъективных отношениях, например, во взаимоотношениях с другими народами, продолжающимися в течение веков. В позднейшей истории у привыкшего жить по законам природы народа произошли огромные изменения. С присоединением к России у кыргызов уменьшилась возможность самовыражения, были утрачены некоторые атрибуты, свойственные именно данному народу. Но народ, не видя иного пути, кроме восприятия элементов чужой культуры и традиций, начал быстро осваивать чуждый, но, тем не менее, нужный образ жизни, «большой великой» нации. Это происходило во имя великой дружбы. Кыргызы – народ, знающий цену дружбе.

Друг – важный субъект в кыргызских мифах. Образ друга выражен, например, в эпосе «Манас». Когда юный Манас будучи пастухом жил в Ошпуре, местные ребята, признав его храбрость и щедрость избирают его ханом. Во время избрания хана кыргызского народа детские друзья Манаса вносят предложение о его инаугурации, ссылаясь на то, что он уже был избран ими ханом еще в прошлом. Друзья Манаса сорок витязей-сподвижников, среди которых Алмамбет, Чубак, в последствии помогают стать ему героем.

В эпосе «Курманбек» друг Курманбека Аккан находит его раненым, выслушивает его предсмертные жалобы, последнюю просьбу, дает свое слово друга взять его сына (нового поколение) на попечение, затем предает, покойника земле, соблюдая все почести. В эпосе «Эр Табылды» герой без друзей Эльдияра, Эрмека бессилен. В эпосе «Эр Тоштюк» друзьями Тоштюка являются не только люди, но и сама природа, все существа под и над землей. Вместе с ними он побеждает врага и достигает своей цели. Только друзьям подвластно «воспламенить потухшее, воскресить мертвое». Вышесказанное значит, что киргиз в пределах своего бытия видит достижения жизни в благоденствии, в дружеских отношениях с дальними и ближними народами, придавая этому огромное значение.

Друг издревле является одним из детерминантов геополитического пространства в социальной жизни киргиза, основная опора бытия, иными словами, одна из основных констант.

Во многих сказках умный мальчик становится обладателем несметных богатств, более того становится правителем, взойдя на трон, осуществляя справедливое правление.

В любой исторический период в кыргызском быту определителем (детерминантом) жизни в благоденствии являлись – единство и дружба. В сказке приводится пример того, что нельзя сломать единым махом вязанку хвороста, как в то же время легко по отдельности переломить все хворостинки по отдельности. Этим сказка дает нравоучение о важности единства, но не предлагает нужный путь или готовую стратегию дружбы. Основной причиной того, что кыргызское общество было разрознено было то, что оно подвергалось многочисленным нападениям и молодые его представители оказывались вдали от своего народа, росли и воспитывались в чужой среде. Это порождало отсутствие внутреннего единства. Это видно в контексте того, что дети от разных жен (в «Манасе» Абыке, Кобош; в «Эр Табылды» Кудайназар и его дети, в «Саринжи Бокое» Джамгырчы и Бокой) не дружили между собой. Более того они враждовали, завидуя успехам друг друга. Это мешает приближению к пределу «благоденствия и благодати» создавая огромные препятствия для достижения желаемого. Подобная борьба иногда выражается в отношениях между множеством и единством, как например, в сказке «Жеке таз менен жети таз» (Противостояние между одними семи ленивцами). Основной причиной всех недружественных проявлений является тот факт, что братья рождаются от разных матерей. Иначе говоря, делается вывод, что дети, рожденные от старших и младших жен, то есть матерей — соперниц, бывают недружелюбны по отношению друг к другу.

Разрешенное исламской религией, ее сводом законов, т.е. шариатом многоженство издревле не приносило кыргызскому народу ничего хорошего и является, предметом споров и дискуссий по сей день. Оно рождает не только соперничество, вражду между старшими и младшими женами, но и разрозненность в следующих поколениях. Вероятно, многоженство появилось в обществе, где рано установились торговые отношения, где женщины больше зависели от мужчин и поэтому как бы заключали между собой негласное соглашение, делая определенные уступки друг другу ради относительного благополучия. Но кыргызские женщины, в том числе знаменитые воинственные женщины как Джаныл Мырза и Курманжан Датка, наравне   с мужчинами несущие все тягости кочевой, полной опасности и невзгод жизни не хотели мириться с таким унижающим женское достоинство положением.  Кыргызские женщины воспринимали многоженство как отрицательное явление и противостояли ему по мере возможности. Их внутренняя борьба   выражалась в соперничестве друг с другом, во внутренней враждебности по отношению друг к другу. В принципе, кыргызки считали себя равными с мужчинами, семью считали ячейкой, состоящей из двух основных элементов – мужчины и женщины.

далее