Габышева М.М., Булдакова А.Ю.

ЭМОТИВНАЯ ПУНКТУАЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Д. Н. МАМИНА-СИБИРЯКА «СКАЗКА О ТОМ, КАК ЖИЛА-БЫЛА ПОСЛЕДНЯЯ МУХА»)

EMOTIVE PUNCTUATION IN A LITERARY TEXT (FOR EXAMPLE, THE WORKS BY D. N. MAMIN-SIBIRYAK, «THE TALE OF HOW ONCE THERE WAS THE LAST FLY»)

М.М. Габышева, А.Ю. Булдакова
M. M. Gabysheva, A. Yu., Buldakova

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности функционирования эмотивных знаков препинания в художественном произведении. Становление современной лингвистики повысило интерес к речевому поведению, которое включает чувства, эмоции, оценки, то есть всё то, что выражает отношение человека к действительности. Раскрываются эмотивные функции многоточий, вопросительных и восклицательных знаков и их сочетаний.

Abstract: This article discusses the features of the functioning of emotive punctuation marks in a work of art. Modern linguistics has increased interest to speech behavior, which includes feelings, emotions, assessments, that is, everything that expresses a person’s attitude to reality. Emotive functions of dots, question marks and exclamation marks are revealed.

Ключевые слова: языковая личность, модальная информация, эмоции, пунктуация, эмотивные знаки препинания.

Key words: linguistic personality, modal information, emotions, punctuation, emotive punctuation.

Становление современной лингвистики как науки антропологической направленности повысило интерес к «языковой личности»: его речевому поведению, которое включает чувства, эмоции, оценки, то есть всё то, что выражает отношение человека к действительности. Характер речи, состояние говорящего в тексте выражаются с помощью определенных пунктуационных знаков: вопросительного, восклицательного знаков, точки, многоточия и их сочетаний, потому что «знаки не только членят текст, но и сами несут смысловую, эмоциональную, модальную информацию» [1, 1996: 42]. В связи с вышесказанным, целью данной статьи является рассмотрение целей и функций использования эмотивных знаков препинания в художественном тексте на примере произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка о том, как жила-была последняя муха».

Текст состоит из 2515 слов. Наш выбор остановился на этом тексте, так как с точки зрения содержания, развития сюжета текст насыщен действиями, эмоциями. Эти эмоции, прежде всего, принадлежат герою произведения – мухе по имени Мушка, которая только начинает познавать мир людей и мух. Повествование ведётся от лица рассказчика, который всё окружающее изучает  глазами мухи. Произведение ориентировано на детей определённого возраста. Этот тот возраст, который сопровождается всплесками бурных эмоций, яркими красками, разными впечатлениями.

На всём продолжении сказки «наша муха» растёт, вместе с этим меняется не только её взгляд, но и характер текста. Именно эмоциональная окраска повлияла на сравнительно большое количество разных по цели «эмоциональных» предложений. В нём мы насчитали 35 восклицательных знаков и их сочетаний с многоточием, 18 – вопросительных знаков и их сочетаний и 35 самостоятельных многоточий. Итого – 88 знаков эмотивных знаков препинания. Наиболее «эмоциональными» в плане частоты употребления пунктуации здесь являются экспозиция и кульминация: в них большая половина всех знаков – 49 из 88. За каждым знаком прикреплен соответствующий смысловой и эмоциональный оттенок, большинство из которых используется с целью маркировки спонтанной речи.

Сказка начинается с первого знакомства Мушки с миром людей. Ей кажется, что всё вокруг делается только ради них. Её детская наивность сопровождается различными эмоциями, которые передаются восклицательными, вопросительными предложениями. Приведем несколько примеров: «Ах, какой он добрый, этот садовник!..», «Ах, как хорошо жить на свете!» [2, 2013: 1]

— восхищение; «Ну, скажите, пожалуйста, что может быть вкуснее таких крошек, особенно когда летаешь всё утро и проголодаешься?..» [2, 2013: 1]

— счастье. Она настолько ослеплена, что не замечает негодование, возмущение людей: «И откуда только эти проклятые мухи берутся? — ворчал добрый садовник» [2, 2013: 1].

