Хазанкович Ю.Г., Сафонова С.Н. Часть 2.

Раскрытие национального характера в романе реализируется через противопоставление понятий: «духовное» – «дикое», «родовое» – «цивилизованное». Без образа северной женщины проблема национального характера не была бы раскрыта полностью. Этот своеобразный «этнотип» с национальным характером играет важную роль в родовом сообществе, хотя отсутствует психологический «рисунок» в описании образа северной Женщины. Образы женщин, Талгук, жены старика Касказика, и юной Ланьгук, невесты ЬІкилака, воссоздаются специфическими изобразительно-выразительными средствами. У литературоведов женская тема не вызвала отклика. Быть может, женский типаж был далёк от всем знакомой «положительной героини» и «общественной труженицы», принижен бытом и лишён сложности и противоречивости. Но нам кажется, что женский мир в романе В. Санги «Женитьба Кевонгов» – это особая категория. «Жизнедеятельность» и роль северной Женщины основана на традиционном мироукладе. Именно поэтому мы считаем важным образ Женщины, благодаря которому в романе раскрывается логика равновесного состояния природного, родового мира.

Автор исследует национальный характер, который представлен носителем мифологического сознания, психологией главного героя — родового человека. Построение романа различается единством. Сюжеты с описанием быта, поездки старика Касказика по стойбищам, торгашеские сцены купцов, легенды и предания соединены мотивами поиска невесты и женитьбы. Эти мотивы формируют единый сюжет и выполняют структурирующую функцию. В романе воссоздана «таёжная энциклопедия», «словарь» обычаев и законов: показаны обряды, заклинания и наговоры при ловле рыбы, снасти и способы рыбной ловли, обычаи левирата и строгие законы экзогамии в брачных отношениях. Вместе с воспроизведением суеверий и толкований снов – всё это составляет впечатляющую художественную и вместе с тем научно-достоверную картину и характеристику нивхского общества конца XIX-начала XX века. В основе конфликта –столкновение «патриархальной этики и человеческих устремлений родового человека с бесчеловечностью и безнравственностью представителей цивилизованного уклада в основе конфликта было столкновение «патриархальной этики и человеческих устремлений родового человека с бесчеловечностью и безнравственностью представителей цивилизованного уклада. Персонажи разделены на два лагеря: нивхи из рода Кевонгов, Авонгов и Нгансвонгов, коренные жители Сахалина, «пришлые» люди – Тимоша Пупок, Чочуна и каторжане). Последние вторгаются в общинно-патриархальный уклад, разрушая этот мир. Каждый представитель лагеря внутренне подобен друг другу, а потому в пространстве романа они все образуют более-менее замкнутые круги.

Фольклор и мифология стали своего рода реальностью, регулирующей жизнь родового человека в природе и социуме. В. Санги использует тылгуры, настунды, традиционные жанры нивхского фольклора для выражения самобытности национального характера нивхов. В тылгурах воспеваются нравственные качества человека, стремление к добру и борьба со злом, не только воплощают «мифологическую модель мира» нивхов, где раскрывается мировидение Касказика и его жены Талгук, отражены этические, духовно-нравственные ценности рода. Их образы, на наш взгляд, нельзя понять без обращения к фольклорно-мифологическому уровню сознания, поскольку фольклор оказывается в романе элементом психологизма. Два тылгура, рассказанных Касказиком, подчеркивают, объясняют самобытный национальный характер нивхов, раскрывают философское содержание. В тылгурах передаётся идея взаимопонимания между людьми, идея уважительного трепетного отношения к природе.

