Особенности изучения поэмы Е.С. Сивцева – Таллан Бюрэ «Уолан Эрилик» в старших классах
Learning features of the poem “Uolan Erilik” by E.S.Sivtsev-TallanByurein in high school
Захарова Г.А., Слепцова А.Ю.
Zakharova G.A., Sleptsova A.U.
Аннотация: Художественный мир якутского писателя Е.С. Сивцева-Таллан Бюрэ представляет большой интерес среди почитателей его мастерства. К сожалению, его творчество мало изучено, нет полного анализа его произведений. Одной из больших произведений поэта является поэма “Уолан Эрилик”. В статье представлена методика организации и проведения музейных уроков в старших классах, основанные на материалах музея Намского улуса.
Abstract: The art world of the yakut writer E.S. Sivtsev – Tallan Byure is of great interest among admirers of his skill. Unfortunately, his work has been little studied, there is no complete analysis of his works. One of the great works of the poet is a poem “Uolan Erilik”. The article presents the methodology of organizing and bringing museum lessons in high school, based on material from the Namsky ulus museum.
Ключевые слова: методы и приемы изучения поэзии в школе, музейные уроки .
Key words: methods and techniques of studying poetry at school, museum lessons.
В духовном становлении личности ученика большую роль играют уроки литературы, его эстетичность и этическая ценность. И поэзия, и литература вырастают на любви к родному краю. В настоящее время первостепенной значимостью уроков родной литературы являются формирование у школьников навыков творческого чтения и личностно значимого освоения художественного произведения.
В программе «Саха литературата» 10-11 классы (2018 г.) поэма Е.С.Сивцева – Таллан Бюрэ «Уолан Эрилик» изучается в 10 классе. Это произведение представляет историко-литературное зарождение пути и развитие якутской литературы.
Ефрем Степанович Сивцев родился 25 января 1909 г. в Намском улусе. Свое творчество начал в 1929 году, когда начал писать стихи и переводить произведения русских классиков на якутский язык. Этим и стал узнаваемым в литературном мире. Его первая книга стихов вышла в 1937 г. Эта книга привлекла внимание читателей своей оригинальностью поэтического языка и выразительностью образов.
Поэма «Уолан Эрилик» занимает особое место в жизни поэта и якутской поэзии. Она является основным произведением Ефрема Степановича. Поэма издавалась три раза: в 1944, 1963 и 1971 годах. И перед каждым новым изданием автор вносил в текст изменения. Поэт работал над поэмой всю свою жизнь. Начал писать молодым, в 27 лет, и закончил к 62 годам. Это еще раз доказывает, настолько писатель проникся любовью к своему герою, его росту как личности, жизненным постулатам. В этом заключается воспитательный потенциал поэмы – зарождение и становление личности, человека с большой буквы. Поэма состоит из восьми песен и эпилога. Картина дореволюционной жизни якутского народа, его мечта быть свободным – основное ядро поэмы. Жизнь главного героя Уолан Эрилик полна борьбой против богатых и их гнета. И в этой борьбе против кабалы и нищеты личная трагедия героя и его отношение еще глубже раскрывает этот образ. Это видно в периоде жизни, где герой уходит на север и находится в плену у тунгусского племени.
Поэма впервые была напечатана в первом сборнике стихотворений в 1937 г. под названием «Свободный Боотур». Тогда впервые была задана основная мысль и идея произведения. Первый вариант поэмы «Уолан Эрилик» был напечатан в 1941 г. в журнале «Хотугу Сулус». В этом варианте восемь песен и эпилог из завершенного текста были разделены всего на 4 части. Первоначальные творческие идеи автора были отражены в этом тексте. Полный текст был опубликован отдельной книгой в 1944 г.
