Покатилова И.В., Лукина А.Ф.

    Образ Татты и город Якутск в формировании образной географии начала ХХI века

The image of Tatta and the city of Yakutsk in the formation of the figurative geography of the beginning the XXI centuries

И В. Покатилова, А.Ф. Лукина

I.V. Pokatilova, A.F. Lukina

Аннотация: Актуальность темы связана с новыми методологическими подходами в исследовании современной культуры Якутии начала XXI в. Автор попытался применить метод междисциплинарного подхода в исследовании образной географии Якутии нач.XXIв. на примере проекта «Образная карта –маршрута Таттинского улуса». Город и село в ХХ веке являются разными средами обитания современного человека. В первой среде зарождается креативная культура, а во второй — дольше сохраняется традиционная культура. Трансформация традиционной культуры в нач. ХХ века  в городе Якутске привело к зарождению   нового  креативного типа культуры,  а в конце ХХ века, в постсоветском пространстве, формируется образная география конкретного региона, стянув пространство ландшафта и памятников культурного наследия, что ярко прослеживается на материале Таттинского улуса.

Ключевые слова: образная география, гуманитарная география, художественная культура, искусство, междисциплинарный подход, Татта, город Якутск.

Keywords: figurative geography, humanitarian geography, art culture, art, interdisciplinary approach, Tatta, Yakutsk city.

Глобализационные вызовы современного мира заставляют переосмысливать, накопившийся опыт культурного наследия ХХ века. Поиски ученых начала ХХIв.  привели к междисциплинарным подходам в интерпретации земных и ментальных пространств в  деятельности человека. Так, Замятин И. Д. ввел  впервые в научный оборот такие понятия как образная география или имажинальная география [1,2014:80]. Именно образная география является  когниктивным ядром гуманитарной географии. Она находится на стыке культурной географии, культурологии, мифогеографии, искусствоведения, социологии и психологии. В понимании автора, образная география осмыслена им в широком смысле, а  география воображения — в узком. Главным понятием образной (имажинальной) географии являются гении места, поэтика пространства, то, что находится за пределами географии, ландшафта места. Институциональный период становления образной географии в России зарождается в 1990-2000 гг. Именно в это время формируются интерес к смежным научным направлениям: мифогеографии, гуманитарной географии, разрабатываются основы моделирования географических образов. На примере Якутии создаются туристические маршруты: Якутск- Верхоянск-Кисиляях хайа. Гибридизация  культуры начала ХХI в.формируется на границе образной (имажинальной) географии и художественных практик. Этот процесс ярко прослеживается  на примере Таттинского улуса, где, начиная с 90-х гг., по магистрали Черкех-Ытык-Кель-Тэйэр Хайа-Мамонтовая гора, можно проследить новые образы в художественной практике данного маршрута.  Целью статьи является обоснование проекта «Образная карта-маршрута Таттинского улуса».

