Ощепкова А.И., Захарова В.С. Часть 2.

Можно предположить, что в концепции пространственной композиции рассказа «Кольцо земное» лежит модель мироздания олонхо, согласно которому Вселенная по вертикали состоит из трех миров – Верхнего, Среднего и Нижнего. В рассказе выделяются три типа пространства: искусственно созданный объект «Кольцо земное» (Верхний мир), хранящий жизни людей;  Земля (Средний мир), в котором количество населения тщательно контролируется; Царство вечной мерзлоты (Нижний мир).

Субъектом сравнения служат женские образы: «он уподоблял  ель  женщине-богатырше  из  народных  сказок.  Никакие испытания, никакие  тяготы  не  могли  сломить ее стремления к счастью. Своей красотой, самим  своим  существованием  ель  украшала  жизнь  «Среднего  мира» – всего сущего  на  Земле».

Н. В. Емельянов разделил олонхо о воинственных девах на два типа: женщины-богатырки — первые жители Среднего мира и женщины-богатырки — защитницы племени айыы аймага. В олонхо о воинственных девах женщина занимает высшее положение в эпическом обществе [5, 1983: 57].

В качестве объекта сравнения выступает образ «священного дерева», Аал Луук Мас, который занимает особое место в понимании категории пространства в мировоззрении якутов. Исследователь С. К. Колодезников отмечает: «Аал Луук Мас отражает всеобщую гармонию в мире и олицетворяет вечно живую растительность, питающую людей и животных». В олонхо через культ природы в наибольшей мере отражается своеобразие национального мышления, понимания взаимоотношений Человека и Природы, мировосприятия, мировоззрения якутского народа.

Действия романов «Люди с солнечными поводьями» и «Небесный огонь» из цикла «Земля удаганок» А. Борисовой происходит в вымышленном мире.  В романе  «Люди с солнечными поводьями»  повествование идет о странствиях героя Хорсуна, ищущего любимую жену.  Главы строятся приблизительно из однотипных ситуаций, соотносимых с волшебной сказкой. Поэтому рассмотрены черты волшебной сказки в фэнтези-произведении на структурном уровне. Был произведен анализ действующих лиц по методу В. Я. Проппа.  Композиционная схема рассказов Борисовой следующая: беда/похищение — испытание – борьба — ликвидация недостатка– победа [3, 1998: 144].

Так же, как и в фэнтэзийных произведения, в романах Борисовой есть много фантастических допущений (умеющие разговаривать животные и предметы, мифологические и реальные существа, духи и т.п.).

События в романах происходят в условной реальности, в своеобразном «параллельном» мире, похожем на наш. В путешествии герой встречается с представителями разных народов, населяющих вымышленный мир. Читателю сообщается об их истории, верованиях, обычаях, культуре: «<…> а если говорить об эленцах, потомках божественного коня Дэсегея, то хоть от луны до луны сказывай о доблестных бо́турах, певцах-сказителях, искусниках по всякому ремеслу и просто добрых людях – не поведаешь и половины…»[2, 2017: 3]. К концу пути героя в воспринимающем сознании формируется целостная картина мира, придуманного А. Борисовой.

Проза Ариадны Борисовой  органически включает в себя элементы древних якутских мифов о мироздании и происхождении человека, почитании духов-хозяев природы, которые широко представлены в олонхо.

В рассказе «Небесный огонь» писательница акцентирует внимание на священность соблюдения древних обрядов. Так же как и в олонхо, в рассказах  Борисовой все миры не обособлены друг от друга, существует постоянная связь между ними. В романе рисуется картину волшебного мира, который, тем не менее, устроен по привычному родоплеменному образцу: «…вот в чем бесконечное могущество Орто. А древнее вещество, из которого склеен Нижний мир, способно лишь поглощать, ничего не рождая». Добрые верхние божества подчиняются мудрому Юрюнг Айыы Тойону (Белому Великому Господину), злые нижние — чудовищному Арсан Дуолаю. В Среднем мире живут люди, а также духи различных существ и предметов, называемые «иччи». Все три мира соединяет великое древо жизни Аал Луук Мас. 

Таким образом, фантастические образы и мотивы углубляют идейное содержание произведений Г. Угарова и А. Борисовой. Фантастическое помогает передать «национальную модель мира», что рассматривается как особый историко-литературный  и художественный феномен русскоязычной якутской прозы.

Литература

  1. Борисова А. Люди с солнечными поводьями.- М: ЭКСМО, 2016. – С.480.
  2. Борисова А. Небесный огонь. — М: ЭКСМО, 2017. – С.352.
  3. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки // Пропп В.Я. — М., 1998. – С. 144.
  4. Емельянов И.С. Русско-якутские литературные связи в прозе (1880-1930 г.г.) // Емельянов И.С. – Якутск, 1998. – С. 65-68.
  5. Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. — М.: Наука, 1983. – С.246.
  6. Ковтун Е.Н. Фантастика как объект научного исследования: проблемы и перспективы отечественного фантастоведения // Ковтун Е.Н. Русская фантастика на перекрестье эпох и культур: Материалы Международной научной конференции. — М., 2007. – С. 473.
  7. Козьмина Е. Ю. Фантастика начала ХХ века в жанровом освещении // Козьмина Е. Ю. Научный диалог.  — М., 2017. — С. 148-157. 
  8. Лотман Ю.М. О принципах художественной фантастики // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. – Санкт-Петербург, 2002. – С. 265.
  9. Руфова Е. С. Русскоязычная литература Якутии начала ХХ века: жанрово-тематическая типология поэтических произведений  Н. Черных-Якутского // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. – Санкт-Петербург., 2013.- С. 200-204.
  10. Угаров Г. Кольцо земное // Ветка кедра (сборник). – Новосибирск, 1989.
  11. Хоруженко Т.И. Фэнтези на стыке с научной фантастикой: формирование направления стимпанк-фэнтези // Хоруженко Т.И.– Пермь, 2014.- С.104.

Ощепкова Анна Игоревнак.ф.н., доцент кафедры русской литературы XX в. и теории литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Захарова Венера Сергеевна — студент 2 курса группы «М-ПФПД-17» филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.