Габышева Л. Л., Гурьев Э. А. Часть 2.

1. Экспозиция. Представление мира и героя слушателям или игрокам.

В игре «World of Warcraft» игрок сам создает своего персонажа, который является членом одной из фракций, в зависимости от выбора игрока. В начале игры рассказывается история расы, которую выбрал игрок при создании персонажа.

В игре «Skyrim» игрока сначала знакомят с миром игры, главный герой является заключенным-мятежником;

2. Появление угрозы его безопасности, его семьи или их образу жизни. Инцидент нарушает комфорт обычного мира.

«WoW»: Начало пути героя зависит от выбора расы при создании персонажа. Так, например, люди и орки начинают свое путешествие без вынуждающего элемента. Но в то же время путь у воргенов (оборотней) начинается из-за древнего проклятия, которое превращает людей в волкоподобных существ, а гоблины вынуждены переселиться из-за извержения вулкана, которое уничтожает их остров.

«Skyrim»: На город, где держат в заключении главного героя, нападает дракон Алдуин, после которого герой сбегает и получает задание сообщить о драконе ярлу;

3. Встреча с наставником, с мудрецом, с божеством, которое дает совет, наставление герою, снаряжение. После этого герой впервые покидает обычный мир и отправляется в путь.

«WoW»: В начале игры герой учит несколько способностей и заклинаний у своего наставника, прежде чем выйти из начальной игровой зоны.

«Skyrim»:Главный герой оказывается в крепости ордена Седобородых, где ему сообщают, что он является драконорожденным, или по-другому, довакином, и что только он способен победить дракона. Для этого его обучают Крику, разновидности магии;

4. Мотив дороги и странствия, где он встречает спутников, помощников и врагов, а также получает новые знания и умения.

«WoW»: Герой отправляется исследовать мир, сражаться с чудовищами, выполнять различные задания, участвовать в совместном с другими игроками прохождении подземелий. Успешное выполнение заданий позволяет игроку улучшить характеристики персонажа и его снаряжение, что открывает доступ к новым, более сложным заданиям и подземельям.

«Skyrim»:Довакин отправляется убить дракона Алдуина. В течение пути главный герой выполняет различные задания, в ходе которого он должен выучить крик драконобой, которым можно убить Алдуина. Также он встречает двух последних выживших члена ордена Клинков, которые становятся его спутниками;

5. Сюжет компьютерных игр, подобно мифо-фольклорным повествованиям, завершается финальной битвой с самым сильным врагом, которых убить сложнее всего. В видеоиграх такой злодей называется «боссом».

«WoW»: В игре периодически выходят новые дополнения. С каждым новым дополнением появляются новые территории и сюжетные линии. В конце каждого дополнения игроку необходимо победить основного злодея действующей сюжетной линии, будь то дракон-разрушитель, король мертвых и т.д.

«Skyrim»: В кульминации довакин вступает в битву с драконом Алдуином и побеждает его;

6. Обязательным элементом сюжета игры является награда героя, как и в мифах и сказках. Это могут быть и волшебные артефакты, или же обретение силы, вечной славы, любви и т.д.

«WoW»: После победы над главным злодеем дополнения герой получает в виде награды различные доспехи и оружия, которое повышает его характеристики.

«Skyrim»: После победы над Алдуином, Тсун — бог северян — даёт главному герою крик Зов доблести, который позволяет призвать одного из героев Совнгарда.

7. Возвращение домой.

«WoW»: По сюжету предполагается, что после победы над каждым основным антагонистом дополнений герой возвращается обратно на свою родину.

«Skyrim»: Тсун возвращает Драконорожденного обратно в Скайрим.

В компьютерных играх у главного героя всегда, как и в мифо-фольклорных сюжетах, имеется антагонист, поскольку основой сюжета как мифа, так и компьютерной игры, является борьба добра со злом.

