Постановка пунктуационного знака обычно мотивирована структурными особенностями предложения, или смыслом высказывания, или тем и другим вместе. При самостоятельном письме употреблением знака устанавливается четкость построения предложения, уточняются отношения между его частями, может усиливаться смысловая значимость его структурных элементов.
Как известно, современные методисты выделяют три наиболее эффективных подхода, определяющих теоретическую и практическую базу обучения языку и речи: это системно-функциональный, лингво-культурологический и коммуникативно-деятельностный подходы [7, 2014: 20-24]. Все они частично используются на разных этапах обучения языку, однако на каждом этапе превалирует тот или иной подход.
«Пунктуация, — как правильно замечает А. В. Текучев, – так же, как, например, стилистика, не терпит формализма, техницизма в своем применении, требует постоянного и глубокого осмысления не только существа правил, но и, что особенно важно, каждой речевой ситуации, в которой она применяется». А это возможно только тогда, когда пишущий будет иметь хорошее представление о функции знака, понимать в каждом отдельном случае, с какой целью он его употребляет. В противном случае знак теряет свою определенность, что может затруднить общение между читающим и пишущим. Неверно «довольно распространенное мнение, будто знаки препинания — индивидуальное дело пишущего, что твердых правил пунктуации якобы нет и не может быть». Пишущий «не может сколько-нибудь далеко отойти от принятой в данной письменности пунктуационной системы».
При изучении темы «Тире в бессоюзном сложном предложении» используются следующие методы и приемы: слово учителя, беседа, наблюдения и анализ языковых явлений, самостоятельная работа учащихся; приемы сравнения, обобщения, вставки, замены, пунктуационный разбор и т.д. Выбор их обусловливается характером изучаемого правила и уровнем подготовленности класса.
Специфичным приемом обучения является пунктуационный разбор, который широко применяется при изучении нового материала, его закреплении, а также при проверке изученного. Чтобы решить вопрос, какой знак поставить в (например, в бессоюзном сложном предложении), необходимо разобрать его, уяснить структуру предложения, раскрыть значение каждого предложения в составе сложного: Я выглянул в окно: на безоблачном небе загорались звезды, — второе предложение дополняет смысл первого.
Исходя из того, что знаки препинания в бессоюзном сложном предложении – наиболее сложная пунктуационная область, большой процент пунктуационных ошибок школьников приходится именно на бессоюзные сложные предложения. Объясняется это тем, что пунктуация в бессоюзных сложных предложениях ориентирована на смысловые отношения, а необходимой ясности в определении этих отношений к моменту создания ныне действующих правил пунктуации не было.
Литература
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., 2012.
- Белошапкова В.А. Сложное предложение в современном русском языке. М., 2000.
- Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. М., 2003.
- Воителева Т.М. Комплекс учебников «Русский язык» (9-11 классы). М., 2016.
- Львова С.И., Львов В.В. Комплекс учебников «Русский язык» (9-11 классы). М., 2014.
- Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: орфография и пунктуация. 2008.
- Шкляр Т.С. Актуальные и эффективные подходы, определяющие теоретическую и методическую базу обучения языку и речи // Вести образования Слутчины. 2014.
- 8. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. — М: АСТ, 2009.
- Шубина Н.Л. Пунктуация современного русского языка — М.: Академия, 2006.
Габышева Мария Михайловна – старший преподаватель кафедры русского языка филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Петрова Наталия Никитична – студентка 5 курса по профилю «Русский и иностранный языки» филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.