На второй год работы мы обратили внимание на изобразительно-выразительные средства языка. В ОГЭ по русскому языку 3 задание, ЕГЭ – 25 задание занимают особое место. Они больше связано с литературой, чем с русским языком. А точнее, касаются художественной выразительности речи. Проверяется умение находить и правильно определять изобразительно-выразительные средства языка, используемые авторами в текстах. Практика подготовки показало, что оно вызывает особое затруднение. Начинать подготовку необходимо как можно раньше.
И для решения этой задачи мы с моими учениками начинаем подготовку с 5 класса.
В течение двух лет вместе с учащимися 6 (7) классов ежегодно делаем справочник изобразительно-выразительных средств.
Такой проект является ярким примером творческо-поисковой работы воспитанников, раскрывает творческий потенциал в процессе работы.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность воспитанников – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результат практического проекта должен быть «осязаемым», то есть – конкретный результат, готовый к внедрению или последующему применению.
Я использую при подготовке простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:
Первый шаг: изучение терминов.
Второй шаг: сопоставление с якутским языком.
Третий шаг: Находят примеры.
Четвертый шаг: Делают иллюстрации.
Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем лекция учителя. В конце, все это оформляется в виде справочника. По мере изучения новых тем, справочник постоянно дополняется.
Рис. 3 Образец справочника
Создание и использование таких пособий характеризуется 100% успеваемостью и хорошим качеством знаний учащихся.
Работая индивидуально, я смогу помочь учащимся в их развитии. Пособия позволят усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика, уменьшит отставание, углубить и расширить знания учащихся исходя из их интересов и индивидуальных особенностей. А создание на уроке благоприятных психолого-педагогических условий обеспечит активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Список литературы:
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – Москва: ACADEMIA, 2000.
- Русский язык: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/О.Ф. Вакурова, Т.М. Воителева, К.А. Войлова и др. – 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008.-784 с.
- Справочник школьника. 1-4 (1-3): Русский язык. Математика. Природоведение. – М.: АСT-ПРЕСС КНИГА, 2006.-608 с.
- Учебники русского языка с 5 по 9 класс.
- Учебники якутского языка с 5 по 9 класс.
List of references:
1. Polat E. S., Bukharkina M. Yu., Moiseeva M. V. and others New pedagogical and information technologies in the education system. – Moscow: ACADEMIA, 2000.
2. Russian language: a big book reference for pupils and students in higher education/O. F. Vakurova, T. M. Voiteleva, K. A. Volova etc. – 3rd ed., stereotype.- Moscow: Drofa, 2008.- 784 p.
3. Reference student. 1-4 (1-3): Russian language. Mathematics. Natural study. – M.: AST-PRESS kniga, 2006.-608 p.
4. Textbooks of Russian language from 5 to 9 class.
5. Books of the Yakut language with 5 on 9 class.
Алексеева Хаарчаана Дьол — аспирант 1 курса филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.