Коновалова М.Е. Часть 2.

Проблемные вопросы для дискуссии на уроке:

— Как взгляд Иуды на людей раскрывается в его словах, сказанных об апостолах: «Своего учителя они всегда любят, но больше мертвым, чем живым. Когда учитель жив, он может спросить у них урок, и тогда им будет плохо. А когда учитель умирает, они сами становятся учителями, и плохо делается уже другим»? [7].

— В уста Иуды автор вложил весьма глубокий этический постулат «Разве есть прекрасная жертва, что ты говоришь, любимый ученик? Где жертва, там и палач, и предатели там! Жертва-это страдания для одного и позор для всех.» Согласны ли вы с этим высказыванием?

— Согласны ли вы с мыслью, что Иуда в повести Андреева-«предатель поневоле», что его предательство — оборотная сторона любви к Иисусу?

— Можно ли оправдать «предателя поневоле»? [6].

С повестью «Иуда Искариот» ученики знакомятся на уроках внеклассного чтения, но эта повесть создана для более пристального изучения. Она заставляет задуматься о природе предательства и одиночества, о раздирающих человека душевных противоречиях, о своих мыслях и  поступках.

Литература

1. Андреев Л.Н. Иуда Искариот // Проза.- М.: Издательство АСТ,2003

2. Блок А.А. Памяти Леонида Андреева//Блок А. А.Собр.соч. в 6 т.Т.5. — М.,1971

3. Булгаков С.Н. Иуда Искариот-апостол-предатель//Булгаков С.Н. Труды о Троичности.- М., 2001.

4. Западова Л.А. Источники текста и «тайны» рассказа-повести «Иуда Искариот» // Русская литература -1997. № 3

5. Михайлов С.М. Оправдание Иуды, или Двенадцатое колесо мировой колесницы: Апокрифическое исследование // http://www.skrijali.ru

6. Поурочные разработки по русской литературе 20 века: 11 класс — М.: ВАКО, 2007.

7. Поурочное планирование по литературе к учебнику «В мире литературы.11класс» под редакцией А.Г. Кутузова. — М., Издательство «Экзамен», 2006.

8. Михайлов С.М. Иуда Искариот: предатель или святой? М.: 2007.

Коновалова Мария Егоровна – учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 10 им. Д.Г. Новопашина, г. Якутск.