Антагонист (от др.-греч. «соперник, противник») — в художественном произведении: персонаж, противодействующий главному герою (протагонисту) на пути к достижению его целей[5]. Противостояние антагонист-протагонист является одной из возможных движущих сил центрального конфликта произведения. Действия антагониста не только создают препятствия, которые протагонист должен преодолевать, но и могут служить причиной развития характера протагониста. Чем сильнее будет антагонист, тем сложнее препятствие для героя, и, тем самым, история получится убедительнее и интереснее.

В качестве примера можно привести Прометея. Он считается древнейшим культурным героем в греческой мифологии, он описывается как очень умный, мыслящий прежде, предвидящий, в противоположность своему глупому брату Эпиметею. История гласит, что Прометей приносит знания смертным, дает им огонь и учит их понимать и ценить искусство. Поскольку его брату не удается производить подобные действия, он, уподобляясь гневу, совершает поступки, которые, наоборот, вредят людям. Хорошая / плохая дихотомия присутствует среди богов во всех мировых мифологиях. Антипод героя часто обманщик.

В играх герой всегда борется с силами зла в различных формах, таких как боги, демоны, чудовища или прислужники злых богов, чтобы спасти смертных.

В исследуемой игре «WoW» в каждом дополнении присутствует отдельный антагонист (драконы, нежить и т.д.), которого герой должен победить.

В игре «Skyrim» основной антагонист – это дракон Алдуин, пожиратель мира. Главный герой является драконорожденным, способным убить дракона, и на протяжении всего сюжета игры он ищет пути для победы над врагом.

Как можно заметить, в компьютерных ролевых играх широко используются образы сверхъестественных существ из различных мифов и фольклора народов мира. Помимо вышеупомянутых драконов и живых мертвецов, в RPG-играх часто встречаются такие существа, как эльфы, тролли, гоблины, минотавры, оборотни, гномы, гарпии, демоны и т.д.

В играх «WoW» и «Skyrim» эти существа имеют много общего. Так, например, в обеих играх эльфы –это гуманоиды, физиологически похожие на людей, но имеют заострённые уши. У эльфов в обеих играх большая продолжительность жизни и особое отношение к магии. В данных играх эльфы делятся на несколько подвидов: в игре «WoW» присутствуют высшие, кровавые и ночные эльфы, в игре «Skyrim» – высшие, лесные, темные, глубинные, снежные. Концепция эльфов позаимствована из «Старшей Эдды» германо-скандинавского фольклора. Эдда (др.исл. Edda), название двух памятников древнеисландской литературы; этимология слова «эдда» не ясна, возможен перевод его как «прародительница» [8].В «Старшей Эдде» происхождение эльфов тесно связывается с историей всего мироздания и различаются два главные «разряда» эльфов: альвы – белые, светлые, добрые эльфы, с высоким ростом и красивой внешностью, и дверги – мрачные и угрюмые, хитрые карлики, живущие в тени [4].

Также можно упомянуть гарпий, которые имеют идентичный образ в обеих играх. Так, в играх «WoW» и «Skyrim», гарпия представляется как крылатое существо, напоминающее птицу с головой и телом женщины. Это хищное, агрессивное создание, живущее в стаях и атакующее любого противника, кто к нему приблизится. Гарпии происходят из древнегреческой мифологии. Они были впервые упомянуты в «Одиссее» -классической поэме, которая приписывается древнегреческому поэту Гомеру. В мифах гарпии описываются, как злобные похитительницы детей и человеческих душ, внезапно налетающие и так же внезапно исчезающие[6].

В компьютерных ролевых играх также часто можно встретить имена собственные из различных мифологий. В игре «WoW»встречаются такие имена богов мифов народов мира, как: Один, Фрейя, Хеймдаль, Хель, Фенрир, Сколл. Также имена иногда трансформируются, например,Торим (Тор) и Локен (Локи). В «Skyrim» можно найти имена Слейпнир, Вольсунг, Сигурд.

далее