Николаев А.И., Борисова В.И.

Медиаграмотность как средство формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка в 8 классе 

Media literacy as a means of forming sociocultural competence in English lessons in 8 grade 

А. И. Николаев, В. И. Борисова

A.I. Nikolaev, V.I. Borisova

Аннотация: В данной статье рассматривается структура медиаграмотноти как средство формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка. В условиях прогрессивного развития общества, и современного образовательного пространства концепция использования медийных средств обучения требует новых подходов. Целью данной работы заключается в выявлении эффективности разработанной системы обучения с использованием медиаматериалов при формировании социокультурной компетенции на уроках английского языка в 8-м классе.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, медиа, социокультурная компетенция.

Key words:  media education, media literacy, media, sociocultural competence.

На сегодняшний день существует множество различных методик и способов преподавания иностранного языка, а также огромный выбор пособий и методик, выбор которых зависит лишь от наших предпочтений, вкусов и фантазии.

Целью данной работы заключается в выявлении эффективности разработанной системы обучения с использованием медиаматериалов при формировании социокультурной компетенции на уроках английского языка в 8-м классе. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: охарактеризовать сущность и содержание медиаграмотности; выявить уровень медиаграмотности в современном мире; Формирование социокультурной компетенции; показать возможность использования медиаматериалов на уроках      английского языка; разработать уроки с использованием медиаматериалов для обучения иностранному языку; оценить эффективность работы медийных технологий.

На сегодняшний день существует множество различных методик и способов преподавания иностранного языка, а также огромный выбор пособий и методик, выбор которых зависит лишь от наших предпочтений, вкусов и фантазии. XXI век – век бескрайних технологических возможностей, эпоха информационных технологий. Следовательно, современные школьники и подростки, а в том числе и студенты подвергаются медиазависимости. Предполагается, что в современном социуме зависимость человека от СМИ неустанно растет. Медиаобразование очень важно на сегодняшний момент, с помощью него люди могут вдумчиво относиться к медиасредствам, воспитывать ответственных граждан, способных высказывать собственное мнение, на основе полученной информации. Человек может столкнуться с многими трудностями, с которыми он либо не знаком, либо сложно воспринимается. Поэтому очень важно уметь через медиа правильно выбирать ту или иную информацию, которая обеспечивает личное развитие, социальное участие и интерактивность. Оказать своевременную помощь в понимании медиаграмотности можно еще в образовательной организации. Использование медиаматериалов на уроках английского языка позволяет расширять границы мира учеников, открывая для них окно в мир современной иноязычной культуры. Обучение английскому языку с помощью медиаматериалов, помогает развивать в школьнике коммуникативную компетенцию, которая включает социокультурную компетенцию, без знания социокультурного фона невозможно сформировать коммуникативную компетенцию.

Современные технические средства обучения выступают хорошими помощниками для воспитания личности, с развитой коммуникативной компетенцией, которая желает активно участвовать в межкультурных коммуникациях. Особое место среди них занимают сообщения любого медийного вида и жанра, связанные с кинематографом, радио, телевидением, видео, интернетом, то есть СМИ. Роль масс-медиа в формировании личности ребенка недооценить нельзя. На современного школьника обрушивается бесчисленное количество информации, в которой ему необходимо ориентироваться, проанализировав выделить главное и нужное, а также создавать собственный медиа-контент.

В последние несколько десятков лет объем телевещания в мире увеличился в сотни раз. Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им СМИ постоянно обостряется, а особенно для подрастающего поколения, у которых только формируется сознание. Поэтому для современного человека очевидна необходимость навыков восприятия информации, умение верно понимать значение аудиовизуальных образов и, в итоге, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентироваться в них. В связи с этим особую значимость приобретает интенсивность дальнейшего развития процесса медиаобразования. Усилению влияния массмедиа способствует то, что во всем мире стремительно увеличивается количество свободного времени, растёт сфера досуга. По мнению В.С. Библера, «рост свободного времени становится всё более серьезным социальным феноменом». Свободное время — важная социально-психологическая проблема, охватывающая большой круг вопросов, связанных с потребностями, творческими возможностями личности, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру в целом.

Воздействие средств массовой информации сказывается в изменении круга представлений о различных явлениях природы, в характере их осведомленности о людях, о тех или иных событиях культурной жизни. Возникшие изменения касаются также внутреннего мира человека, его представлений о жизни, о прекрасном, о взаимоотношениях людей между собой, о достойном проведении досуга. И не всегда эти изменения позитивны. По мнению Г.С. Мельник, при общении с массмедиа «собственные переживания, ощущение неуверенности и пустоты уходит на второй план, именно поэтому многие юноши и девушки смотрят, слушают и читают все без разбору — средства массовой информации выступают для них средством бегства от реальности, и это часто вызывает дополнительные конфликты между ними и родителями». Следовательно, в современном обществе все очевиднее становится необходимость в более грамотном и безопасном общении со средствами массовой информации. Необходимо учить правильно воспринимать массмедиа, овладевать навыками общения не только с традиционными печатными и электронными СМИ, но и со всеми новыми технологиями массовой, личной и компьютерной коммуникации, уверенно ориентироваться в «киберпространстве». Для того, чтобы выявить и проследить эффективность медиаобразования в школе мы проводим констатирующий эксперимент, который позволит нам выявить уровень владения материалами, подтвердить или же опровергнуть конкретный факт. Данную работу мы провели с помощью разработанного компьютерного приложения «LectoraInspire». Класс разделен на две группы, в которой одна группа будет констатирующей, а другая экспериментальной. Данная работа исследуется поэтапно, то есть: первый этап – текст, второй этап – аудио, третий этап – видео.

Таким образом, нами была выявлена эффективность разработанной системы обучения с использованием медиаматериалов при формировании социокультурной компетенции на уроках английского языка в 8-м классе.

Литература

  1. Велитченко С.Н. Современное медиаобразование: формирование национальной модели / Велитченко С.Н. // Наука и мир. — 2015. — Выпуск №11 (27)
  2. Возчиков В.А. Философия образования и медиакультуры информационного общества [Электронный ресурс]/ Возчиков В.А. — Режим доступа: http://www.dslib.net/soc-filosofia/filosofija-obrazovanija-i-mediakulturainformacionnogo-obwestva.html
  3. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты [Текст]/ Мельник Г.С. — Спб.: 1996

Николаев Анатолий Иванович – кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков по гуманитарным специальностям Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

Борисова Виктория Иннокентьевна – студентка 5 курса кафедры русского языка и литературы по направлению педагогическое образование: русский язык и иностранный язык филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.