Образ великой реки Татты и ее необычайной местности воспет  не только основоположниками якутской литературы А.Кулаковским, А.Софроновым, П. Слепцовым-Ойунским, но и последующими поэтами, художниками, композиторами и мелодистами Якутии на протяжении всего ХХ века. Существуют многочисленные исследования не только по фольклору, но и по краеведению, топомимике района. В ХIХ века Татта (Ботурусский улус)- эпицентр якутской политссылки. Здесь собирал и писал свой фундаментальный труд  Э.К. Пекарский «Толковый словарь якутов» [2,1955]. Политссыльный  В.В. Ионов обучал  грамоте якутских детей, были открыты светские и церковно-приходские школы. Православие дошло и до непроходимых мест, где обязательным были постройки часовен, а в центре поселений  возвышались церкви. Однако внутри традиционных алаасов существовала иная картина мира — вера в языческие культы, неиссякаемую силу  Природы, в которой человек ощущал себя частью огромного пространства. Все это образно сохранялось в устной традиции бесписьменной культуры, в  текстах пластического и мусического фольклора [3,2013]. Мифологическая картина мира просуществовала до начала ХХ века. Неслучайно, основоположник якутской литературы А.Е. Кулаковский был родом из Татты, как и первый профессиональный художник, фотограф Якутии И.В.Попов,  выходец из  русских, потомственный священник, иконописец [7,1979]. Обоих творцов объединяет то, что традиционную картину мира  они воспринимали целостно,  сквозь призму единобожия. Поэтому произведения креативных личностей-основоположников художественной деятельности Якутии нач. ХХ носят объемный, всеохватный характер. Попов И.В. — объякученный русский священник, лечил страждущих не только молитвами, но и специальной книгой врачевания, которую купил в С-Петербурге. Внешне был русским, но в душе якутом, т.е. воспринял якутскую культуру всей душой, а Кулаковский осознанно шел на моделирование письменного языка и принимал активное участие в  дискуссиях по поводу правил якутского языка, он придерживался своего пути (архаического-аллитерационного) [5,2010].  

Между тем, для раскрытия понятия образной географии Татты начала ХХIвека хотелось бы коротко остановиться на проекте «Образная карта – маршрут Таатинского улуса». Таттинский улус проходит через главную (федеральную) магистраль Лена-Магадан, здесь сосредоточены все уникальные музеи республики: с.Черкех- Ытык-Кель, а по трассе располагаются художественные памятники, начиная с Нюргун Боотура-образа богатыря олонхо и до реальных памятников архитектуры ХIХ-ХХ вв.и  скульптур, посвященных основоположникам якутской литературы  Якутии. Описав основные памятники по маршруту Черкех-Ытык-Кель: Куйуурдуур; Олонхосут, Нюргун Боотур, жанровая группа «Кетердер мунньахтара», комплекс Черкехского музея, скульптуры А.Кулаковского, П.Ойунского и А.Софронова и др., можно констатировать, что душа традиционного саха в лице классиков якутской литературы воспета в этих местах, как бы продолжает жить  в поэтике большого Пространства.    

Особенности культурного наследия Таттинского улуса сосредоточены в мифах, преданиях и олонхо. Но образ наследия в культуре, отраженный в произведениях классиков, живет во времени и пространстве, стягивая всех в единое информационное поле начала ХХI в. [6,2019]. На наш взгляд, литературные образы, зародившись в городской среде г. Якутска нач.-сер. ХХ вв., начинают по-новому «проживать» в начале ХХI в. в образах визуальных видов искусства. Тем самым, географические образы, воплощенные в скульптурах начала ХХI в. продолжают сохранять «душу» местности и стягивают пространство мира   современной Татты.       

Литература      1. Замятин Д.Н. Постгеография. Капитализм географических образов. СПб.: Гуманитарная Академия, 2014.- 592с. 2. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. Т.1-3.М., 1955. 3. Покатилова И.В. Пластический фольклор в художественной культуре Якутии. – Новосибирск: Наука, 2013. – 184 с. 4. Покатилова И.В.Образы города Якутска // Арктика. XXIвек. Гуманитарные науки. № 4(10), 2016. Якутск: изд-во СВФУ, с. 99-112. 5. Покатилова Н.В. От устной традиции к письменной в ранней литературе. Новосибирск: Наука, 2010. – 248 с. 6. Покатилова И.В., Ядреева А.П. Формирование нового образа города Якутска в начале XXI века.// Миссия конфессий. Т. 8. Ч. 6 (№41). М., 2019, с. 806-813. 7. Потапов И.А.Первые художники советской  Якутии. Якутск: Кн.изд-во, 1979.- 136 с.

Покатилова Ия Володаровна —  канд.искусствоведения,  доцент кафедры фольклора и культуры ИЯКН СВ РФ, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск. Лукина Анастасия Федотовна — студентка 4 курса отделения народной художественной культуры, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск.