Своеобразие трактовки образа Иуды и евангельского сюжета в повести Л. Андреева «Иуда Искариот»
The originality of the interpretation of the image of Judas and the gospel story in L. Andreev’s story «Judas Iscariot»
М. Е. Коновалова
M. E. Konovalova
Аннотация: В повести Андреева предательство Иуды-оборотная сторона любви к Иисусу. Так кто Иуда Искариот: предатель или праведник? — этот вопрос задают себе до сих пор исследователи. Иуда Андреева – классический трагический герой, со всем набором положенных ему признаков: противоречием в душе, чувством вины, страданием и искуплением, незаурядным масштабом личности, героической активностью, бросающей вызов судьбе.
Abstract:In Andreev’s story, the betrayal of Judah is the reverse side of the love of Jesus. So who is Judas Iscariot: a traitor or a righteous man? This question is still asked by the researchers. Judas Andreeva is a classic tragic hero, with all the set of signs put to him: a contradiction in the soul, a sense of guilt, suffering and redemption, an uncommon scale of personality, heroic activity challenging fate.
Ключевые слова: Л. Андреев,
Иуда Искариот, тема предательства, двойственность образа, экспрессионизм.
Keywords: L. Andreev, Judas Iscariot,
theme of betrayal, duality image, expressionism.
Леонид Николаевич Андреев — один из тех русских писателей, которые определяли умонастроения общества на рубеже 19-20 веков. Он писал об одиночестве, о разобщенности душ, много размышлял о смысле жизни, о смерти, о вере, о Боге. Повесть «Иуда Искариот» занимает в творчестве писателя особое место, именно ее многие современники, коллеги по цеху и критики признавали художественной вершиной писателя. Еще в 1902 году Л. Андреев писал Серафимовичу: «Между прочим, я подумываю со временем написать нечто по психологии предательства». Со временем замысел приобрел более общие философские черты: писатель ставит вечные вопросы добра и зла под необычным углом. Постепенно задуманный рассказ перерос в повесть, она была закончена в феврале 1907 года.
В повести «Иуда Искариот «Андреев дает свою версию известной евангельской притчи. Центральным героем произведения автор делает не Иисуса, а Иуду Искариота, человека, противоречивого, активного, незаурядного. Для полноты восприятия образа писатель подробно описывает запоминающуюся внешность Иуды: череп которого был «точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составлены ,он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу… Двоилось и лицо Иуды… Один глаз Иуды живой ,внимательный, черный,.. а другой, покрытый белесой мутью…» [1]. Двойственность в облике Иуды несколько раз подчеркивается писателем. Такой портрет можно назвать психологическим: он передает суть героя — двойственность его личности, двойственность поведения, двойственность чувств, исключительность его судьбы. Одиннадцать учеников Христа выглядят невыразительно на фоне этого героя. Они постоянно спорят между собой «кто больше любви заплатил», чтобы быть приближенным к Христу и обеспечить себе в будущем вхождение в Царствие небесное возле Учителя. Ученики относятся к Иуде с презрением и брезгливостью, как и к другим бродягам и нищим. Они углублены в вопросы веры, занимаются самосозерцанием и отгородились от людей. А Иуда у Л. Андреева очень деятелен, он живет в реальном мире: крадет деньги из казны братства, чтобы накормить голодную блудницу, ценой своего унижения защищает Христа от ярости толпы. Он играет роль посредника между людьми и Христом [6].
Иуда всю жизнь искал встречи и Иисусом, потому что знал правду о грешной, темной сущности людей и хотел найти Силу, способную преобразить эту сущность. Также Иуда понимает, что Иисус никогда не будет понят обычными людьми. Корень конфликта между Иисусом и Иудой в том, что Иисус проповедует милосердие, всепрощение, долготерпение, Иуда же страстно желает сотрясти основы грешного мира. Иисус знает о предательстве Иуды, но принимает свою судьбу.
В статье 1907 года «О реалистах» А.Блок писал: «Продав Христа первосвященнику, Иуда окружает Иисуса «тихой любовью ,нежным вниманием», «стыдливый и робкий, как девушка в своей первой любви». «Целованием любви» предает он Иисуса и «высоко над теменем земли поднимает на кресте любовью распятую любовь» И предавший, не разлучается ни на мгновение с Преданным: греет над костром костлявые руки и слушает отречение Петра. Смертельно тоскует у окна караульни, где истязают Иисуса солдаты» [2].
Почему, по Андрееву, Иуда предал Христа? Андреев показывает, что Иуда был вынужден обречь Иисуса на жертвенную смерть, чтобы пробудить истинную веру, совесть людей. Иуда — трагическая фигура. Он считает: чтобы темная нищая духом толпа уверовала в идеал, в Христа, ей необходимо чудо. Этим чудом станет воскресение Христа после мученической смерти. Иуда тоже выбрал свой крест. Предавая Христа, он обрекает себя на вечное проклятие, навсегда закрепив за собой позорное прозвище предателя [6].
В повести Андреева предательство Иуды — оборотная сторона любви к Иисусу. Так кто Иуда Искариот: предатель или праведник? — этот вопрос задают себе до сих пор исследователи. « Знал ли Иисус о страшной миссии своего ученика? Не только знал, но и сам избрал его из числа своих приверженцев… Знал Иисус, что только Иуда, единственный из двенадцати, сможет исполнить задуманное» [8]. В предательстве Иуды – промысел Божий.
«Не будь Иуды и его предательства, не будь Голгофы, страстей господних и смерти на кресте, не воскрес бы Иисус из мертвых, не поразил бы легковерные сердца своих соплеменников величайшим чудом-чудом, совершить которое по силам было лишь Сыну Божьему… Воскреснув из мертвых, Иисус тем самым указал человечеству единственный путь к спасению» [8].
Л.Андреев предвидел реакцию современников на свою повесть: «Повесть будут ругать и справа, и слева, сверху и снизу». И он оказался прав : акценты, которые были расставлены в его варианте евангельской истории , оказались неприемлемыми для многих ,в числе которых был и Л.Н. Толстой. В то же время высоко оценили повесть М. Горький, А. Блок, К. Чуковский.
Полярность оценок произведения Л.Андреева и его главного героя в литературоведении не исчезла и в наши дни, и она вызвана двойственным характером образа Андреевского Иуды.
Негативную оценку образу Иуды дает Л.А. Западова, которая предостерегает: «Знание Библии для полноценного восприятия рассказа-повести и постижения тайн «Иуды Искариота» необходимо в разных аспектах. Нужно держать в памяти библейское знание, для того хотя бы , чтобы не поддаться обаянию змеино-сатанинской логики персонажа ,чьим именем названо произведение» [4].
Иуда Андреева – классический трагический герой, со всем набором положенных ему признаков: противоречием в душе, чувством вины, страданием и искуплением, незаурядным масштабом личности, героической активностью, бросающей вызов судьбе.