Совершенствование читательской компетенции в процессе подготовки и проведения творческих зачетов в старших классах
Improving reading competency in the process of preparing and conducting creative tests in high school
М.Я. Мишлимович, Ю.М. Захарова
M.Ya. Mishlimovich, Yu.M. Zakharova
Аннотация: В статье поднимается вопрос совершенствования читательской компетенции в процессе подготовки и проведения творческих зачетов в старших классах. Рассмотрены отдельные виды творческого зачета и представлен опыт проведения литературной гостиной по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Сделан вывод о высоком образовательном, развивающем и воспитательном потенциале различных форм творческого зачета.
Abstract: The article raises the question of improving readership in the process of preparing and conducting creative tests in high school. Certain types of creative standings are considered and the experience of holding a literary drawing room based on the comedy by A.S. Griboedov «Woe from Wit.» The conclusion is made about the high educational, developmental and educational potential of various forms of creative standings.
Ключевые слова: читательская компетенция, творческий зачет.
Key words: reading competence, creative standings.
В формировании и духовном становлении личности чтение играет одну из важнейших ролей. С помощью чтения человек наследует социальный и культурный опыт человечества. Читая одну книгу за другой, он постепенно прокладывает дорогу к самосовершенствованию.
Как же совершенствовать читательскую компетенцию в современных условиях? На наш взгляд, эффективно развивать её и поддерживать читательскую атмосферу уроков помогут внеклассные мероприятия, в том числе и проводимые в форме творческого зачета. Впервые этот вид дополнительного образования был теоретически разработан и многократно проверен на практике нашим научным руководителем, профессором Кафедры методики преподавания русского языка и литературы СВФУ им. М.К. Аммосова, М.Я. Мишлимович. Содержанием творческого зачета могут стать как биография писателя, так и произведения, входящие в школьную программу или систему дополнительного литературного образования и художественные интерпретации.
Творческий зачет может проводиться в форме литературной гостиной, конкурса чтецов, музыкально-поэтическоговечера, интеллектуальной игры, ролево-деловой игры, написания проекта или исследовательской работы, составления литературного альманаха… Подробнее рассмотрим их отдельные виды.
Музыкально-поэтический вечер – это, как правило, заранее подготовленная и отрепетированная литературная композиция, ставящая своей целью воспитание бережного отношения к слову, формирование эстетического вкуса к литературе при изучении лирических произведений. При подготовке к музыкально-поэтическому вечеру учащимся необходимо уметь не только выразительно читать стихотворения, но и «погружаться» в поэтический текст, понимать главную мысль стихотворения, мотивы лирического героя. Ученик должен знать биографию поэта, иметь представление о том времени, в котором он жил и творил, а затем суметь передать эти знания и ощущения своимзрителям. Такой вид творческого зачета вызывает у учеников положительные эмоции, учит правильно и уверенно держаться на сцене, прививает любовь к поэзии.
Способствовать развитию читательской компетенции могут и ролево-деловые игры. Их разновидностями являются уроки-суды, уроки-пресс-конференции, уроки-заседания (редакции журнала, труппы, Художественного Совета театра, киностудии). При проведении ролево-деловых игр за учащимися закрепляются ролевые функции. Ученик «вживается» в образ литературного героя, старается показать его характер и внутреннее состояние, основываясь на его поступках и речи в художественном тексте, на авторской оценке. Он вступает в диалог с другими «актерами», дает волю воображению и импровизации. Качественное выполнение ролей требует от учащихся глубокого осмысления прочитанной книги, понимания своей роли и места в общем деле, умения взаимодействовать со всеми участниками ролево-деловой игры. Таким образом, обучение в форме ролево-деловой игры обеспечивает высокий уровень познавательной и творческой активности учащихся.
В системе дополнительного литературного образования плодотворным может быть обращение к проектной технологии. Учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования. Целью любого проекта являются поиски решения проблемы. Эта проблема должна быть общезначимой, важной для всех, кто работает над проектом. После нахождения темы и целеполагания класс распределяется на группы, каждая из которых берет на себя подпроект – одну из частей общего проекта. Начинается отбор и изучение материалов: художественных текстов, писем, дневников, документов, ресурсов из Интернета, фотографий и т.д. На этом этапе от групп требуется умение вычленять главную информацию, отбирать самое необходимое и ценное. Кульминацией проектной деятельности становится защита подпроектов, на которой оценивается не только итог работы, но и весь процесс выполнения проекта. Такая форма творческого зачетане только мотивирует интерес к чтению и познавательной деятельности на уроках литературы, но и развивает общеучебные, метапредметные умения, способствует совершенствованию коммуникативной и речевой компетенций.
Подробнее рассмотрим вопрос совершенствования читательской компетенции на примере литературной гостиной, проведенной в 9 классе после изучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Первым этапом подготовки стало целеполагание и распределение заданий. На этом этапе учителю очень важно заинтересовать учеников, мотивировать их на активную деятельность, задать нужный тон предстоящей работе, от этого во многом зависит то, насколько удачную, интересную тему выберут учащиеся, как определят содержание и цель литературной гостиной. Мы предложили следующие темы: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…», «А судьи кто?», «Век нынешний и век минувший», «Мильон терзаний Александра Чацкого», «Грибоедов в театре». Девятиклассники выбрали тему «Век нынешний и век минувший». Затем следовало распределение ролей и обязанностей. У нас получилось две группы: первая взяла на себя музыкальное и художественное оформление литературной гостиной, вторая — непосредственное участие в инсценировке.
Второй этап подготовки включал сбор информации и репетиции. На этом этапе был написан сценарий, изготовлены реквизиты, подобрано музыкальное и визуальное сопровождение и костюмы. Учащиеся отрепетировали номера. На третьем этапе работы состоялась литературная гостиная.Это кульминационный момент деятельности творческих групп, в котором был отчетливо виден итог совместных творческих и мыслительных усилий. Заключительным, четвертым этапом, стала рефлексия (самоанализ), во время которой ученики делились впечатлениями, оценивали свою деятельность, трудности. В заключение были зачитаны фрагменты из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и письма А.С.Пушкина о «Горе от ума» А.А.Бестужеву.
Как видим, различные формы творческого зачета доставляют много трудностей ученикам и учителю, требуют значительных затрат времени и сил, но их образовательный, развивающий и воспитательный потенциал очень велик, потому что в процессе организации и проведения творческих зачетов, несомненно, совершенствуется читательская компетенция, повышается интерес к чтению и изучению классической литературы.
Литература
1. Мишлимович М.Я. Углубленное изучение литературы в профильных гуманитарных классах. – М., 2007. — С. 90-113.
Мишлимович Мира Яковлевна – кандидат педагогических наук, профессорКафедры методики преподавания русского языка и литературы СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск.
Захарова Юлия Михайловна–магистрант 1 курса Кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.