НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР В РОМАНЕ В. САНГИ «ЖЕНИТЬБА КЕВОНГОВ»
NATIONAL CHARACTER IN THE NOVEL V. SANGI «THE MARRIAGE OF THE KEVONGS»
Ю.Г. Хазанкович, С.Н. Сафонова
Yu.G. Khazankovich, S.N. Safonova
Аннотация: В работе рассматривается проблема национального характерачеловека в романе основоположника нивхской литературы В. Санги «Женитьба Кевонгов». Данная работа имеет практическое значение в изучении концепции человека, в формировании нравственных ценностей читателей XXI века, в использовании материалов исследования в вузовской и школьной аудитории.
Abstract:The work deals with the problem of the national character of a person in the novel of the founder of the Nivkh literature, V. Sangi «Marriage Kewangan». This work is of practical importance in the study of the category of human concept, in the formation of moral values of readers of the XXI century, in the use of research materials in the University and school audience.
Ключевые слова: национальный характер, нивхи, родовой человек, литература народов Севера, концепция человека.
Keywords: national character, nivkhs, ancestral man, literature of the peoples of the North, the concept of human.
Актуальность данного исследования определяется тем, что национальный характер северных народов ранее в литературоведении не былподробно рассмотрен и является своевременной и практически значимой задачей в освоении студентами-бакалаврами гуманитарных дисциплин по истории литературы народов Севера XX века, семинаров по литературному творчеству нивхского писателя В. Санги.
Термин «национальный характер» носит описательный характер. В начале он появился в литературе о путешествиях с целью выразить специфику образа жизни того или иного народа. Под национальным характером одни исследователи подразумевают темперамент, эмоциональную реакцию индивидов, а другие исследователи фиксируют внимание на нравственных устоях, социальных ориентациях.
В эпоху 1970-х годов, когда в литературе господствовал соцреализм, а все мы были единым советским народом, было совсем не просто ставить проблемы существования малых народов, сохранения национального языка и культуры, национальных традиций. Нивхи – это малочисленная народность в Приморье и Сахалине. Они являются носителями оседлой рыболовецкой культуры и морского зверобойного промысла. Жизнь нивхов – это особая, не похожая на европейскую цивилизацию жизнь. И это неудивительно, ведь её развитие было связано с необходимостью для человека каждодневно общаться с природой, находить с ней общий язык по самым насущным, жизненно важным делам, когда забота о продолжении жизни окружающей среды была равнозначна заботе о продолжении рода.
Некоторые критики упрекали Владимира Санги за «преобладание фольклорного мотива, излишней детализации и натуралистичности в описании быта, родовых обычаев». Известный писатель Виль Липатов в «Литературной газете» от 12 июня 1976 года тематику романа «Женитьба Кевонгов» определил его как «роман о бурундуках, медведях, соснах». И. Смольников подчёркивает, что «фольклорный мотив – вера в «злого духа», вселившегося в медведя, – использованный автором, сводит воедино различные линии повествования и способствует раскрытию характеров героев. Но взаимодействие это ещё не достигает своего наивысшего результата, так как не определяет ещё собою всего многообразия идейной и эстетической природы произведения, хотя и обогащает сюжет».
К проблеме национального характера был односторонний подход до недавнего времени, особенно это наблюдалось в литературе региона, в котором проблема человека акцентировалась на личности «нового человека». Такой аспект содержания проблемы человека получил развитие в работах А. Пошатаевой. Стало подчёркиваться то, что некоторые характеры отличаются «национальным колоритом» и эти отдельные характеры являются носителями национального менталитета. В то же время герои северной литературы ранее не представлялись объектами глубокого анализа как «носители» этнического сознания, представлений своего народа, особенной мироориентации, отличающихся от других народов. Лишь в монографии А. В. Пошатаевой «Литературы народов Севера» мы нашли начальные подступы к изучению проблемы национального характера в литературе народов Севера в аспекте «природно-национально-социального» как носители «энического» сознания.
Литературоведы на первый план выдвигали в романах северян своеобразный «национально-исторический колорит эпохи» и те характеры, которые «отражают» эпоху. Важный аспект исследования художественного характера связан с проблемой осмысления национального характера в литературе. Обобщающего труда, посвященного новому эстетическому содержанию категории «национальный характер» пока ещё нет.
Г. И. Ломидзе, опираясь на высказывания В. Г. Белинского, отметил, что «национального характера в чистом виде, как свода множества отличительных свойств, присущих только одному народу и абсолютно не повторяющихся в опыте другого народа, – такого характера в природе нет». Л. Арутюнов подчеркивает, что «проблема национального встаёт как проблема художественного своеобразия – это то, что составляет «материал», «предмет изображения», и «каким образом он изображён». Следует отметить, что некоторые литературоведы отмечали, что только так можно «воссоздать» многоликую жизнь коренных народов Севера. Исследователи Г. Ломидзе, Л. Якименко, С. Хитарова, А. Власенко, Б. Комановский утверждали, что писатели запечатлели «основные тенденции времени», что появилась новая личность с самосознанием в северной прозе. В работах Р. Бикмухаметова, Н. Воробьёвой, А. Пошатаевой процесс изменений в духовном, нравственном, психологическом отношениях, произошедших на рубеже XIX-XX веков у северных народов, стал определяющим в анализе художественных произведений. Исследователи обозначили аналитические подходы к типологической проблеме человека. В дальнейшем литературоведы закрепили идею о необходимости учёта особого ракурса при анализе постижения мира в повествовании северных писателей, их представлений о национальном характере, человеке и его взаимоотношениях с природой. Одной из основных эстетических категорий в понимании проблемы национального мира стало «национальное» ввиду того, что «национальный характер» обусловлен современной действительностью, а «национальная действительность» и отражается посредством «национального характера». Это положение находим в трудах Г. И. Ломидзе, Ю. Суровцева, В.Д. Оскоцкого, Н.Н.Воробьёвой.
Через описание личностного сознания носителя родового сознания и его мировоззрение В. Санги осмысливает и стремится дать оценку нравственным ориентирам и ценностям родового человека. С этим связано наличие романного аспекта в данном произведении, раскрывшегося в изображении драматической судьбы и национального характера Касказика.
В. Санги попытался дать художественно-выразительную целостную картину дореволюционной жизни нивхского племени, тем самым обнажив драматические противоречия в мире, где жил этот народ. Кроме объяснения «причины обречённости на вымирание маленького рода Ке-во» в романе идёт речь о вторжении в родовой уклад капиталистического строя, построенного на жажде наживы и принёсшего в стойбища нивхов хищничество и обман». Оно намного глубже – в раскрытии трагической судьбы родового человека в мире, его самоощущения, нравственно-этических, духовных «норм» его существования и исторической судьбы. Именно поэтому в центре повествования в романе оказывается род Ке-во, старик Касказик – глава семьи, Талгук – его жена, два сына, Ыкилак и Наукун. Структурно «историческое», «эпохальное» пересекается с родовым, в результате чего в родовом человеке просматривается нравственный, этнопсихологический аспект личностного сознания.
Проблема ответственности за продолжение, судьбу своего рода, физического выживания и проблема выживания рода сопряжены. Именно эта проблема создаёт ситуацию выбора. В финале романа происходит драматичное, трагичное разрешение проблемы выживания рода. Старик Касказик стремится сохранить воображаемую основательность родовой жизни любой ценой, пытаясь устоять до последнего перед «неносителями» родового сознания, «цивилизованного» мира. Он приносит дары потомку своих врагов, чтобы искупить родовой грех и умилостивить богов. Бог не прислушивается к взывающему к нему роду Кевонгов и не помогает Касказику.