В реальном общении предложения включены в тексты и в ситуации. Поэтому в дальнейшем предусмотрен более сложный этап работы — составление текста. Текст характеризуется рядом качеств — завершённостью, цельностью, логичностью, прагматической установкой и рядом других. Среди традиционно выделяемых типов текста – описание, повествование и рассуждение наиболее легким для продуцирования является повествование. Небольшие истории, составленные на занятии самими студентами, соответствуют их желанию свободно говорить по-русски и стимулируют их к речетворчеству, а также снимают тревогу относительно правильности-неправильности русской речи и раскрывают внутренний творческий потенциал.
Целесообразно героями первых текстов делать конкретных студентов из группы. Это повышает заинтересованность и вовлеченность всех студентов. Например, тема «Мое утро» предполагает описание простых действий «вставать, завтракать, идти на занятие в университет, читать, писать, говорить, слушать» и т.д. работа преподавателя заключается в подсказке следующих шагов: сначала, потом, затем, там, тоже и т.д. Групповое сочинение не записывается, однако сильные студенты в состоянии повторить текст с заменой имен, например мужского на женское. Слабые студенты повторяют текст по частям.
Цель интенсивных методов — активизация студентов в процессе овладения живой устной речью при помощи целенаправленного управления социально-психологическими процессами. Адаптация известных методов и поиск новых подходов к интенсивному обучению русскому языку как иностранному продолжает оставаться актуальной задачей современности.
Литература
- Петрова С.М. Синергетическая парадигма дискурса в обучении русскому языку как иностранному // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. — 2013, №1 (10). — С.79-85.
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
Соловьева Мария Сергеевна – старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного филологического факультета СВФУ имени М.К. Аммосова, г. Якутск.