Иллюзия прекрасной жизни плавно разрушается комментариями, замечаниями старой мухи. Она пытается открыть глаза нашему герою. В интонации её речи преобладают удивление, негодование восхищениями Мушки: «Это только так кажется…», «Ты обратила внимание на человека, которого все называют «папой»?» [2, 2013: 1].

Мушка наконец открывает глаза. Появляются у Мушки совсем другие интонации:

— негодования: «Для чего он курит свою трубку, когда отлично знает, что я совсем не выношу табачного дыма?» [2, 2013: 2]

— обиды: «Мне кажется, что это он делает прямо назло мне…» [2, 2013: 2]

— возмущения: «Представьте себе, он в этом обвинял не себя, а нас же! Где справедливость?..» [2, 2013: 2]

В завязке речь идёт уже об открытой войне между людьми и мухами. С обеих сторон слышатся возмущения: «Это, наконец, невежливо…» (наша Муха) [2, 2013: 2], «Вот теперь отлично!.. — одобряла Паша; она оказалась совершенно бессердечной женщиной и радовалась чужой беде» [2, 2013: 3]. Все высказывания носят незаконченный характер. Медленно мухи начинают понимать, что они проигрывают, но им не хочется этого признать, поэтому в их речи это проявляется через многоточие как знак «тихого сопротивления».  С наступлением зимы наша Мушка из всех мух осталась одна. Рассказчик замечает, что у неё испортился характер: никого не жалеет, радуется тому, что другие погибают. В этом отрывке больше восклицательных предложений с интонациями, например, восхищения и радости: «Никто не будет есть моего варенья, моего сахара, моих крошечек… Ах, как хорошо!..» [2, 2013: 4].

Потом вдруг она осознает, что следующая очередь за ней. Здесь появляются тревожные, взволнованные интонации: «Это, вероятно, зимняя ловушка для мух, — сообразила она, потирая обожжённые лапки. — Нет, меня не проведёте… О, я отлично всё понимаю!.. Вы хотите сжечь последнюю муху?» [2, 2013: 4]. Муха вдруг почувствовала себя одинокой, ей скучно, поэтому часто впадает в размышления, мечтания, грусть, часто возмущается: «Хоть бы кто-нибудь поиграл со мной…», «Господи, как же вы не хотите понять, что я совершенно одна и что мне очень скучно?» [2, 2013: 4].

Она ждет лета: надеется, что с его наступлением проснутся её друзья-мухи. В данном отрывке почти каждое предложение сопровождается восклицательными знаками, многоточиями: «Весна начинается!..» [2, 2013: 5]. Уже у мухи не осталось вопросов: нет времени на размышления, её ждет новый этап жизни: «Теперь я знаю всё, — жужжала она, вылетая в окно, — лето делаем мы, мухи…» [2, 2013: 5]. Рассказчик, в свою очередь, достойно сопроводил её во взрослую жизнь. Теперь он радуется за неё, умиляется ими: «Как они обрадовались друг другу!» [2, 2013: 5]. Это уже его собственное чувство, свои эмоции. Здесь его миссия заканчивается.

Таким образом, идея, сюжет, характер произведения, то есть все особенности текста тоже играют роль в использовании эмотивных знаков препинания. Мы показали, что произведение сравнительно с небольшим объемом насыщено эмотивными знаками препинания. На всём протяжении сказки взгляды и мнения, настроение мухи меняются:  от легкомысленного отношения к жизни к более серьезному видению. Муха начинает понимать, что надо уметь разбираться в людях, что нельзя жить одними временными эмоциями и чувствами, что надо быть рассудительным, надо относиться ко всему с осторожностью. В соответствии с этим меняются и интонации текста, которые выражаются через знаки препинания.

Литература

  1. Валгина Н. С. Русская пунктуация; эмоциональность, модальность. М.: МГУ, 1996. 200 с.; с. 42.
  2. Мамин-Сибиряк, Д.Н. Сказка о том, как жила-была последняя Муха [Электронный ресурс] / Д.Н. Мамин-Сибиряк. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2013. — 5 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/25093. — Загл. с экрана.

Габышева Мария Михайловна – старший преподаватель кафедры русского языка филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Булдакова Ая Юрьевна – студентка 4 курса по профилю «Преподавание филологических дисциплин» филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.