Петухова А.А., Большакова С.Н.

Музейная экспозиция как средство коммуникации: практика старейшего музея Республики Саха (Якутия)

Museum exposition as a means of communication: practice of the oldest museum of the Republic of Sakha (Yakutia)

А. А. Петухова, С. Н. Большакова

A. A. Petukhova, S. N. Bolshakova

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы музейной коммуникации, предложена схема музейной коммуникации, проанализирована экспозиция старейшего музея Республики Саха (Якутия). Автор приходит к выводу о том, что в Якутии основным каналом музейной коммуникации является экспозиция, а ее самыми эффективными методами –диорамы, биогруппы, разнообразные медиа-технологии.

Abstract. The article discusses theoretical foundations of museum communication, proposes the scheme of museum communication, and analyzes the exposition of the oldest museum of the Republic of Sakha (Yakutia). The author comes to the conclusion that the exposition is the fundamental channel of museum communication in Yakutia,and its most effective methods are dioramas, bio-groups, various media technologies.

Ключевые слова: музей, музейная коммуникация, музейная экспозиция

Key words: museum, museum communication, museum exposition

Музей – это учреждение, отвечающее за отбор, изучение, хранение и экспонирование предметов, представляющих какую-либо ценность для материальной и духовной культуры. Международным советом музеев ИКОМ музей определяется «как постоянно существующий институт на службе обществу и его развитию» [1, 2012: 27]. Находясь в системе культуры, музей посредством сохранения, изучения и трансляции наследия осуществляет коммуникацию со временем, пространством и поколениями.

Проблемы музейной коммуникации были предметом исследований Д. Камерона, Г. Лассуэлл, Н. Г. Самарина, О. С. Сапанжа и др. На основе изучения научных подходов к теории коммуникации Самарина формулирует понятие музейной коммуникации как «процесс общения музейной аудитории с культурным наследием, аккумулирующим опыт материальной деятельности, духовных исканий и традиционную культуру, как отдельного этноса, так и человечества в целом» [2, 2013: 46].

Говоря о взаимодействии музея с аудиторией, Д. Камерон отмечает, что в музеях можно увидеть «артефакты». «Артефакты» обладают невербальным языком. Как система коммуникаций музей состоит из: передатчика (экспозиционер); канала («артефакты»); приемника (посетитель). Экспозиционер передает сообщение посетителю посредством «артефактов». Они помогают провести дешифровку исходного сообщения. Понимая их невербальный язык, посетитель создает свой концепт [3, 2007: 81].

На основе модели коммуникации Гарольда Лассуэлла, музейную коммуникацию можно представить следующим образом:

Источник =музейный предметСообщение=социокультурная информацияКанал=музейная экспозицияПолучатель=посетительЭффект=трансформация посетителя (его поведения, знаний, установок, ценностей).

Данная модель позволяет представить в наглядном виде процесс музейной коммуникации и ее цель по передаче важной социокультурной информации посетителю и составлению у него общественно одобряемых ценностей. Основным каналом для достижения этого является музейная экспозиция – презентация музейных предметов путем их размещения, организации и разъяснения в соответствии с научной концепцией музея и современными принципами архитектурно-художественных решений.

В Республике Саха (Якутия) на сегодняшний день насчитывается 85 музеев [5], из которых 22% (19) историко-краеведческие, 21% (18) исторические, 18% (15) естественно-научные, 15% (13) художественные, 13% (11) музеи-заповедники, 11% (9) мемориальные. Следует предположить, что тематика большинства музеев Якутии относится к истории региона и ее природе. Согласно открытым данным [5] по количеству посещений в год лидируетЯкутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского (98,9 тыс.), открытый в 1887 году.Это старейший музей республики и всего Дальнего Востока [4].

На сегодняшний день музей насчитывает 7 филиалов и 120 тыс. предметов основного и научно-вспомогательного фонда. Ежегодно музей и его филиалы посещают более 120 тыс. человек, организуется свыше 150 выставок и более двухсот культурно-образовательных мероприятий [4].

Экспозиция музея разделена на 3 отдела: природа, археология и этнография, история Якутии. Экспозиции построены в соответствии ансамблевым и ландшафтным методами, которыев каждом отделе практически все представлены диорамами и биогруппами. Как показывает практика именно такая форма музейной коммуникации оставляет наибольшее впечатление на посетителей. Также рядом с каждой диорамой выставляется интерактивная табличка с записанным звуком и фрагментом шкуры животного/птицы. Каждый зал оформлен в своем стиле: зал археологии оформлен как пещера, зал фауны заставлен огромными диорамами, создающие впечатление настоящей дикой природы и т.д.

Также эффективной формой коммуникации в музее стали интерактивные сенсорные доски с информацией и 3D-моделью предмета. Однако, по статистике к ним подходит лишь 5 из 10 человек, и практическое применение им, скорее, в залах истории. Примечательными являются роботизированные куклы, выполняющие повседневный быт древнего якута. По отзывам посетителей, эти куклы в доисторическом контексте являются одним из самых ярких воспоминаний о посещении. Это – показатель того, что музей хорошо справляется с коммуникативными способами передачи знаний.

В большом количестве в музее представлена традиционный витринный метод экспозиции, которая широко применена в зале национальных серебряных украшений. Такой метод помогает сохранить «хронологию внутри хронологии», т.е. в рамках витрины тоже сохранена хронология. Наряду с этим популярен метод фотографий. Такой метод позволяет посетителям увидеть экспонаты в своем натуральном окружении, воссоздать сцену из прошлого.

Эпоха цифровизации не обошла и этот музей. В 2017 году музей присоединился к проекту VirtualYakutia, где у него появилась полноценная 3D копия. Также на сайте самого музея [4] хранятся 9 музейных предметов в 3D и несколько виртуальных выставок и экскурсий.

Итак, музейная экспозиция является важнейшей формой коммуникации музея с посетителем. Она позволяет наиболее полно отразить историю, которую хочет рассказать каждый музей. Музеи Республики Саха (Якутия) используют такие методы, как витринная экспозиция, фотография, разнообразные диорамы, биогруппы и современные медиа-технологии. Наиболее эффективным методом музейной коммуникации, по отзывам посетителей, оказались: диорамы, биогруппы и разнообразные медиа-технология, т.е. аудиовизуальные средства. Богатая экспозиция крупнейшего и старейшего музея Якутии – Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского – позволяет посетителям получить полное представление о природе, археологии, этнографии и истории регионе, донести информацию при помощи грамотной комбинации традиционных и современных средств музейной коммуникации.

Литература

1. Девалье А., Мерсес Ф. Ключевые понятия музеологии (ИКОМ) / cост.: А. Девалье, Ф. Мерсес. – М., 2012. С. 27.

2. Самарина, Н. Г. Музейная коммуникация в контексте культурной памяти и культурного наследия // Вопросы музеологии. №2. 2013. С. 45-55.

3.Сапанжа, О.С. Основы музейной коммуникации: учеб. пособие / О.С. Сапанжа. – СПб., 2007. С. 81.

4. Официальный сайт Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yakutmuseum.ru/

5. Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-stat_museum

Петухова Александра Афанасьевна – старший преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма Северо-Восточного федерального университетаимени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Большакова Сайыына Николаевна – студентка 2 курса кафедры социально-культурного сервиса и туризма Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.