Габышева М.М., Поисеева М.М. Часть 1.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА М. ГОРЬКОГО «МА-ЛЕНЬКАЯ!»)

EMOTIONAL-ESTIMATED FUNCTION OF PUNCTUATION IN A LITERARY TEXT (STORY by M. GORKY «a LITTLE!»)

М. М. Габышева, М. М. Поисеева
M. M. Gabysheva, M. M. Poiseeva

Аннотация: В данной статье рассматривается роль экспрессивной пунктуации в художественном тексте. Актуальность выбора темы статьи объясняется тем, что в художественных текстах многое зависит от умения автора при помощи пунктуации передать тончайшие оттенки смысла текста, выразить свое отношение ко всему описанному в тексте.

Abstract: This article discusses the role of expressive punctuation in a literary text. The relevance of the choice of the topic of the article is explained by the fact that in literary texts much depends on the ability of the author to convey the finest shades of the meaning of the text by punctuation, to Express his attitude to everything described in the text.

Ключевые слова: пунктуация, изобразительно-выразительная роль пунктуации, экспрессивная пунктуация.

Key words: punctuation, figurative and expressive role of punctuation, expressive punctuation.

В современном обществе очень часто стала встречаться с тем, что люди, переписываясь друг с другом в соцсетях (в «Инстаграм», «ВКонтакте», в Watsapp — сообщениях), пропускают точки, запятые и другие элементы пунктуации, зачастую объясняя это тем, что их сообщения не нуждаются в знаках препинания – «и без них все понятно». С этим нельзя соглашаться.  Ведь знаки препинания — это прежде всего грамотная речь и точное понимание автора, восприятие текста автора читателем.

В современном языковом мире примерно 5 тысяч языков. По данным ЮНЕСКО, из них только 225 письменных. Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всех известных знаков, которые называются знаками препинания.Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. Чтобы доказать, что знаки препинания имеют важную роль, целью нашего исследования стало изучение изобразительно-выразительной роли знаков препинания, выполняющих эмоционально-экспрессивную функцию в языке произведения М.Горького «Ма-ленькая!».

Гипотеза: знаки препинания в художественных произведениях выполняют не только выделительную и отделительную роль, но и экспрессивно-эмоциональную.

Задачи:

  • Найти языковедческий материал об истории возникновения интересующих знаков.
  • Произвести необходимые языковые наблюдения, касающиеся пунктуации горьковского текста с целью выявления его изобразительно-выразительной функции.
  • Выявить частотность употребления отдельных знаков препинания в произведении «Ма-ленькая!»
  • Сделать необходимые обобщения.

Фактическим источником и объектом данного исследования является произведение М. Горького «Ма-ленькая!». В статье мы попытаемся найти «свой» взгляд на привычную, общеизвестную тему и  объяснить значимость расстановки «эмоциональных» знаков препинания. Не секрет, что грамотность в последнее время падает. Одна из проблем становления функциональной грамотности сопряжена с пунктуацией. В основе этого раздела науки о языке лежит смысловое понимание отрезка речи. Это особенное «смысловое понимание» текста сегодня реализуется в нарастающем количестве авторских знаков препинания. Последнее время в обществе происходят процессы, которые «расшатывают» сложившиеся в языке пунктуационные нормы. Умение ставить знаки препинания – неотъемлемая часть владения письменной речью, общей культуры, оно так же важно, как важно вообще умение выражать свои мысли в письменной форме. 

При письменной передаче речи пунктуационные средства ставятся в конце предложения и внутри предложений между словами и группами слов. Знаки препинания служат средством синтаксического и интонационно-смыслового членения речи, указывают на смысловые отношения между частями высказывания и помогают читателю быстрее и правильнее понять содержание текста. Знаки препинания имеют большое значение для восприятия и понимания того, что хотел сказать автор. Они эмоционально нагружены. В них многое зависит от умения автора при помощи пунктуации передать тончайшие оттенки смысла, которые не могут быть выражены только словами и только синтаксическим строем высказывания, поэтому пунктуацию можно с полным основанием назвать одним из средств повышения выразительности текста и одним из средств создания авторского слога [1, 2004].

Художественный текст как продукт речевой деятельности представляет собой последовательность имеющих определенное синтаксическое строение коммуникативных единиц. Хотя предложения, образующие текста, содержательно объединяются и являются частями сложного смыслового построения, каждое из них обладает собственной синтаксической и семантической структурой. Текст – это синтаксический упорядоченный поток речи, он формируется из предложений – высказываний, которые производит автор. Обозначая конец предложения, пунктуационный знак одновременно указывает на вопросительный или невопросительный характер его содержания или на его эмоционально-экспрессивную окрашенность. Знаки, указывающие, что предложение закончено, вместе с тем являются и средством членения текста, так как отмечают границы между смежными предложениями. Формирование предложения есть в то же время и формирование содержащейся в нем мысли. Построение предложения завершается, когда оно становится носителем сообщения или вопроса. Обозначение законченности находит опору между вопросительными предложениями, с помощью которых отыскивается та или иная информация, и невопросительными касаются характера их содержания, но они проявляются также и в интонации, и в синтаксическом строении [1, 2004].

«В записи, художественном тексте предложение внешне освобождено от точных интонационных характеристик. Однако знание законов звучащей речи, интонационной системы языка позволяет читающему определить, как может быть произнесено данное конкретное предложение» [5, 1980: 12]. Хотя знаки препинания не в состоянии давать точные интонационные характеристики конкретному предложению, однако они могут выступать в качестве средства, показывающего, что содержание предложения связано с тем или иным типом интонации. Эмоционально-экспрессивная окрашенность высказывания как выражение особого субъективного отношения говорящего к сообщаемому составляет содержание понятия восклицательности. Восклицательность несет в себе оценочную характеристику высказывания, различные эмоционально-смысловые оттенки, сопровождающие сообщение или вопрос (радость, гнев, страх, возмущение, удивление): «- Неужто пешком всё идете?». Многоточие же, в свою очередь, используют в конце предложения для обозначения недосказанности, незаконченности сообщения.

Текст произведения «Ма-ленькая!» состоит из 1229 слов. Выбор текста обуславливается тем, что в этом произведении с точки зрения содержания, сюжета, текст насыщен разного рода эмоциями. Например, любовью стариков к девочке, которая заставила их себя полюбить. Главный смысл произведения — это любовь человека к ближнему. Так же немаловажно, что важнейшей, по мнению писателя, задачей искусства является запечатление в самых различных формах всех наилучших человеческих качеств, красоты человеческого духа, благородства его души. Литература, музыка, живопись – все это у Горького единый гимн, прославляющий величие человека. Повествование в нем ведется от лица автора, повстречавшего на своем пути из одного города в другой старика и старуху, которые, несмотря на свою немощь, пустились в дальний путь. На протяжении рассказа мы наблюдаем «рост» душевных качеств героев: от непонимания «жесткости» стариков, до жалости к девушке, которая попала в такую среду и умерла, принеся старикам столько тепла и света.

Все эти чувства передаются читателю не только благодаря словам, но и благодаря «эмоциональным» предложениям. В тексте мы насчитали 56 восклицательных знаков и их сочетаний с многоточием, 23 вопросительных знака и их сочетаний и 104 самостоятельных многоточий. Всего 183 знака с функцией эмоционально-экспрессивной окраски. За каждым знаком прикреплен соответствующий эмоционально-смысловой оттенок.

далее