В первом тылгуре, рассказанном Касказиком в начале романа, описывается рыбная ловля во время «рунного хода». Братья Наукун и Ыкилак поссорились из-за того, что последний выпустил половину пойманной в сети рыбы, так как погода стояла тёплая, и потому добыча всё равно испортилась бы. Но Наукуну всё неймётся: не пропустит момента, чтобы сорвать свою злобу и зависть. А тут молчаливый Касказик протягивает руку в сторону горящего костра, находит веточку, зажигает один конец и засовывает в чёрное чрево трубки… затягивается жадно, потом делает выдох. После чего в осеннюю ночную тишину медленно, не спеша, поплыли далёкие и близкие образы древней легенды о Тайхнаде, к берегам земли нивхов несметные стаи горбуши. Тайхнад тогда сказал нивхам, чтобы нивхи взяли себе рыбы, сколько надо им и их собакам. Но люди из-за жадности сгубили много рыбы.

Таким образом, Касказик поступает очень мудро, рассказав сыновьям эту поучительную историю: ему удаётся спокойно и незаметно загладить спор между своими двумя сыновьями, и в то же время в иносказательной форме ненавязчиво учит соблюдать верования и обычаи предков, бережно относиться к природе. В этом эпизоде проявляется, на наш взгляд, самобытность этнопедагогики нивхов. Автор тонко подмечает терпение и такт Касказика, его чуткость в сложных взаимоотношениях сыновей. Мы не слышим выяснений – кто прав, а кто виноват, – нет в речи Касказика ни упрёков, ни прямых наставников, указаний. Но в конце тылгура, как тонко подмечает Санги, братьям стало ясно, зачем их отец вспомнил и рассказал им этот тылгур.

Эпизод с каторжанами наиболее ярко воплощает характер Касказика. После нападения каторжан на стойбище Кевонгов остались «два изуродованных трупа» братьев Касказика и «полуживая» женщина с растерзанной девочкой. Утром пришёл Касказик и увидел, что произошло в стойбище в его отсутствие, и он, в своём горе, как пень, молча сидел на берегу.Он не бросился догонять беглого каторжника, чтобы отомстить за смерть близких. Вторжение каторжан было воспринято Касказиком как стихийное бедствие, которое не зависит от человека и, следовательно, сам человек не может с ним справиться. Когда произошла трагедия, Касказик не рвался мстить «чужим», для него Зло и жестокие поступки непонятны, в этом выявляется ещё одна грань национального характера родового человека.  До этого трагического случая Касказик верил, что его родовое пространство, стойбище в тайге никто не тронет, никакие случайности и человеческие беды не коснутся его рода». Возникло ожидание плохого после набега беглых каторжан.

Через взаимодействие этих героев автор вскрывает глубокое противоречие эпохи. Это противостояние обусловлено даже не «идейным» и политическим противоречием. Происходит столкновение представлений, жизненных ориентиров, а именно: нравственных, этических и духовных ценностей аборигенных жителей Сахалина и человека цивилизации. Самобытный национальный характер терпит поражение, когда вторгается иное сознание в естественную природную среду обитания этого древнего народа.

Такие родовые ценности, как поклонение силам природы, сохранение и продолжение рода, непротивление злу или отсутствие мстительности к явлениям, не принятым в жизни родового общества выступают кодексом поведения малочисленного народа нивхов. В романе отражена связь прошлого с настоящим и будущим нивхского народа, мышление, национальный характер, особое видение мира.

Утверждение истинных ценностей оказываются стержневыми в ценностной мироориентации человека-носителя родового сознания и воплощают национальный характер нивхов.

Литература

  1. Санги В.М.Женитьба Кевонгов., М.: Известия, 1977. – 557 с.
  2. Хазанкович Ю.Г. Концепция мира в романе В. Санги «Женитьба Кевонгов» // Языки коренных малочисленных народов Севера в начале III тысячелетия. – 2008. – С. 152 – 153.
  3. Хазанкович Ю.Г. Художественный этнографизм романа В. Санги «Женитьба Кевонгов» // Илкэн. – 2007. – №6. – С. 6 – 7.

Хазанкович Юлия Геннадьевна – доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы и теории литературы XX века Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

 Сафонова Сардана Николаевна – студентка 2 курса специализации «Прикладная филология в профессиональной деятельности» Филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.