В 10 классе мы провели урок-экскурсию на тему «Прогулка по родному краю поэта Е.С.Сивцева – Таллан Бюрэ». Целью этого урока было ближе познакомить с жизнью и творчеством поэта. Так же это способствовало развитию творческого мышления, исследовательских навыков и самостоятельности. Для изучения родного края поэта мы разделила класс на три исследовательские группы. При такой организации учителю легче заинтересовать учеников. Так же такая работа организуется по определенным правилам, которые основаны на взаимопонимании, желании помочь и понять друг друга. Основным направлением на моем уроке было использование краеведческих материалов музея им. Е.С.Сивцева –Таллан Бюрэ в с. Бетюнцы Намского улуса на уроке якутской литературы. Литературные материалы приобщают учеников не только к культуре и истории родного края, но и помогают осветить некоторые творческие моменты поэта и глубже осмыслить процесс развития литературы. Урок-экускурия была проведена для того, чтобы внедрить новые формы обучения и воспитания. Экскурсия по родному краю поэта сделала процесс обучения более интересным, качественным и результативным.
Ученики старших классов по своему возрасту, развитию и уровню знаний ещё не способны к глубокому изучению литературно-краеведческого материала. Школьники этого возраста выступают больше как читатели и слушатели произведений. Подготовку к проведению учебной экскурсии мы начали с учетом требований программы и доступности литературно-исторических мест. Самый лучший способ прикоснуться к сердцу поэта – это посетить его родной край, вживую увидеть места, которые вызывали у него вдохновение. Чтобы оставить неповторимое впечатление у учеников, мы не только составили программу и маршрут, но и настроили обучающихся к активному чтению книг о поэте и его произведений. Выученные учениками стихотворения, которые они озвучили во время экскурсии, помогли воспринять окружающее слухом и языком поэта.
На уроках литературы учитель чаще обращает внимание учеников к духовным ценностям прошлого, и дает понять необходимость изучения своих национальных корней, как источник нравственного здоровья, силы и богатства. Краеведение тесно связано с преподаванием литературы, с туризмом и экскурсиям. Краеведческая работа расширяет кругозор учащихся и знакомит с писателем их родного края. Литературное краеведение воспитывает любовь к родному краю и вызывает чувство гордости за свой народ, развивает коммуникативные умения, способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, формирует навыки исследовательской деятельности. Педагогическое краеведение позволяет учителю сделать урок более живым, наглядным и содержательным. С каждым годом литературные экскурсии проводятся всё больше – это играет большую роль, как в познавательном, так и в воспитательном процессе. Во время экскурсии ученики отвечали на вопросы и слушали стихи поэта в исполнении своих одноклассников. Есть большое отличие у уроков в классе и непосредственно на уроках-экскурсиях. В классе дети видят материал через аудио, фото и видеоматериалы, а после экскурсии они могут сказать, что видели тот или иной материал вживую.
Таким образом, урок-экскурсия позволяет не только включить всех учеников в коллективную деятельность, но также она дает возможность каждому обучающемуся одновременно заниматься организацией какой-то деятельности и участвовать в разнообразной групповой работе. Экскурсионная работа помогает воспитывать творческую личность, выходящую в жизнь с активной гражданской позицией. Хотелось бы отметить, что основным местом экскурсии должна быть школа или доступное историческое место, а организатором должен быть учитель родного языка и литературы. Этого требует и специфика работы.
Литература
- Григорьева Л.П. Об особенностях сюжетной структуры поэмы «Уолан Эрилик» Е.С.Сивцева – Таллан Бюрэ (Якутск).
- Н.Е.Винокуров-Урсун, С.Е.Сивцев-Хамалҕа. Сивцев Ефрем Степанович – Таллан Бүрэ «Уолан Эрилик»: поэма, ыстатыйа, ырытыылар (Якутск).
Захарова Галина Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания якутского языка, литературы и национальной культуры Института языков и культуры СВ РФ, г. Якутск.
Слепцова Алена Юрьевна – студентка 5 курса группы ПО-МХК-15 Института языков и культуры народов СВ РФ, Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.