Залуцкая С.Ю., Рождественская М.М.

Ролево-деловая игра как средство развития творческих способностей обучающихся

Role-playing business game as a means of developing students’ creative abilities

С. Ю. Залуцкая, М. М. Рождественская

S.Yu. Zalutskaya, M. M. Rozhdestvenskaya

Аннотация: В данной статье представлена характеристика такой игровой технологии, как ролево-деловая игра. Описаны её потенциальные возможности в развитии творческих способностей обучающихся, в том числе и на уроках литературы.

Ключевые слова: игровые технологии, ролево-деловая игра, урок литературы.

В современном информационном обществе передача информации осуществляется со стремительной скоростью, увеличивается ее объем, знания быстро устаревают и обновляются, темп жизни требует от сегодняшних детей, таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, искать нестандартные пути решения задач, а это невозможно без умения работать творчески. Поэтому проблема развития творческих способностей обучающихся и воспитания активной личности остается актуальной. Готовность выпускников средней школы к творческой деятельности во многом определяет их будущий успех в профессиональной сфере. В связи с этим перед образовательными организациями стоят новые прогрессивные задачи, суть которых заключается в обращении к личности ребенка, в раскрытии его творческого потенциала.

Раскроем содержание понятия «творческие способности». В психолого-педагогической литературе существуют несколько взглядов на сущность понятия «творческие способности». Согласно первой позиции, сторонниками которой являются Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, «способности – это система обобщённых психических действий» [5; 8]. Другая точка зрения (К. К. Платонов, В. Э. Чудновский и другие) основывается на представлении о способностях как об «индивидуально-психологических особенностях личности, которые обеспечивают успешность осуществления какой-либо деятельности» [7]. Существует и такой подход, которого придерживаются исследователи  Т. И. Артемьева, Б. М. Теплов: способности рассматриваются ими как «индивидуально-психологические особенности человека, выражающий его готовность к овладению определёнными видами деятельности и их успешному выполнению»[1; 9]. Таким образом, рассмотрев разные точки зрения по данному вопросу можно утверждать, что творческие способности определяют как индивидуально-психологические особенности человека, возникающие в процессе  деятельности, что ведет к её успешному выполнению или появлению субъективно/объективно нового продукта. Творческие способности, как и другие способности, проявляются и развиваются только в деятельности. Успешное развитие творческих способностей в процессе обучения возможно на основе системы таких учебных заданий, которые требуют от учащихся оригинального подхода. В связи с этим возникает потребность в разработке заданий и использовании методов и приёмов преподавания, применение которых на уроках будут развивать творческие способности учащихся. Применение игровой деятельности на уроках литературы является важным методическим средством для развития творческих способностей обучающихся.

Игра – значимый источник совершенствования личности, создает зону ближайшего развития. Так, например, Л. С. Выготский отмечал, что действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов – все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития [4]. С. Л. Рубинштейн подчеркивает, что в игре ребенок развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности: «Игра есть практика развития, осмысленная деятельность, служащая естественным выражением индивидуального отношения личности к окружающему миру» [8]. Известные исследователи методов активного обучения Я. М. Бельчиков и М. М. Бирштейн подчеркивают, что деловая игра – средство развития творческого мышления, в ходе ее «человек приобретает способность анализировать и решать новые для себя профессиональные задачи, имитирующие вполне конкретные условия производства, деятельность и отношения работающих» [2].

Деловая игра имитирует реальную профессиональную деятельность, определенные жизненные ситуации, на которые ориентируются обучающиеся в зависимости от направленности образования. В игре имитируется актуальная проблемная ситуация, такая рабочая обстановка, которая может произойти в действительности. Моделирование ситуации позволяет участникам игры экспериментировать, применять разные стили поведения на практике и совершать ошибки, которые в реальности не допустимы. Использование в обучении деловых игр позволяет раскрыть творческий потенциал участников, осуществить более интенсивный обмен идеями между ними, находить более удачные способы разрешения сложных жизненных обстоятельств. Как отмечают все исследователи этой темы, необходимо соблюдать главное требование такого метода обучения – «все изучаемые проблемы должны быть максимально приближены к реальности и должны быть связаны с профессиональной деятельностью участников» [3]. Деловые игры имеют сценарий, в который заложен алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения. Участники игры сразу видят результаты своих ответов. «Во время деловой игры часто применяется исследовательский подход к темам литературных произведений, который помогает рассматривать жизнь литературного героя как учебное исследование». В процессе игры внимание школьников обращено на те детали, которые при обычном изучении литературного произведения проходят мимо их внимания [3].

В структуре учебного процесса на основе игры выделяют четыре этапа деловой игры. Это ориентация (учитель представляет изучаемую тему, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются, дает характеристику игровых правил и обзор будущего хода игры), следующий шаг – знакомство со сценарием. Третий этап – проведение игры, во время которой фиксируются следствия игровых действий. Затем проходит обсуждение игры, во время которого учитель обращает внимание на восприятие учащихся и возникшие трудности. «Деловые игры применяются как средство обучения школьников и формирование их личностных и деловых качеств» [2]. В педагогической деятельности широко применяются ролевые игры, являющиеся мощным образовательным средством. Под ними понимаются разные виды игровой деятельности: драматизации, инсценировки. Она всегда носит обучающий характер. В литературе отмечают, что ролевая игра выполняет воспитательные функции [11]: учащиеся проявляют самостоятельность при решении вопросов, возникших в сценарии;  личный опыт переносят на предлагаемую в игре ситуацию;  работа над единой целью вырабатывает целеустремленность; совместные коллективные действия воспитывают коммуникабельность; являясь членом единого коллектива, ученик чувствует ответственность за свои действия и решения;  проживая сценарную ситуацию, ребенок яснее начинает понимать смысл и значение многих явлений, с которыми он сталкивался в реальности [6].

В игре проявляются и развиваются особенности мышления и воображения личности, его эмоциональность, активность. Для каждой конкретной обучающей задаче и возраста участников требуется своя форма организации игры. В игре используются приемы и методы, направленные на развитие мысленной деятельности каждого ученика. Игровые методы и приемы способствуют развитию познавательных интересов, памяти и мышления, восприятия, воображения, творческих способностей, поэтому игровая деятельность выступает как один из самых эффективных методов в учебном процессе. Таким образом, использование ролево-деловых игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность учащихся, познавательную активность, развивает творческие способности, память, наблюдательность, мышление, внимание, поддерживает интерес к изучаемому предмету.

Залуцкая Светлана Юрьевна –  кандидат филологических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имение М. К. Аммосова, г. Якутск.

Рождественская Милана Михайловна – студентка 5 курса отделения русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имение М. К. Аммосова, г. Якутск.