ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
STUDIES OF THE FUNCTION OF A DASH IN THE ASYNDETIC COMPLEX SENTENCE
М.М. Габышева, Н.Н. Петрова
M.M. Gabysheva, N.N. Petrova
Аннотация: в данной статье кратко описывается изучение функций тире в бессоюзном сложном предложении в 9 классе общеобразовательной школы. Тема является сложной, так как выбор знаков препинания в бессоюзном сложном предложении зависит от смысловых отношений между частями.
Abstract: this article briefly describes the study of the functions of the dash in the complex sentence of the Union in the 9th grade of secondary school. The topic is complex, since the choice of punctuation marks in a non-Union complex sentence depends on the semantic relations between the parts.
Ключевые слова: методика преподавания, сложное предложение, смысловые отношения, пунктуация, функции тире.
Key words: teaching methods, complex sentence, semantic relations, punctuation, dash functions.
При изучении бессоюзного сложного предложения в 9 классе учащиеся сталкиваются с функцией тире и изучают особенности и свойства постановки тире в бессоюзном сложном предложении, во-первых, развивают способности устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, во-вторых, учатся определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания. В частности, тема «Бессоюзное сложное предложение» состоит из следующих аспектов:
— понятие о бессоюзном сложном предложении; его место в системе сложных предложений;
— классификация бессоюзных сложных предложений;
— средства связи частей бессоюзного сложного предложения;
— пунктуация в бессоюзных сложных предложениях.
Основной задачей педагога при этом остается научить школьников использовать подобные конструкции на практике, целесообразно применять их в различных ситуациях общения. Решение поставленной задачи требует особого комплекса педагогических методов и приемов, направленных на развитие речи учащихся в ходе изучения языковых единиц с точки зрения их формальной организации. Практическое применение знаний по русскому языку на уроках возможно обеспечить наилучшим образом, используя коммуникативно-деятельностный подход к обучению [5, 2014: 94-96].
Как известно, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении — наиболее сложная пунктуационная область. Большой процент пунктуационных ошибок школьников приходится именно на бессоюзные сложные предложения. Объясняется это тем, что пунктуация в бессоюзных сложных предложениях ориентирована на смысловые отношения, а необходимой ясности в определении этих отношений к моменту создания ныне действующих правил пунктуации не было.
Действительно, во многих общеобразовательных учреждениях изучение пунктуации в сложных синтаксических конструкциях – одна из самых сложных задач в школьном курсе русского языка. При изучении темы «Бессоюзное сложное предложение» в 9-ом классе школьники впервые узнают о том, что между частями сложного предложения, кроме запятой, ставятся тире и двоеточие. Между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях смысловые отношения изображены менее отчетливо, чем в союзных. По смысловым отношениям, а в частности и по интонации одни бессоюзные сложные предложения ближе к сложносочинённым, другие – к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением.
Таким образом, сложность пунктуационных правил, те дополнительные трудности, которые возникают у учащихся в процессе применения тире в бессоюзных сложных предложениях на занятиях, потребуют безусловной работы с учениками над синтаксисом и пунктуацией, ибо умение грамотно писать – важный признак общей культуры человека. Недаром Л.B. Щерба говорил: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе». При этом мы должны помнить, что обучение русскому языку имеет ярко выраженное речевое направление. Пунктуационный навык – это речевой навык. Обучая пунктуации, мы обучаем не технике расстановки знаков препинания, а письменной речи, ее содержательной стороне, благодаря которой мысль становится материализованной.
Опыт показывает, что синтаксис и пунктуация содержат в себе огромные предпосылки для развития познавательной активности учащихся. Реализовать их можно только при условии специально организованного процесса обучения, в основе которого должны быть данные педагогической науки и передовой опыт учителей. К сожалению, изучение качества знаний и уровня навыков учеников школ по пунктуации показывает, что оно далеко не соответствует тем требованиям, которые определены современными планами и программами. Знания учащихся нередко имеют формальный характер, что ведёт к снижению их практической ценности и порождает серьёзные недостатки в развитии школьников.
Наше исследование данной проблемы показывает, что школьники 9-го класса допускают гораздо больше пунктуационных ошибок, чем орфографических, а именно ошибки при выборе знаков препинания между частями бессоюзных сложных предложений. С этой точки зрения правильно подобранная активизация познавательной деятельности старшеклассников при изучении функций тире – одно из очень важных условий повышения их грамотности, развития познавательных интересов, логического мышления. И здесь не потребуется изобретать какие-либо особые методы и приёмы работы учащихся на уроке. Однако все известные до сих пор методы и приёмы обучения с точки зрения развивающего обучения нуждаются в определённой корректировке и усовершенствовании.
В последние годы большое внимание исследователей привлекает тире – знак, многозначность которого так растет, что оно успешно конкурирует с двоеточием, запятой в различных синтаксических конструкциях (например, тире ставится на месте двоеточия в бессоюзном сложном предложении с причинно-следственными, пояснительными отношениями; также ставится там, где по действующим правилам должна стоять запятая или не должно быть никакого знака). Смешение в употреблении тире и двоеточия отмечал еще Л.В. Щерба в 1935 году. Это смешение, принявшее в настоящее время значительные размеры, характеризуется как широкий процесс вытеснения в ряде случаев двоеточия знаком тире. Наиболее ярко этот процесс проявился в бессоюзном сложном предложении. Использование знаков препинания в той или иной синтаксической конструкции, в том числе и бессоюзной, регулируется «Правилами орфографии и пунктуации» 1956 г., в различных пособиях и справочниках по пунктуации. В пунктуационных правилах фиксируется пунктуационная норма. Но, как видим, нередко норма расходится с практикой, в которой очень часто наблюдается использование не тех знаков препинания, что предписаны правилами.
Приведем несколько примеров употребления тире в бессоюзном сложном предложении при обозначении причины, пояснения, конкретизации во второй части: «Лучше шишки собирать зимой – в это время в них наверняка окажутся семена» («Наука и жизнь»); «Русского человека всегда отличала такая черта – несмотря ни на какие трудности и мнения, он стремился к возвышенному и красивому» («Комсомольская правда»). Также есть немало примеров употребления тире в бессоюзных предложениях с присоединением, когда в первой части имеются глаголы со значением действия, предупреждающие о дальнейшем изложении. Например: «Вдруг видит – с тропинки на него смотрит молодая женщина» («Литературная газета»). В таких случаях справочники однозначно указывают двоеточие. Скажем также и о том, что тире вместо двоеточия часто ставится и перед перечислением после обобщающего слова. Например: «Все отвечало самым строгим требованиям, все – платье, шляпа и пальто – было сделано руками искусных мастеров»; «у Блока было все, что создает великого поэта – огонь, нежность, проникновение, свой образ мира…» (Б. Пастернак); «Обо всем он пишет, как знаток, – о цирке, актерской работе, охоте, рысистых бегах и нравах животных» (К. Паустовский).