ПОЭТИКА ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЯКУТИИ
(НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Г. УГАРОВА И А. БОРИСОВОЙ)
THE POETICS OF FICTION IN PROSE OF REPRESENTATIVES OF RUSSIAN LITERATURE OF YAKUTIA (ON THE EXAMPLE OF THE WORKS OF G. UGAROV AND A.BORISOVA)
А. И. Ощепкова, В. С. Захарова
A. I. Oshchepkova, V.S. Zakharova
Аннотация: в статье рассматривается поэтика фантастического в прозе русскоязычных писателей Якутии. Раскрывается жанровое своеобразие и выявляется фольклорно-мифологическое начало в фантастической прозе писателей Гаврила Угарова и Ариадны Борисовой.
Abstract: the article considers the poetics of fiction in prose of representatives of Russian literature of Yakutia. It reveals genre identity and folklore and mythological beginning in fantastic prose of writers G. Ugarov and A. Borisova.
Ключевые слова: поэтика, фантастика, научная фантастика, фэнтези, русскоязычная литература Якутии.
Key words: poetics, fiction, science fiction, fantasy, Russian literature of Yakutia.
Достижения русской и мировой литератур ускорили зарождение новых жанров в современной литературе Якутии. Со второй половины 70-х годов XX в. на страницах российских сборников «Ветка кедра», «помочь можно живым», «НФ-24» стали появляться первые образцы научно-фантастических рассказов писателя Г. Угарова. Гавриил Угаров — один из зачинателей жанра научной фантастики в якутской художественной литературе, известный ученый в области биохимии, доктор биологических наук. В силу специфики его научных интересов в рассказах «Ель», «Кольцо земное», «Вернуть открытие» лейтмотивами проходят идеи о важных открытиях в биологии и медицине. В 90-е гг. XX в. большое распространение получила разновидность фантастики — фэнтези. Безусловный научный интерес представляет цикл романов «Земля удаганок» Ариадны Борисовой, потому как он имеет, с одной стороны, обращения к национальному эпосу – олонхо, с другой — черты современного жанра – фэнтези.
Творчество русскоязычных прозаиков Якутии мало изучено на данный момент, и, по утверждению И.С. Емельянова, «многие аспекты творчества каждого конкретного писателя и их совокупность не получили еще достаточного освещения» [4, 1998: 65]. Проблемы развития русскоязычной литературы (её истории, художественного своеобразия) или творчество отдельных её представителей нашло отражение в работах Ж.В. Бурцевой, И.С. Емельянова.
Ю.В. Лотман определяет фантастическое в литературном произведении как «нарушение принятых норм условности», включающее в свой состав принципы правдоподобия (естественнонаучные наблюдения или факты), а также человеческий опыт и наблюдения над действительностью [8, 2002: 265].
Исследователь Е.Н. Ковтун охарактеризовал «фантастику» как способ воплощения реальности в художественном произведении, а также впервые предложил изменить термин «научная фантастика» на рациональную фантастику [4, 2007: 473].
Термин «рациональная фантастика» по его взгляду, несколько более широкое понятие, чем НФ, потому что оно состоит из равных двух подтипов фантастики с логической посылкой, которая имеет разнообразные закономерности художественности: именно научную (её называют «твёрдой», или научно-технической) и социальную фантастику. «Рациональная фантастика обозначает вид прозы, где повествуется невозможная в известной нам реальности ситуация, но по гипотезе вероятностная, имеющая отношение к тем или иным открытиям в технике и науке».
В русской литературе второй половины XX века фантастика подразделялась на два лагеря: одни писатели писали в стиле научной фантастики, другие — в стиле фэнтэзи.
Козьмина Е. Ю. выделяет 3 разновидности научной фантастики: во-первых, собственно научная фантастика. Речь идет о произведениях, сочетающих литературный сюжет с научными (или псевдонаучными) фрагментами; при этом произведение в целом приобретает публицистический характер. На ее развитие влияет бурный рост научных, а точнее — технических изысканий, мощное внедрение техники в быт человека [7, 2017: 148].
Во-вторых, наряду с научной фантастикой, в конце XIX — начале XX века появилась еще одна, отличная от нее разновидность фантастической литературы — авантюрно-философская, сочетающая авантюрный сюжет и философскую экспериментальность. Мир героя в авантюрно-философской фантастике предстает читателю как не могущий быть в реальной действительности, в котором персонажам предстоит пройти испытания на их принадлежность человеческому роду.
Третья разновидность – так называемая «антуражная фантастика» — не что иное, как обычная авантюрная литература; ее фантастичность не вносит в произведения существенных изменений и не трансформирует авантюрные жанры.
Жанр фэнтези существует в русской литературе около двадцати лет. Первые литературные опыты русских авторов вышли под зарубежными псевдонимами в начале 90-х гг. ХХ века. Фэнтези, придя в отечественную литературу как калька с аналогичного западного жанра, на русской почве, во-первых, несколько модифицировалось, во-вторых, стало важнейшей составляющей массовой литературы. Фэнтези – это игровой жанр фантастической литературы, появившийся в первой половине ХХ века, ориентированный на «явный вымысел», опирающийся на традиции сказки и рыцарского романа. Хоруженко Т.И. отметила, что принципиальное различие фэнтези и научной фантастики заключается в том, что научная фантастика изображает потенциально возможное, в то время как фэнтези – невозможное. В научной фантастике элемент необычайного получает логическое объяснение, а в фэнтези весь мир существует как некое логическое допущение. Также исследователь произвел классификацию произведений фэнтези:
1. Эпическое фэнтези, изображающее в первую очередь мир, а не героя. Повествование ведется в духе хроники, автор не выражен. Присутствует четкое деление персонажей на положительных и отрицательных. Время абстрагировано, пространство представлено подробно и широко. В отечественном фэнтези этот тип чаще всего сочетается с приключенческим, перенося акцент на персонажей.
2. Приключенческое фэнтези – повествование о герое-авантюристе. Хронотоп заимствуется из рыцарского романа («вдруг» и «как раз»). Примерами в русском фэнтези являются романы Н. Перумова («Кольцо тьмы», «Летописи Разлома»), С. Логинова («Многорукий бог Даллайна»).
3. Сказочное фэнтези воссоздает типовую модель, проявляющую все сказочные функции в соответствии с концепцией В. Проппа. Свойственны несобственно-прямая речь, фиксация времени и постепенное расширение пространства [11, 2014: 104].
Литература Якутии примечательна тем, что она крепко связана с богатым фольклорным наследием. Е. С. Руфова отмечает: «зарождавшаяся в начале ХХ века молодая якутская русскоязычная литература следовала в целом традициям русской литературы, однако нельзя отрицать ее национального колорита, прежде всего оригинальных интерпретаций и воспроизведения местной национальной темы, мотивов и образов устно-поэтического творчества якутов» [9, 2013: 200].
Жанр научной фантастики в якутской современной прозе только начинает свое развитие, но также имеет яркую ориентацию на устную традицию.
В прозе Г. Угарова наблюдаются черты «рациональной» фантастики <…> о социальных, научных, философских прогнозах; проецировании в будущее тенденций настоящего, оценке последствий совершающихся на наших глазах событий».
Был произведён анализ следующих произведений: «Ель», «Кольцо земное», «Вернуть открытие». Основная тема научно-фантастических рассказов Г. Угарова — социальные, научные прогнозы и проецирование в будущее тенденций настоящего. В рассказе «Ель» прослеживается контаминация элементов научной фантастики и народного эпоса олонхо. Применение терминов и профессионализмов создают иллюзию достоверности, что характерно для научной фантастики.