Методика создания иллюстративного словаря топонимов региона на факультативных занятиях по лингвокраеведению
Мethodology for creating an illustrative dictionary of toponyms of the region at optional classes in linguistics
Р.П. Макарова, Л.С. Еремисова
R.P. Makarova, L.S. Eremisova
Аннотация: Главная цель – усвоение наименований, составление иллюстративного словаря топонимов региона, которая являлась бы результатом лингвокраеведческой работы в школе. Методика изучения топонимов на основе комплексного подхода на уроках русского языка реализуется с помощью упражнений с использованием топонимического материала, создания иллюстративного словаря с информацией об этимологии, толковании местностей, привлечения топонимов во внеурочной деятельности учащихся — кружковой, факультативной деятельности. Способы передачи данных должны быть сохранены. Для того, чтобы передать на русский язык, топонимов имело не частичный, а унифицированный характер. Данные исследования позволили выявить языковые процессы, родственные и неродственные.
Abstract: The main goal is the assimilation of names, the compilation of an illustrative dictionary of toponyms of the region, which would be the result of linguistic studies at school. Data transfer methods must be saved. In order to transmit into Russian, the toponyms had not a partial, but a unified character. These studies have revealed linguistic processes, related and unrelated. The methodology for studying toponyms on the basis of an integrated approach to Russian language lessons is implemented through exercises using toponymic material, creating an illustrative dictionary with information about the etymology, interpretation of localities, attracting toponyms in extracurricular activities of students — circle, optional activities.
Ключевые слова: лингвокраеведение, иллюстративный словарь, топонимика Якутии, топонимы. Key words: linguistic studies, illustrative dictionary, toponymy of Yakutia, toponyms.
Лингвистическое краеведение, являясь одним из направлений языкознания, занимается изучением и выявлением географических объектов, являющихся отражением культуры языка, рассматривает слово в качестве носителя знаний о топонимике родного края (происхождения названий населенных пунктов, местностей, озер и рек). «Топонимы не являются простыми терминами географической науки, они обладают яркими культурными компонентами в семантике». Культуроведческое содержание семантики топонимов представляет собой отражение особого страноведческого материала, национальных, культурных и исторических ассоциаций. Значимость топонимов велика, так как они занимают 2-3% словарного фонда языка в общеупотребительной лексике. Наименования географических объектов являются и используются как один из путей моделирования и сформирования фоновых знаний обучающихся. Объем информации, заключенный в топониме, существенен для работы по развитию знаний, навыков и умений полного понимания текста и формирования лингвокраеведческой компетенции обучающихся.
Впервые вопрос о лингвострановедческой интерпретации топонимов поставили Е.М.Верещагин и В.Г.Костомаров, которые отмечали: «Вскрыть второй, собственно языковой план топонима – в этом состоит лингвострановедческая задача» [2]. И, несмотря на то, что в области традиционной топонимики было большое количество исследований, мало таких, главной целью которого являлась бы выделение потенциала географических названий, составление топонимического минимума, способов внедрения географических названий в учебный процесс при помощи разработки иллюстративного словаря топонимов. Совокупность отмеченных моментов является актуальностью нашего исследования.
Объект исследования: выявление культуроведческого значения изучения географических названий, повышение знаний о топонимах, введение их в учебный процесс. Предметом исследования является разработка иллюстративного словаря исчезнувших топонимов на примере Верхневилюйского улуса. Научная новизна работы заключается в том, что одним из первых проводится исследование топонимов Верхневилюйского улуса в лингвокраеведческом аспекте. Принятая в исследовании гипотеза заключается в том, что географические объекты не ограничиваются наименованием, имея сложную структуру значения, они содержат компонент, являющийся культуроносной единицей языка, национальной информации; повышение эффективности при создании иллюстративного словаря и введения в учебные материалы, организованные в соответствии с особенностями структуры и значения. Для подтверждения гипотезы, выдвинутой в исследовании потребовалось решить несколько конкретных задач, преследующих главную цель – усвоение наименований, составление иллюстративного словаря топонимов региона, которая являлась бы результатом лингвокраеведческой работы в школе.
В соответствии с целью формируются конкретные задачи нашей работы: описать структуру значения топонимов для выявления в ней культуроведческого компонента; обосновать принципы и структуру учебного иллюстративного словаря топонимов (на примере данного улуса); описать систему введения географических объектов в учебный процесс; продемонстрировать возможности внеаудиторной учебной работы для введения топонимического материала.
Методология: 1. Изучение топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся расширяется знания о собственных именах в русском языке, о происхождении, значении и толковании географических объектов, особенностей их правописания и склонения. Идет расширение кругозора учащихся, вдумчивое и творческое отношение к культуре и фактам языка. 2. Методика комплексного подхода к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся включает в себя внутриязыковые и экстралингвистические особенности изучения топонимов: внутриязыковой подход к изучению топонимов дает возможность углубить знания учащихся по предмету русский язык; экстралингвистический подход — реализовать культуроведческую компетенцию и расширить кругозор учащихся в области других научных дисциплин на урочных и внеурочных занятиях по русскому языку. 3. Методика изучения топонимов на основе комплексного подхода на уроках русского языка реализуется с помощью упражнений с использованием топонимического материала, создания иллюстративного словаря с информацией об этимологии, толковании местностей, привлечения топонимов во внеурочной деятельности учащихся — кружковой, факультативной деятельности.
Если говорить о Верхневилюйском улусе, то идет процесс создания иллюстративного словаря, которая в дальнейшем поможет обучающимся раскрыть культурный, исторический, этимологический, лексический аспект географических названий. И в последующем этот словарь может послужить материалом для введения в факультативные занятия, уроки (см.Приложение 1). Таким образом, способы и принципы передачи имен собственных должны служить сохранению за объектом уникального имени. Появляется необходимость пересмотра системы транскрибирования топонимии Якутии на русский язык, чтобы передача на русский язык топонимов имело не частичный, а унифицированный характер. Данные исследования позволят выявить языковые процессы, контакты с другими языками, родственными и неродственными (см. Приложение 2).
Литература
- Багдарыын Сюлбэ. Топонимика Якутии: кр. науч.-поп. очерк. — Изд. 2-е, исправлен и дополнен — Якутск: Бичик, 2004. – 192 с.
- Верещагин Е.М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного Методическое руководство/ Е.М.Верещагин,В.Г.Костомаров.- 3-е изд., перераб. и доп.М.: Рус.яз., 1976.- 102 с.
- Иванов И.Е. Топонимика Верхневилюйского улуса.Историко-лингвистическое исследование/И.Е.Иванов,В.Д.Монастырев.- Якутск:Триада, 2005 – 166 с.
- Пекарский Э. К. Словарь якутского языка: в 3-х т. Л.: Издательство Академии наук СССР, 1958. Т. 1. С. I-XX. Стб. 1-1280.
- Пекарский Э. К. Словарь якутского языка: в 3-х т. Л.: Издательство Академии наук СССР, 1959. Т. 2. Стб. 1281-2508.
- Пекарский Э. К. Словарь якутского языка: в 3-х т. Л.: Издательство Академии наук СССР, 1959. Т. 3. С. I-VIII.Стб. 2509-3858.
Макарова Розалия Петровна — старший преподаватель филологического факультета кафедры «Методика преподавания русского языка и литературы» Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Еремисова Лена Сергеевна — студентка 5 курса ФЛФ Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.