Сальникова О.М., Авдошин Д.Ю. Часть 1.

РЕСТАЙЛИНГ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ КАФЕДРЫ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ СВФУ

RESTYLING OF CORPORATE IDENTITY FOR THE DEPARTMENT OF ADVERTISING AND PR NEFU

О. М. Сальникова, Д. Ю. Авдошин
O. M. Salnikova, D. Y. Avdoshin

Аннотация: В статье раскрывается значение фирменного стиля и рестайлинга для образовательного учреждения и его структурного подразделения. Приводятся обобщенные данные исследований в виде опроса об ассоциативных характеристиках рекламы и PR, а также сравнительного анализа конкурентов. Авторами представлены результаты разработки нового фирменного стиля для кафедры рекламы и связей с общественностью СВФУ.

Abstract: The article reveals the meaning of corporate identity and restyling for an educational institution and its structural division. The summarized research data is presented in the form of a survey on the associative characteristics of advertising and PR and a comparative analysis of competitors. The authors presented the results of the development of a new corporate identity for the department of advertising and PR of NEFU.

Ключевые слова: фирменный стиль, рестайлинг, разработка, образовательное учреждение, кафедра рекламы и PR.

Key words: Corporate identity, restyling, development, educational institution, department of advertising and PR.

В условиях высокой конкуренции образовательные учреждения стремятся выделиться и привлечь наибольшее количество абитуриентов. Во многом этому способствует индивидуальный имидж организации. В него могут входить имидж образовательной услуги, руководителя, руководствующих структур и персонала, но, на наш взгляд, именно визуальный имидж в большей степени влияет на узнаваемость и запоминаемость. Одним из главных элементов визуального имиджа является фирменный стиль. По мнению А. Н. Чумикова, фирменный стиль – это «совокупность графических, цветовых, аудио- и видеоприемов, которые обеспечивают единство повседневного рабочего пространства, продуктов и рекламных мероприятий организации или проекта; способствуют их узнаванию, запоминанию и позитивному восприятию сотрудниками, партнерами и потребителями; позволяют четко отличать свой корпоративный имидж от имиджа конкурентов» [2, 2015: 51]. Фирменный стиль учебного учреждения может состоять из таких элементов как: фирменная цветовая гамма, логотип, фирменный шрифт, слоган, фирменный персонаж, а также музыкальный идентификатор или аудиообраз.

Любой фирменный стиль со временем устаревает и уже не соответствует запросам целевой аудитории, а значит требует своевременного обновления. С этой целью применяется рестайлинг. По мнению И. В Грошева [1, 2015: 427], рестайлинг представляет собой обновление всей визуальной и ассоциативной составляющей без изменения основной идеологии, ценностей и философии организации.

Фирменный стиль может существовать как у учебного учреждения, так и у его структурного подразделения, например: института, факультета, кафедры. Такое структурное подразделение Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова как кафедра рекламы и связей с общественностью имела индивидуальные фирменный атрибуты, однако за длительный период времени утратили актуальность и требуют усовершенствования и дополнения новыми элементами.

Для того чтобы грамотно разработать новый фирменный стиль для кафедры и повысить ее узнаваемость, привлекательность, выделить среди конкурентов, мы изучили ассоциативный ряд у целевой аудитории о рекламной и PR-деятельности, а также провели сравнительный анализ конкурентов кафедры.

На основании опроса в виде анкетирования об ассоциативных характеристиках рекламы и PR выяснилось, что в цветовой палитре эффективно использовать красный, синий, голубой, бирюзовый или желтый. В логотипе следует изобразить графические образы, связанные с работой специалиста по рекламе и PR. В качестве логотипа также подойдет образ животного семейства кошачьих или птиц. Слоган должен включать в себя слова, наиболее ассоциирующиеся с профессией. Для музыкального идентификатора больше подойдет запоминающаяся и энергичная мелодия в быстром или среднем темпе в таких жанрах как: рок, поп-музыка, классика. Фирменный шрифт следует разрабатывать с учетом большого расстояния между буквами.

Сравнительный анализ конкурентов показал, что другие кафедры и направления рекламы и связей с общественностью активно распространяют свой фирменный стиль на различных мероприятиях, в интернете и социальных сетях, но имеют далеко не все элементы. У конкурентов замечаются определенные тенденции в элементах фирменного стиля. В фирменных цветах можно отметить яркие сочетания синего, желтого, красного, белого, черного при средней насыщенности. В качестве логотипов представлены аббревиатуры названий кафедр или направлений. Некоторые логотипы изображены в виде птицы в минималистичном стиле. В слоганах отмечается успешность профессии и широкий спектр возможностей в будущем. 

Полученные результаты позволили сформировать для кафедры рекламы и связей с общественностью СВФУ общую концепцию нового фирменного стиля, который будет включать в себя: комплект фирменных цветов, логотип, слоган, фирменный шрифт, фирменный персонаж и музыкальный аудиообраз.

Разработку фирменного стиля мы начали с определения фирменной гаммы.

Основываясь на проведенных исследованиях нами было предложено использование красного, желтого и голубого в качестве основных цветов кафедры. Цвета отличаются низкой насыщенностью, но повышенной яркостью, что придает более современный вид. На наш взгляд, данные цветовые характеристики привлекут молодое поколение. Однако совместно с преподавателями кафедры рекламы и связей с общественностью было принято решение оставить прежние цвета: кремовый, бирюзовый и темно-синий, которые использовались ранее в новом логотипе. Сотрудники кафедры больше ассоциировали рекламу и PR с прежними цветами, а цветовая гамма уже начала распространяться в массовую аудиторию.

Следующем этапом рестайлинга являлась разработка логотипа. Нами было предложено несколько вариантов логотипа, на котором отражались те слова, предметы, ассоциирующиеся в наибольшей степени с рекламой и PR.

На логотипах можно увидеть: график, который отражает прогресс и успех; стопку листов, которая является совокупностью деловой PR-документации и рекламной печатной продукции; диалоговое облако, представляющее основу профессии – коммуникацию; портфель с деньгами, указывающий на хороший заработок и престиж. По центру изображена аббревиатура названия направления на нарисованной неровной подложке. Этот элемент отличается от всего изображения и акцентирует на себе внимание. 

Также были разработаны варианты логотипов в виде образов животных, а именно лев и детеныш полярной совы. 

Изображения льва или полярного совенка могут быть использованы в качестве фирменного персонажа кафедры, что окажется эффективным средством привлечения внимания.

На основании слов, высоко ассоциирующихся с рекламой и PR, мы составили ряд слоганов для кафедры.

Успешность, востребованность, энергичность и креативность профессии легли в основу слоганов. Для оказания более сильного эмоционального воздействия использовалась парцелляция как средство выразительности. На наш взгляд, предложенные слоганы привлекут школьников и абитуриентов.

Для нового фирменного стиля нами были разработаны также графические иконки, символизирующие деятельность специалиста в области рекламы и связей с общественностью.

Данные графические символы возможно применять как в логотипе, так и на носителях фирменного стиля и всей рекламной продукции кафедры.

Далее нами были определены основные фирменные шрифты. Поскольку на разработку индивидуальных шрифтов могли потребоваться большие денежные и временные ресурсы, а деятельность профессии сложно выразить с помощью шрифта, мы решили выбрать уже существующие бесплатные шрифты. Основными шрифтами кафедры стали «Myriad Pro», «Corbel» и «Carter One».