Залуцкая С.Ю., Казакова А.Н.

Специфика применения кейс-технологии на уроках литературы
The specifics of the use of case technology in literature lessons

С. Ю. Залуцкая, A. Н. Казакова

S.Y. Zalutskaya, A. N. Kazakova

Аннотация: В данной статье рассматривается специфика применения кейс-технологии на уроках литературы. Даетсяхарактеристикадеятельностипреподавателяиобучающихсяприобучениипокейс-технологиям

Ключевые слова: кейс-технология, case-study, урок литературы. Keywords:case technology, case-study, Literature lesson.

Для повышения интереса у обучающихся на уроках литературы необходимо в процессе обучения применять современные, эффективные технологии. Особенность кейс-технологии заключается в том, что учителем составляются учебные материалы с заданиями в виде кейсов для самостоятельного изучения обучающихся. В ходе урока обучающиеся должны ознакомиться с кейсом и выполнять представленные задания. При этом будет целесообразной использование парной или групповой формы работы. Рассмотрим несколько определений кейс-технологии, которые дают современные исследователи. Так, например, специалисты считают, что кейс-технологии или технологии анализа конкретных ситуаций «case-study» – «метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в выявлении, отборе и решении проблем; работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов, работа с предположениями и заключениями, оценка альтернатив, принятие решений, слушание и понимание других людей – навыки групповой работы»  [2, 2002: 21-44]. Другой подход к толкованию базового для исследования понятия позволяет определить кейс-технологию как«метод проблемно-ситуационногоисследования, основанный на обучении путем решения конкретных задач или ситуаций. Кейс-технологии основывается на разборе конкретныхучебныхситуаций, которые специально разработаны или подобраны педагогом на основе учебного материала, с целью обучения молодых людей проводить анализ проблемных ситуаций, также развить навыки групповой работы, принимать решения и т.д.» [1.2011: 2].

Таким образом, приходим к закономерному выводу, что кейс-технология – это одна из эффективных форм обучения, где при решении выявленных проблем формируются определенные знания, умения и навыки. Суть кейс-технологии состоит в том, что в результате активной самостоятельной деятельности обучающихся должны быть сформированы новые знания, активно применяемые в практической деятельности. При изучении и анализе художественных произведений не всегда бывает единого точного ответа на поставленные проблемы. Литература –учебный предмет, где у обучающихся должны развиваться художественное мышление, творческая культура. Основой преподавания литературы в школе является формирование нравственной личности. В современном мире остро ощущается духовный кризис у общества. Именно поэтому в процессе обучения обучающиеся должны работать самостоятельно добывать информацию, находить правильные пути решения проблем, уметь взаимодействовать остальными учениками, анализировать свою деятельность, делать выводы. Использование кейс-технологии на уроках литературы позволит глубже осваивать произведение, прочувствовать те или иные поступки героев, развивать аналитическое мышление.

Урок литературы, прежде всего является творческим процессом, где формируется мировоззрение, мировосприятие у обучающихся. Задача кейс-технологии на уроке литературы: зарождение у обучающихся интереса к обучению; эффективное усвоение материала; самостоятельные поиски путей решения учебных вопросов; умение работать в коллективе- формирование у обучающихся собственного мнения.

Изучив данную технологию, составили краткую схему-таблицу обучения по кейс-технологии на уроке литературы (см. таблицу 1):

Характеристика деятельности преподавателя и обучающихся при обучении по кейс-технологиям

  Деятельность учителя Деятельность учеников
На этапе подготовки к уроку — построение плана и хода урока; — подготовка и составление кейса; — подбор кейсов, составление списка нужной литературы; — разработка хода урока.   — подготовка к уроку по теоретическим материалам.
В ходе урока — организация обсуждения кейсов; — управление и руководство коллективной работы; -обеспечение дополнительными материалами.   — ознакомление с кейсом; — ознакомление с литературой; — обсуждение, самостоятельная подготовка; — изучение дополнительного материала для полного освоения информацией по теме задания; — разработка вариантов решения поставленных проблем.  
В конце урока — создание итогового обсуждения; — оценивание деятельности учеников. — предоставление готового материала и отстаивание своей версии решения задания; — выслушивание точек зрения других участников; — рефлексия.  

При работе с кейс-технологией учитель должен лишь регулировать учебный процесс, общую организацию урока, подготовка заданий и вопросов, помощь в обсуждениях, консультация учеников, контроль порядка выполнения кейсов. Результат решения вопросов по кейсам может быть показан в виде устного выступления, отчета, защиты проекта, презентационного материала. Создание обстановки общения, где присутствует открытость, взаимодействие учеников, накопление знания, взаимный контроль и итог. Можно выделить достоинства применения кейс-технологии на уроке литературы: повышается учебная мотивация в ходе активной учебной деятельности; Получение обучающимся огромного опыта поиска и решения учебных задач; развитие коммуникативной и читательской компетенций; формируются навыки самоанализа и самоконтроля.

Кейс-технология объединяет теорию и реальность в учебные задачи, которые обсуждаются и решаются преимущественно в небольших группах, причем теория не иллюстрируется примерами, а осваивается в процессе изучения и анализа примеров. [3, 2000: 56]. Кейс-метод «раскрывает творческий потенциал, учит думать и действовать по-иному не только студентов, но и педагога. Этот метод способствует демократизации учебного процесса, формированию у преподавателей прогрессивного мышления, повышает мотивацию педагогической деятельности» [4, 2002: 140].

Таким образом, работа с кейс-технологиями на уроках литературы существенно повышает уровень мотивации обучения у школьников. Упор обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его применение в конкретной деятельности, на сотворчество обучающегося и преподавателя. Поэтому принципиальное отличие кейс-технологии от традиционных методов обучения являетсяболее доступный подход в процессе обучения, когда обучающиеся взаимодействуют друг с другом и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.  Конечными результатами применения технологии являются не столько знания, сколько навыки профессиональной деятельности.

Литература

  1. Антипова М. В. Метод кейсов (case-study): методич. пособие для преподавателей /М. В. Антипова. – М.: «МарГТУ», – 2011. – С. 2
  2. Долгоруков А.М. Сase-stady как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. С. 21-44
  3. Смолянинова О. Г. Информационные технологии и методика сase-study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза // Труды II Всероссийской научно-методической конференции «Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации». Красноярск, 2000. – С. 56
  4. Сурмин Ю. П. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. – С. 140

Залуцкая Светлана Юрьевна – профессор, кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имение М. К. Аммосова, г. Якутск.

Казакова Анна Николаевна – магистрант 2 курса отделения методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имение М. К. Аммосова, г. Якутск.