Самсонова Л.Н.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМ И ТАБЛИЦ
В КУРСЕ ИСТОРИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

THE USE OF SCHEMES AND TABLES
 IN THE HISTORICAL AND LINGUISTIC COURSE

Л. Н. Самсонова
L. N. Samsonova

Аннотация: Старославянский язык, историческая грамматика русского языка, история русского литературного языка являются одними из наиболее трудных языковедческих дисциплин на филологических факультетах университетов и пединститутов. Чтобы облегчить их теоретическое и практическое освоение, нами созданы таблицы и схемы, которые следует рассматривать как учебно-методические пособия для студентов 1  курса ФЛФ.
Работа над схемами и таблицами развивает зрительную память студента, его творческие способности, содействует эффективному усвоению материала.

Abstract: Old Slavic language, historical grammar of Russian language, the history of Russian literature language are the most difficult linguistic disciplines at philological faculties of universities and pedagogical institutes. The tables and schemes were made by us in order to facilitate their theoretical and practical mastering. These tables and schemes should be considered as educational and methodical manuals for the 2nd course students of philological and linguistic faculties.
Working with these schemes and tables develops visual memory of a student, his creative abilities, also it promotes effective digestion of material.

Ключевые слова: схема, таблица, историко-лингвистические дисциплины, алгоритм, мыслительная деятельность, интерес, реконструкция.
Key words: scheme, table, historical and linguistic disciplines, algorithm, cogitative activity, interest, reconstruction.

Знакомство студентов с циклом историко-лингвистических дисциплин начинается со старославянского языка. Глубокое усвоение этого курса не только создает прочную базу для изучения истории русского языка, но и способствует общему лингвистическому развитию студентов и тем самым улучшает профессиональную подготовку будущих специалистов. В процессе изучения старославянского языка студенты должны получить не только определенную сумму теоретических знаний, но и овладеть рядом навыков, очень важных для лингвистического развития. Такие важнейшие навыки, как умение анализировать текст, делать историческое объяснение фактам современного русского языка, продолжают формироваться у студентов при изучении исторической грамматики и современного русского языка, умение же применять сравнительно-исторический метод и метод внутренней реконструкции вырабатывается только на занятиях по старославянскому языку.

Старославянский язык, историческая грамматика русского языка, история русского литературного языка являются одними из наиболее трудных языковедческих дисциплин на филологических факультетах университетов и пединститутов. Чтобы облегчить их теоретическое и практическое освоение, нами созданы таблицы и схемы, которые следует рассматривать как учебно-методические пособия для студентов 2 курса ФЛФ. Созданы они не только для облегчения усвоения этих сложных курсов. Работа над схемами и таблицами развивает зрительную память студента, его творческие способности, содействует эффективному усвоению материала. Студенту на занятиях по старославянскому языку и исторической грамматике русского языка, освоив необходимые теоретические сведения, необходимо анализировать языковые явления, уметь сопоставлять фонетические или морфологические факты славянских языков, выяснять их истоки.

Использование на занятиях по историко-лингвистическим дисциплинам схем и таблиц ставит перед собой следующие задачи:

  1. Помочь студентам-филологам СВФУ, большинство из которых – представители коренных народов РС (Я) и иностранцы  – не славян, получить общие сведения по историко-лингвистическим дисциплинам.
  2. Углубить знания студентов в области русского языка, с которым они будут сравнивать явления славянских языков, имеющих генетическую близость, что облегчит восприятие вторых, и поможет глубже понять закономерности развития первого.

Составленные нами схемы и таблицы отражают все главные узловые моменты курса и являются средством приведения материала в логически стройное целое. Они, несомненно, помогут более глубокому и осознанному освоению законов развития указанных языков.
Схемы и таблицы можно использовать на всех этапах чтения лекций и проведения практических занятий: во вводной части, при объяснении нового материала, при разборе домашнего задания, при объяснении новой темы,  при закреплении изученного и, наконец, при завершении темы, как итога всего изученного. Они заставляют думать о связях и параллелях, указанных в схемах, размышлять, сопоставлять, делать выводы.
С помощью схем и таблиц можно развивать языковое чутье, логическое мышление, речь студентов, вызвать интерес к изучаемому предмету, если не рассматривать их только как иллюстрации, которые даются параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала.

Историк Л.Н. Гумилев писал: «Схема – целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть исследуемого предмета, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко – значит остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, т.е. ставить гипотезы и организовать их проверку. Схема – это скелет работы, без которой она превращается в медузу или головоногого моллюска» [1, 1970: 63]. Особенно ценным является то, что таблицы, отражая весь изучаемый материал, расположены и построены так, что являются своего рода алгоритмами, программирующими соответственные умственные действия студента. Учитывая в них и последовательность в формировании умений и навыков.

Формы работы с таблицами могут быть разными:

  1. Таблицы и схемы даются в готовом виде и сопровождаются комментарием. Таблицы служат средством создания проблемной ситуации. Студенты вскрывают противоречия, ищут пути выхода, высказывают свою точку зрения. Они учатся научному решению проблемы, развивают речь.
  2. По готовым схемам студенты рассказывают новый грамматический материал, думая, анализируя, делая выводы. Этот вид работы пробуждает интерес, активность, что является залогом успеха в освоении изучаемой темы.
  3. В этих же целях схемы составляются преподавателем в процессе беседы и заполняются совместно со студентами. Учебный материал воспринимается более активно, творчески. Это частично-поисковый метод.
  4. Иногда на практических занятиях схемы составляются наполовину, дальнейшее заполнение студенты делают совершенно самостоятельно.
  5. По готовым схемам обучающиеся делают нужные выводы, прогнозируют пути развития языка.

Как известно, графическое изображение изменяющегося явления заменяют многочисленное описание этого явления. Так построены таблицы-характеристики, представляющие основные сведения из фонетики и морфологии, например, старославянского языка.
Студенты по заданию преподавателя, рассмотрев таблицу-характеристику, получают сведения по фонетике и морфологии и самостоятельно делают выводы о данном языковом явлении, объясняют его становление.
Когда студенты сравнивают сопоставительные таблицы, то находят общие и отличительные особенности славянских языков или языковых процессов, тут таблицы-алгоритмы призваны научить студента определять характер или особенности тех или иных фактов языка. Чтобы активизировать мыслительную деятельность обучающихся, мы предлагаем им самим составлять таблицы и схемы, сравнивать и анализировать таблицы различных авторов.
Все виды работы со схемами и таблицами по историческим лингвистическим дисциплинам разнообразят методику обучения нового материала, вызывают интерес обучающихся, не оставляя их равнодушными. Студенты размышляют, спорят, листают учебники и учебные пособия, находя правильное решение, активно, творчески осваивая учебный материал.
Использование схем и таблиц на занятиях по историко-лингвистическим дисциплинам – залог успешного развития языковой компетенции студентов-филологов.

Литература

  1. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. – М., 1970. – 176 с.

Самсонова Лариса Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.