Советская мораль, защищающая равноправие полов, очень кстати пришлась подобному восприятию и женщинами оценивалась как положительное влияние. Ведь ясно, что у детей, рождённых в полигамии возникает чувство нездорового соперничества и открытой враждебности. Недаром в народе бытует поговорка «Чем от отца рождаться вшестером, родитесь от матери вдвоем».
В понятии кыргызского народа сопоставима с матерью только Земля. Понятие «земля, впитавшая пуповиною кровь» т.е. земля куда капали первые капли крови при перерезании пуповины, как нельзя точно определяет кровную, на уровне генетической связи, близость земли и человека. Земля также является символом плодородия, благополучия, щедрости, равно как и стойкости и выносливости. Трепетное отношение кыргыза к родной земле равнозначно благоговению его перед родной матерю. Но такая чрезмерная близость к родной земле может оказаться, в свою очередь, причиной землячества, регионализма и трайбализма, которые укоренилась в жизни кыргызов.
В кыргызском мировоззрении находит место устоявшаяся модель-символ семиглавое чудовище, дракон. Для этого монстра не существует избирательность в отношении к людям, ему все едино, что хан, что простолюдин. Если надо, он и ханскую дочь — красавицу проглотит. Ему может противостоять разве что только единицы — храбрецы, вооружившиеся острым клинком. Человечество в целом бессильно перед ним и готово выполнять все его капризы и требования. Следовательно, этот дракон — символ времени, пожирающего молодость и красоту человечества, но также умеющего ценить благородство в благородном, достоинство в достойном. Время – всепожирающий дракон и только ему посильно выявлять истину в благородном и завладеть ею навсегда.
Семиглавая ведьма — символ всего старого, противопоставляющего себя новым влияниям, стремящегося достичь победы любыми средствами, противостоящего всему прогрессивному. Эта ведьма весьма изворотлива. Она то хочет завлечь в свои сети достойного героя (например, Тоштюка), то встречает одинокого путника, заманивая его создав видимость «малого жилища с тонкой дымной струей из дымохода»- «журоктой уйдон, жулундой тутун чыгарган». Она иногда преследует заблудившихся девушек, в другом случае сажает в лодку непорочную красавицу под предлогом покататься и разлучает ее от любимого. В образе ведьмы мы видим очень серьезную, нешуточную борьбу нового со старым.
В кыргызских народных сказках еще одной детерминантной моделью является Див великан (Дөө) -примитивная физическая сила. Непроста, он называется то Белый Див (Ак Дөө),то Кара Дөө (Черный Див). Название (имя) зависит от цели сказителя, какую позицию в данном случае он хочет выразить – позитивную или негативную. Под определениями «белый», «черный» символизируется извечное противостояние добра и зла, что выражается, в конечном итоге, в динамике борьбы противоположностей. Б. Аманалиев, изучая енисейские письмена подчеркивает, что подобное восприятие мироздания заложено в понятиях кыргызов, т.е. что тьма, мрак — сила разрушающая, а рассвет, заря — символы начала, возрождения, становления. Свет у древних кыргызов означает реальную жизнь на земле, и тьма не в состоянии загасить любовь, тягу к жизни.
Таким образом, социальное бытие кыргызов в своем пределе устремлено к нахождению социально исторической сущности всего человечества: стремление к достижению и обеспечению норм народного блага, свободы. В то же время для кыргыза имманентны взаимосвязь, взаимодействие противоположных понятий таких, как богач и бедняк, хан и чернь (простой народ), отец и сын, борьба старого и нового, белого и черного, положительного и отрицательного. Итоги этой победной борьбы обусловлены такими детерминантами как друг, дружба, взаимные дружелюбные отношения, внутреннее единство, время и условия.
Но если учесть, что обществу свойственно обновление, а люди являются основными его созидателями, то становится ясным, что у каждого поколения новой эпохи имеется возможность используя биосоциальные предпосылки дать функциональным действием этих констант общественного процесса новое направление для развития и тем самым придать эволюции новый ход. Исходя из показывающих многогранность основанного на различных духовно теоретических и повседневно-практических аспектах человеческой деятельности картин и моделей, изображающих многообразие социального бытия, новое поколение должно взять направление к прогрессивной эволюции, обеспечивающей возможность жить в современных условиях всеобщей глобализации. По нашему мнению, нынешняя интеллектуальная и политическая элита народа должна главным образом обеспечить дружбу, сознание единства в народе, противостоять региональному и родоплеменному отчуждению среди киргизского народа, что веками ему мешало достигать своего идентичного предела: государственности и суверенитета. Надо исправлять ошибку предыдущих поколений, а именно, надо формировать традицию передачи власти законным путем. Этого можно достичь только тогда, когда каждый член общества, каждый гражданин осознает, что главное условие для сказанного, это чувство неделимости, как самого народа, так и его исконный родины.
Подводя итог всему сказанному можно сделать заключение, что бытие каждого народа — это многогранный развивающийся процесс, соответствующий пределам общечеловеческих идеалов, но в то же время, имеющий константы, свойственных только данному народу. Если пределом в кыргызском обществе является благополучие, благоденствие, независимость, то в особые константы входят такие неконструктивные элементы, как борьба между старшим и младшим поколениями, иначе говоря, между отцом и сыном — старым и новым; междоусобная враждебность. Но главная и очень важная черта кыргызской современности — это толерантность, помогающая создать открытую систему для восприятия чужой культуры сделав ее частью своей. Подобная открытая система – это не только результат развития сознания одного народа, это также субъективное и плодотворное влияние других соседних народов.
Литература
- Аманалиев Б.Из истории философской мысли киргизского народа. – Фрунзе, 1963.
- Батманов. И.А.Язык енисейских памятников древней тюркской письменности. – Фрунзе,1959. – 219 с.
- Кыргыз эл жомоктору. – Фрунзе, 1985. – 224 с.
- История кыргызов и Кыргызстана. – Бишкек, 1996.
- Гуманитарные проблемы современности. //Научные труды молодых ученых. Выпуск 7. –Бишкек, 2006. – 390 с.
Сариева Калбүбү — доктор филос. наук, с.н.с., ведущий научный сотрудник Института философии и политико-правовых исследований Национальной Академии Наук Кыргызской Республики, Кыргызстан, г. Бишкек.