Приёмы изучения образа народного героя на уроках литературы в контексте патриотического воспитания обучающихся
Н. И. Никонова, О. Е. Бугаева
N.I. Nikonova, O.E. Bugayeva
Аннотация: В статье выявлены особенности изучения народного героя на уроках литературы в контексте патриотического воспитания обучающихся билингвальной школы. Определены методические пути и приемы анализа образа народного героя на примере изучения поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» в 8 классе. Определено, что использование писем фронтовиков, сопоставительная характеристика героев двух этносов способствуют развитию гражданской ответственности учеников.
Abstract: In the article the peculiarities of studying the folk hero in literature lessons in the context of patriotic upbringing of students of bilingual school are revealed. Methodical ways and methods of analysis of the image of the national hero are determined on the example of the study of the poem AT. Tvardovsky’s «Vasily Tyorkin» in 8th grade. It is determined that the use of film fragments, letters of the veterans, the comparative characteristics of the heroes of the two ethnic groups contribute to the development of the civil liability of the students.
Ключевые слова: образ народного героя, патриотическое воспитание, прием «шкатулка», билингвальное образование.
Key words: image of the national hero, patriotic education, reception «box», bilingual education.
На сегодняшний день патриотическое воспитание обучающихся является одним из приоритетных задач, которые поставлены перед системой образования. Так, под патриотическим воспитанием в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» понимается систематическая и целенаправленная деятельность, направленная на формирование «гражданской ответственности за судьбу страны, сопричастности к истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [2].
Наиболее мощным потенциалом для патриотического воспитания обладают уроки русской и родной литературы. Именно в них содержится весь опыт предыдущих поколений, с помощью которого возможно «проникнуть в глубины народного сознания, национального менталитета и традиций» [3, 2009: 27].
Очевидно, что современное патриотическое воспитание следует рассматривать в тесной связи с народной педагогикой, где огромная роль отводилась понятию «идеал». Оно выражалось в образах народных героев, былинных и сказочных персонажей, которые представляли собой образец настоящих патриотов. К ним относятся такие персонажи, как богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, князь Александр Невский, Иван Сусанин, Тарас Бульба и Василий Теркин. Все они представляют идеалы русского народа, наделенные лучшими нравственными и физическими качествами. Поэтому очень важно, чтобы молодое поколение воспитывалось на их примерах.
Так, на уроках русской литературы в 8 классе при знакомстве с поэмой А.Т. Твардовского «Василий Теркин» [4, 2019], для полного понимания образа его главного героя, мы предлагаем, во-первых, ознакомить детей с главами, которые не представлены в учебнике («Поединок», «Сто страниц минуло в книжке»), во-вторых, применить различные средства наглядности и, в-третьих, познакомить их с письмами солдат, которые приходили автору с фронта. Это позволит раскрыть роль произведения и образа твардовского героя во время Великой Отечественной войны.
Для расширения культурного кругозора обучающихся на уроках литературы в билингвальных классах необходимо включение регионального компонента: сопоставление образов народных героев двух этносов. Так, используя прием «Волшебная шкатулка» [1], мы организовали работу в группах: первая группа характеризовала Василия Теркина, вторая — Егора Чээрина (повесть Т.Е. Сметанина «Егор Чээрин») [5, 1947]. После заполнения шкатулки дети пришли к выводу, что оба героя – смелые, сильные, находчивые и веселые ребята, которые защищают свою Родину на фронте и совершают храбрые поступки.
Авторы заложили в образы народных героев черты всего народа и наделили их характерными чертами. Например, Егор Чээрин, как и якутский народ, был более близок к природе: мог отлично ориентироваться в лесу, занимался на родине охотой (это помогло ему также и «в охоте» на врагов) и был прекрасным стрелком. И хоть они и вымышленные персонажи, но все равно остались в памяти своего народа как образцы смелости, мужества, геройства, о которых помнят до сих пор и будут помнить всегда, потому что они народные герои.
На завершающем этапе учащимся было дано творческое задание — каждая группа должна придумать свою историю про Тёркина. Для вдохновения детям приводились примеры подвигов русских и якутских солдат, а также работы известных фотокорреспондентов времен Великой Отечественной войны, чтобы дать представление о тяжелых испытаниях, которые пришлись на долю каждого солдата, а также поможет понять их героизм, силу духа, мужество и находчивость.
В конце урока провели небольшое анкетирование с целью выявления эффективности нашей работы над патриотическим воспитанием обучающихся. Их ответы свидетельствуют о развитии патриотических чувств. Мы попросили учащихся написать свои ассоциации к словам «патриотизм» и «народный герой» (см. таблица 1).
Ассоциации к словам «патриотизм» и «народный герой»
Таблица 1
Слово-стимул | Ответы учащихся |
Патриотизм | любовь к Родине, героизм, солдат, гордость, Отечество, защита, единство, преданность своей стране. |
Народный герой | патриот, защитник, сильный, храбрый, подвиг, образ всего народа, лучшие качества и т.д. |
Произведения о Великой Отечественной войне обладают огромной воспитательной возможностью, храня в себе историческую память о героических и трагических событиях страны, яркие примеры патриотизма и сплоченности общества. Поэтому при изучении поэмы «Василий Тёркин», мы стремились наиболее полно раскрыть образ солдата на войне, его героизм, патриотизм и силу духа примерами подвигов, писем с фронта, изображений войны на фотографиях военных корреспондентов.
Таким образом, мы рассмотрели возможности изучения образов народных героев на уроках литературы в 8 классе в контексте патриотического воспитания. В русской литературе полно образов народных героев, подвиги которых сохранились в памяти народа и сквозь века, служившие ему ориентиром, идеалом, к которому надо стремиться. Такие образы есть у каждого народа. Поэтому в билингвальной школе целесообразно проводить на уроках литературы сравнительно-сопоставительную работу образов народных героев разных этносов. Такой подход позволит осуществить воспитание обучающихся в духе патриотизма и дружбы народов в процессе обучения.
Литература
- Гладко М.П. Методический прием «Волшебная шкатулка»: описание, рекомендации к использованию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pedsovet.su/metodika/priemy/6394_priem_volshebnaya_shkatulochka
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/21341/
- Райхлина Е.Л. Подготовка студентов педагогического вуза к патриотическому воспитанию школьников / Л.Е. Райхлина // Казанский педагогический журнал. – 2009. — №4. – С. 25-31
- Твардовский А.Т. Василий Теркин: [сборник] / А.Т.Твардовский. – Москва : Издательство АСТ, 2019. – 320 с.
- Сметанин Т.Е. Егор Чээрин / Т.Е. Сметанин. – Якутск : ЯКГИЗ, 1947. – 62 с.
Никонова Надежда Ильинична –кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск.
Бугаева Оксиния Егоровна — студент 5 курса обучения филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.