Хуан Синь

Некоторые приёмы изучения рассказа Л. Улицкой «Капустное чудо» на уроках литературы в русской школе


Some methods of studying the story of L. Ulitskaya “Cabbage Miracle” in literature lessons at a Russian school

Хуан Синь

Huang Xin

Аннотация: Статья посвящена решению одной из актуальных проблем методики преподавания русской литературы в школе – проблеме реализации творческого подхода к организации процесса обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся и образовательного, образовательного, развивающего потенциала художественного текста. Автором предлагаются некоторые возможные приёмы изучения рассказа Л. Улицкой «Капустное чудо» в 7 классе.

Abstract: The article is devoted to solving one of the urgent problems of the methodology of teaching Russian literature at school — the problem of implementing a creative approach to the organization of the learning process, taking into account the age characteristics of students and the educational, educational, developing potential of the literary text. The author offers some possible techniques for studying L. Ulitskaya’s story “Cabbage Miracle” in grade 7.

Ключевые слова: методика преподавания, урок литературы, творческий подход, учебные задания.

Keywords: teaching methodology, literature lesson, creativity, study assignments.

Творческость, способность к сотворению нового, является одним из важнейших качеств педагога, работающего в школе, одним из основных критериев его профессионального отбора. Поэтому вопросы творчества, совершенствования креативных способностей учителя литературы, формирования у него качеств творческой личности обретают особую значимость. Психологи утверждают, что данные способности можно и нужно совершенствовать, развивать, занимаясь поиском креативных идей. На эффективность такого развития будет влиять и наличие или отсутствие определенных качеств личности. Их достаточно много: оптимизм, целеустремленность, трудолюбие, юмор, смелость в принятии решения, любознательность, гибкость мышления, коммуникабельность и др. Все они нуждаются в постоянном совершенствовании, что возможно при условии обязательного включения личности в творческую деятельность. Считаем, что уже на первых этапах процесса обучения и воспитания обучающихся в условиях современной образовательной среды следует уделять особое внимание на формирование и развитие перечисленных качеств личности, необходимых в последствии для решения различных профессиональных задач, когда потребуются не только знания, но и чувство меры, вкуса, понимание гармонии и осознание единства формы и содержания.

Достижение такой цели, вполне реально, например, в преподавании литературы как вида искусства, которое дает богатейшие возможности включения учащихся в процесс решения разнообразных учебных задач, Например, изучение рассказа известной российской писательницы Л. Улицкой «Капустное чудо» позволяет предложить обучающимся целую систему таких учебных заданий.

Рекомендации по изучению рассказа Л. Улицкой «Капустное чудо»:

1. Предварительный просмотр коротких рассказов писателя, чтобы найти материалы, связанные с автором.

2. Воспроизведение музыки и видео по теме урока, чтобы настроить учеников перед уроком, создать активную атмосферу.

3. Эмоционально читайте рассказы, позвольте обучающимся обвести (выделить) странные слова, которые они не понимают.

4. Учителя обращаются к словам, которые ученики не понимают, объясняют их значение, показывая иллюстрации, фотографии, видеофрагменты.

5. Учителя представляют Л. Улицкую, а также на уроке звучат комментарии и предложения обучающихся по автору, по биографии и творческому миру писателя.

6. Обсудите этот короткий рассказ в группах и подумайте о главной мысли произведения. Сравните его с другими рассказами на эту тему (война, детство, чудо) [1].

7. Каждая группа получает свои вопросы по анализу текста; каждая группа школьников выбирает своего лидера группы и обсуждает взаимно согласованные ответы, выступает с докладом. Если другие группы имеют разные мнения, они также могут выразить его. Учителя дополняют и корректируют ответы групп.

9. Учителя делают правильный дизайн доски: рисунки обучающихся, портрет писателя, её фотографии, выставка её книг и другое.

10. Чтобы ослабить давление на учащихся, играйте в игры и задавайте интересные, связанные с современной жизнью обучающихся вопросы по этому рассказу. Школьники могут сами ответить на проблемные вопросы. Те, кто набрал наибольшее количество баллов, могут получить награды (например, не нужно выполнять домашнюю работу дня).

11. Учителя делают итоговое резюме по теме урока.

12.  Обучающиеся могут свободно запоминать (учить наизусть) свои любимые фразы из рассказа.

13. Назначить интересное домашнее задание (выполнить роль: ученики идут домой и спрашивают родителей, знают ли они рассказ, если родители знают, обсуждают свои идеи вместе; если родители не знают, ученики могут стать маленькими учителями, в зависимости от дня в классе обучаясь по содержанию, они учат родителей узнавать об этом рассказе. Обучающиеся могут узнать у бабушек и дедушек, каким было их детство во время и после Великой Отечественной войны, походило ли оно на то, что описывает Л. Улицкая в своём произведении).

  1. 事先提前预习小说,初步查找作者相关材料
  2. 课前播放一首可以让学生放松心情的音乐和视频,为了活跃气氛
  3. 有感情的朗读小说,让学生把不了解的陌生词语圈出来
  4. 教师解决学生不了解的词语
  5. 教师介绍作者,以及学生对作者的补充与看法
  6. 分组讨论这篇小说,思考问题
  7. 每一组都有自己的问题,每组学生自行选举小组组长,商议共同认可的答案,代表发言者进行发言,其他小组如果有不同的意见也可以发表自己的看法
  8. 教师进行补充与改正
  9. 教师进行正确的板书设计

10.为了缓解学生的上课压力,进行游戏,针对本小说,提出有趣的相关问题,学生可自行进行抢答,抢答分数最多者,可获得奖励(不用完成当天本科目作业)

11. 教师进行最后的课堂总结

12. 学生自由背诵自己喜欢的小说部分

13. 布置作业(达到复习的作用:学生回家后问家长,是否知道这篇小说,如果家长知道,共同讨论各自的想法;如果家长不知道,学生可以变成小教师,根据白天在课堂学习的内容,教家长了解这篇小说)

Есть рекомендации современных учителей русского языка и литературы по данному произведению русской писательницы провести урок – дебаты по теме: «Дуся и Ольга: святая деревенская простота». Одна команда представляет утверждающую сторону (Дуся и Ольга – простые деревенские девочки, которые совершенно случайно потеряли доверенные им деньги и, в конце концов, с ними случилось чудо), другая – опровергающую (Дуся и Ольга коварно спланировали «утерю» денег, а в конце еще и остались «в плюсе»). В каждой команде по 3 человека (спикеры). Кроме того, есть члены жюри (учитель и четыре ученика), таймкипер (ученик, который следит за временем выступления каждого спикера), слушатели (остальные ученики). Правила проведения игры и роли спикеров строго регламентированы.

Такие подходы к изучению рассказа Л. Улицкой «Капустное чудо» в 7 классе дают возможность разнообразить уроки внеклассного чтения, сделать их интересными и полезными для освоения обучающимися компетенций коммуникации со сверстниками, учителем, автором и родителями как читателями; анализа текста и интерпретации его смыслов; социально-культурной компетенции, так как рассказ изучается в социальном и культурно-историческом контексте.

Литература

  1. Никонова Н.И., Залуцкая С.Ю. Сопоставление в литературном образовании школьников поликультурного северного региона // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2020. – N 195. – С. 203-212.

Хуан Синь – магистрант, Китай.