СОЗДАНИЕ ПОСОБИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ, ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
CREATION OF MANUALS FOR THE PREPARATION OF OGE, THE EXAM IN RUSSIAN LANGUAGE
Х. Дь. Алексеева
Kh. D. Alekseeva
Аннотация: В настоящей работе будут обсуждаться способы для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку. Что нужно делать, чтобы ученик наиболее полно усвоил школьный курс русского языка. Дается пошаговая инструкции для достижения данной цели.
Abstract: In this paper we will discuss ways to prepare for the OGE, the exam in the Russian language. What you need to do to the student most fully learned the school course of the Russian language. Step-by-step instructions are given to achieve this goal.
Ключевые слова: школа, русский язык, экзамен
Keywords: school, Russian language, exam
В современных учебниках, учебных пособиях, методических разработках нет четких рекомендаций, как обучать учеников, чтобы они все на 100 % усвоили весь курс. Каждому ученику нужен индивидуальный подход. В якутской школе проблема усвоения русского языка осложняется межъязыковой интерференцией. В результате учащиеся якутской школы испытывают большие трудности как при рецепции указанных синтаксических единиц в «чужих» текстах, так и при их продуцировании в собственной речи. Отсутствие комплексных исследований затрудняет подбор эффективного дидактического материала, учебных и методических пособий.
В этом заключается актуальность и новизна выбранной темы.
Предметом данного исследования являются пособие для школьников.
Объектом исследования являются правила русского языка.
Цель — сделать пособие для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ по русскому языку.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи исследования:
- Проанализировать и систематизировать эффективные методы и приемы, направленные на развитие языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций учащихся.
- Адаптировать в своей работе необходимые приёмы и методы индивидуальной и самостоятельной работы при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ.
- Разработать совместно с учащимися пособие.
- Обобщить педагогический опыт
Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в самостоятельно изученной и апробированной системе обучения в основной школе.
Всякое обучение — создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающимся, личностно-ориентированным.
В «Законе о языках Республики Саха (Якутия)» (1992 г.), в Законе «Об образовании» (1995 г.) и в Федеральном законе «О государственном языке РФ» (2005 г.) определен статус русского языка как языка государственного и межнационального общения. Овладение государственным языком Российской Федерации предоставляет гражданину Республики Саха (Якутия) возможность интегрирования в русскую и мировую культуру, расширяет сферу его деятельности, повышает конкурентоспособность в современных условиях рынка труда.
В условиях республики речь идет о позитивном двуязычии и полилингвизме, оказывающем благотворное влияние на развитие личности школьника при обязательном сохранении его языковой и культурной самобытности.
Главными функциями языкового образованияявляются получение образования с помощью русского языка и собственно языковое образование.
Высококвалифицированный учитель-русист, работающий в условиях полилингвизма в республике, в своей деятельности основывается на данных сопоставительной типологии родного и русского языков, учитывает речевое поведение билингва.
В национальной школе средствами языка и литературы формируется би- и поликультурная личность, что возможно при духовно-нравственном воспитании учащихся, развитии их эстетических чувств.
Способность учителя использовать в работе научно-теоретическую и методическую литературу, новые технологии, его стиль и навыки преподавания, умение компоновки и отбора учебного материала, индивидуализация обучения содействуют практическому овладению учащимися языком.
Итогом этой работы является ЕГЭ. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является и то, что результаты ЕГЭ являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и о работе каждого педагога в отдельности. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. Несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю, повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.
Конечно, подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее.
В первый год моей работы мне дали девятиклассников. Чтобы помочь им вспомнить и систематизировать полученные ранее знания, вместе с учителем якутского языка Черемкиной Варварой Петровной и учениками 7 и 9 классов сделали справочник для национальных школ.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап:
— определение темы и целей проекта;
— формирование групп для работы над проектом;
— планирование этапов работы.
2. Работа над проектом в группах:
— планирование работы;
— исследование;
— оформление выводов и результатов.
3. Представление – защита проекта.
4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):
— самооценка;
— оценка других групп;
— оценка учителя;
— оценка специально созданной группы экспертов.
5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:
— Что мы делали?
— Как мы делали?
— Каковы результаты?
— Каков мой личный вклад в решение проблемы?
В справочник входят такие темы, как лексика, фонетика, падежи, морфемика, морфология, части речи, синтаксис, предложения, члены предложения, сложное предложение, знаки препинания. Вся информация дается в виде опорных схем и таблиц. Такой справочник находится в кабинете в течение года. Предназначен для работы дома и в школе, выполнения классных и домашних заданий.
Благодаря такому справочнику девятиклассники второй год подряд успешно сдают ОГЭ по русскому языку. В основном такой справочник необходим при работе со слабыми учениками. Для них нужен особый подход. Такое пособие делает материал более доступным и понятным.