Немаловажно уточнить, что рассказ составлен в форме диалога между стариками и автором.
Рассматривая примеры, следует выделить такой грамматический знак как многоточие, который представляет наибольший интерес и составляет большую часть примеров. Многоточие имеет ряд разнообразных значений, связанных с содержательной, логической и эмоциональной сторонами речи. В начале предложения многоточие означает логический или содержательный разрыв в тексте, переход от одной мысли к другой (когда они не связаны друг с другом). Такое многоточие обычно ставится в начале абзаца. Это объясняет начало рассказа с предложения …«И была она, браток, телом-ту ма-аленькая!..» [3, 1960]. Данное предложение – фраза, которую автор цитирует у стариков, вспоминая данный случай, описанный в рассказе.
Внутри предложения многоточие передает затрудненность речи, вызванную большим эмоциональным напряжением, многозначительность сказанного, подтекст, а также прерывистый характер речи, указывает на сознательно пропущенные слова: «— Грамотница… что толковать… Раделица про всё да про всех… Где кто болен — бежит, где кто… — Умирала-то без памяти… бредила только» [3, 1960]. «— Да-а, брат, умерла… Два годочка только с нами и пожила… Вся ее деревня знала» [3, 1960] и т.д.
Точка с запятой, неся свою грамматическую функцию, т.е. пунктуационно завершая предложение, сигнализирует о незавершенности ситуации, о колебаниях и об отрицательных суждениях автора, что определяет его оценочную функцию «Обоим им с виду было лет полтораста; они шли так медленно и неумело, тяжело двигая ступни по горячей пыли дороги, и оба имели в физиономиях и в одежде еле уловимое нечто; это нечто сразу позволяло заметить, что старики идут издалека» [3, 1960].
Из данного примера видно, что точка с запятой показывает эмоциональное состояние и отношение автора. Он жалеет этих стариков, об этом говорят такие слова как «тяжело», «нечто». Что касается вопросительного знака, то наряду с функцией указания характеристики предложения (вопрос) является важным знаком в эмоционально-оценочном отношении. Сама насыщенность ими текста говорит о его эмоциональности:
«— Господи, думаем, куда ее таку заслали? — На какую ее потребу? За каку-таку провинность?..» [3, 1960].
Из данного примера мы понимаем отношение стариков к молодой барыне, которую заслали в такую глухую деревушку.
Тире – знак очень емкий по значению. Он прежде всего означает всевозможные пропуски. Тире передает значение условия, сравнения, следствия, противопоставления и сопоставления. Его также можно назвать знаком неожиданности. Еще тире ставится в случае диалога в рассказе между героями. В данном рассказе диалог идет без слов автора, а реплики его пишутся каждая с новой строки, это объясняется расстановкой тире перед репликами.
«— Так это вы за нее? — спросил я. — За нее, девочку, родной, за нее! Авось, мол, господь бог батюшка примет нашу грешну молитву, простит ей! И пошли вот на первой поста, как раз во вторник вышли… — За нее!.. — повторил я. — За нее, друг! — подтвердил старик» [3, 1960].
Логичным представляется здесь рассмотрение восклицательных знаков, которые представлены в конце предложений. Они оформляют предложения с явно выраженной эмоциональностью:
«Лохань с помоем вод, свиньям, говорит, тащите…» Да сама ее и хвати ручонками-те, да осклизнулась… да по плечи руки-те в по-омои-тобудух! Ах ты… И оба они засмеялись, задыхаясь и кашляя до слез. — Поросята опять же… — Целует их прямо в рыла!.. — «Невозможно, говорит. — Вон поросёв!» — В неделю умучила вот как! — В пот, бывало, вгонит… — Хохочет, кричит, ножонками топат… — А то вдруг потемнится вся, заробет… — Как умрет!..» [3, 1960].
По мнению В.А.Кухаренко, восклицательный знак вообще наиболее экспрессивен из всех имеющихся знаков препинания. В эмоционально-оценочном плане он указывает «восклицательность», накал эмоций [4, 1988].
Знаки препинания помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание читателя на важных деталях, показать их особую значимость и выразительность, так же смысловая и психологическая глубина, некоторая напряженность, необычность и исключительность передаются.
Роль смыслового различителя выполняют запятые. Запятая относится к отделяющим знакам, которая членит текст на значимые в грамматическом и смысловом отношении части. Она также фиксирует паузу различительной степени длительности. Запятая может заменить точку.
«Огневица ее изожгла, — и по морщинистым щекам потекли две слезинки. — Да-а, брат, умерла…» [3, 1960].
Запятые, расставленные правильно, играют большую роль в осмыслении текста. Здесь можно рассмотреть, что эти слова приносят старикам много страданий. Эмоциональность данного отрывка передается паузами, где запятыми указаны короткие паузы. Они передают оглушенность, отрешенность и боль. Следовательно, в передаче смысла и главной идеи важная роль отводится эмоционально- оценочной функции.
Итак, пунктуация играет важную роль в художественном тексте. В художественных текстах многое зависит от умения автора при помощи пунктуации передать тончайшие оттенки смысла, выразить свое отношение, что, по нашему мнению, дается Горькому с первых предложений.
Наиболее эмоционально окрашенными в данном рассказе являются восклицательный, вопросительный знаки, многоточие. Менее эмоциональным тире. Запятая, точка с запятой, точка в большинстве случаев передают грамматическую направленность, но могут передавать эмоционально-оценочную функцию, которая выражена менее всего.
Литература
- Валгина Н.С. Актуальные проблемы современной пунктуации. М., 2004
- Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации, М., 1983.
- Горький М. Произведения 1892-1896 гг. — Собрание сочинений в восемнадцати томах. — Москва: Гослитиздат, 1960. — Т. 1. — 326 с.
- Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – М.: Просвещение, 1988.
- Русская грамматика. Под ред. Шведовой Н.Ю. – М.: Наука, 1980. 710 с. Т. 2. С. 12.
Габышева Мария Михайловна – старший преподаватель кафедры русского языка филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Поисеева Мария Михайловна – студентка 4 курса по профилю «Преподавание филологических дисциплин» филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск. �Y���!