Создание электронного справочника «Знакомство с Якутией (для иностранных студентов)»
Creating an electronic reference book » Getting to know Yakutia (for foreign students)»
Е.В. Дишкант, К.В. Новикова
E.V. Dishkant, K.V. Novikova
Abstract: The article explores ways to create an electronic reference book, provides examples of how to create and structure a reference book that can be used both on laptops running the Windows operating system, and on tablets running the Android or IOS operating system. This Handbook, developed as an informative tool for automating historical and cultural research, will be useful for accumulating other thematic data and for teachers.
Ключевые слова: Электронный справочник, гиперссылка, ЭВМ, моделирование, электронное средство
Keywords: Electronic reference book, hyperlink, computer, modeling, electronic tool
Гипертекстовые компьютерные системы — это средства хранения в ЭВМ сложной документации, в которой представлены связи между ее темами, разделами, понятиями и терминами. Пользователь имеет дело с электронным справочником которую можно не просто листать, а просматривать на экране дисплея вдоль ее ассоциативных связей в любых направлениях, быстро переходя к расшифровкам терминов или участкам текста, раскрывающим смысл понятий. Семантические сети представляют собой метод записи информации в компьютерных системах искусственного интеллекта. Это модели для представления в памяти машины сложных наборов взаимосвязанных понятий, объектов, фактов. Отношения и связи понятий друг с другом образуют сеть, описывающую структуру и смысл (т.е. семантику) определенного фрагмента знаний.
Электронная инструментальная среда (программа) электронное средство обучения, которое позволяет моделировать сложные технологические процессы, создавать проекты, чертежи, расчеты за счет использования трехмерной графики, анимации и других свойств компьютера («Autokad»), «Хирургия глаза», позволяет моделировать процесс производства оперативных вмешательств на глазах. Электронная образовательная среда учебного заведения понятие более широкое должна включать различные электронные образовательные средства: курсы мультимедиа лекций, курсы семинарских занятий и комбинированных уроков, электронные учебники. Электронная библиотека курса может включать электронную образовательную среду учебного заведения и образовательные ресурсы Интернета.
Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные. В отличие от вышеописанных компонент, компьютерные модели, как правило, не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их конструирование из отдельных элементов. К тренажерам могут быть отнесены также и компьютерные задачники. Компьютерный задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.
Электронный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента. Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами.
Возможности обычных средств ограничены. Традиционный учебник вмещает в себя небольшое количество учебных материалов и инструкций для самостоятельных работ студентов. Он не включает материал для углубленного изучения дисциплины, так как это нарушает логическую и дидактическую стройность содержания. Преимущества электронных средств обучения в том, что они позволяют обучаться не только «здесь и сейчас», но и дистанционно, а также, технология обновления научной и учебной информации в электронных средствах обучения, по сравнению с печатными изданиями, выигрывает в финансовом плане. Электронные средства обучения обладают интерактивностью, при этом студент становится субъектом образовательного процесса.
Как показывают результаты опроса, до приезда в Россию многие иностранцы мало знали о РС(Я), большинство их знаний о Якутии было связано от поверхностных наблюдений и слухов. Идея создания справочника в том, чтобы любой иностранный студент, который желает получить более глубокое представление о нашей республике, может непосредственно познакомиться с помощью этого справочника.
Методологической основой исследования стали идеи целостного системно-структурного подхода к процессу онлайн — обучения русскому языку иностранных студентов. При разработке любого ЭСО выделяют два этапа: 1 — подготовительный, 2 — сборка ЭСО. Подготовительный этап включает: выбор источников для отбора содержания, разработка оглавления, переработку текстов в модули по разделам и создание Help (помощи), реализацию гипертекста в электронной форме, выбор, создание и обработка материала для мультимедийного воплощения (видеосюжеты, звуковое сопровождение, графические изображения).
Содержание дисциплины должно соответствовать стандарту специальности и уровню получаемого образования. В настоящее время актуальны стандарты третьего поколения, ориентированные на компетенции. Поэтому желательно содержание разрабатывать в компетентностном формате. Должно быть выделено содержание, в которое вводится введение, основная часть состоит из разделов, глав, тем. Во введении обосновывается актуальность данного электронного издания. Издание аннотируется, указывается аудитория на которую рассчитано данное электронное обучающее средство.
Пример разбивки содержания на разделы: основная часть, инвариативная – обязательное содержание дисциплины по стандарту; дополнительная часть – вариативная, служит для углубленного изучения материала, расширения кругозора, повышения мотивации. В пособии отдельно выделяется глоссарий, список литературы и Интернет источников. Сборка Учебника (пособия) – это заключительный этап производится тогда, когда разработаны все три блока: информационный, обучающий, контролирующий. При сборке пособия оно дополняется инструкциями по эксплуатации
Название справочника «Знакомство с Якутией». Выбрали такое общее название справочника, потому что хотим, чтобы справочник обогащался, и в будущем добавлялись другие разделы. Например: «Об известных писателях», «О мелодистах» и т.д. Вторая страница содержит советы пользователям как работать со справочником. Далее идет информационный блок, который начинается с карты Якутии. На нем названия населенных пунктов записаны по названиям почтовых отделений, которые отличаются от сегодняшних названий и мало кто знает. Поэтому приводится таблица названий населенных пунктов. С карты Якутии переходим по гиперссылке на визитки народов, т.к. в некоторых наслегах живут несколько народов. С визитки переходим на другой блок про культуру и обычаи народов. Далее, если имеется, идет переход на дополнительный материал.
Таким образом, наш справочник позволит получить нужную информацию, чтобы процесс их адаптации, точнее иностранных студентов, проходило более болезненно. Мы познакомились с технологией создания ЭСО. Приобрели практические навыки и умения работы на Power Point;
Литература
1. Baza-referat.ru/технология создания_электронного_учебного_пособия. 2. Wecherkina.ru/ создание электронного пособия.html. 3. Www/slideshare.net/liketaurus/ss-2898496
Дишкант Елена Валерьевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Новикова Куннэй Викторовна — студентка 3 курса отделения русского языка как иностранного филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.