Традиции и личность: основы нравственного воспитания в кочевой школе Севера
Traditions and personality: the foundations of moral education in the nomadic school of the North
С.Р. Прибылых, Я.В. Слепцова
S.R. Pribylykh, Y.V. Sleptsova
Аннотация: В статье рассматривается специфика народной педагогики как один из важнейших аспектов кочевой школы Севера в формировании нравственного воспитания; раскрываются возможности тьюторского подхода в кочевой школе.
Ключевые слова: традиции, личность, кочевая школа Севера, тьюторская позиция, учитель кочевой школы, нравственное воспитание.Key words: traditions, personality, nomadic school of the North, tutorial
position, teacher of a nomadic school, moral education.
Актуальность темы статьи обусловлена рядом фундаментальных обстоятельств, характеризующих полилингвальное коммуникативное пространство Республики Саха (Якутия) в целом и в арктических районах республики в частности. В республике функционируют два государственных (русский и якутский), пять официальных (эвенкийский, эвенский, юкагирский, чукотский, долганский) и один рабочий (английский) языки. На территории республики 13 арктических районов, где сосредоточены основные места проживания малочисленных народов Севера. В данной социолингвокультурной ситуации на уровень владения русским языком значительную роль оказывают факторы: доминирующего языка, проникающего и в глубинные участки языкового сознания нерусских; стереотип речевого поведения в зависимости от сферы общения и лингвистические проблемы – снижение общей культуры речи, нарушение и недостаточная кодификация литературных норм русского языка [4, 2013: 182-184].
Я.А. Коменский разработал идею «материнской школы» на основе принципа природосообразности, обобщения народного опыта воспитания. Г. Песталоцци всвоейработе «Книга для матерей» обобщил опыт швейцарской народной педагогики, и был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе.
Важным фактором сохранения и развития традиций народной педагогики является изучение в школах и детсадах своего родного языка. Через родной язык человек приобщается к культуре, истории, традициям своего народа, приобретает особенности национального характера и образа мышления. Этнопедагогическое, культурологическое образование по самой сути может и должно быть направлено на формирование внутреннего мира человека. Сочетание национальной культуры с общечеловеческой позволяет познать национальную специфику своего народа, глубже понять и увидеть своеобразие другого народа [1, 1999: 168].
Изучение опыта предков позволяет не только глубже изучить историю, культуру, быт народов, населяющих Север, но и учит проявлять уважение к трудолюбивому, мужественному и мудрому народу. Не зря заповеди предков гласят: «Предки твои были сильнее, даже умнее тебя, сохрани на память и продолжай их дело» (Основной фонд краеведческого музея Тополинской средней школы).
Совместно с родителями, общественностью, педагогическими коллективами Тополинской средней общеобразовательнойшколы и детского сада «Олененок» (Томпонский район Республики Саха (Якутия), был разработан проект «Сетевое взаимодействие опорной средней общеобразовательной школы и кочевой сад — школы «Айлик», где учитывается традиционный уклад быта, труда и хозяйствования [2, 2009: 70-78]. Детсад-школа «Айлик» Томпонского наслега функционирует в кочевых родовых общинах во взаимодействии с опорной школой. Это особый вид школы семейного типа, охватывает детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кочующая детсад-школа представляет собой органический компонент инфраструктуры родовой общины, ее социально-педагогической деятельности, которая привлечет внимание и повысит ответственность родителей, учителей, руководителей общин в качественном обучении и воспитании [3, 2010: 101].
Во время учебы в кочевом детсаду-школе «Айлик» под руководством учителей дети занимаются исследованием обрядов, оберегов и запретов коренных народов Севера. В течение многих столетий народы Севера уважали и соблюдали охотничьи обряды, философия их состояла в том, чтобы помочь людям выжить в суровых условиях тайги и тундры. Например, перед выездом на охоту и после возвращения, независимо от результатов охоты, первым делом, следовало покормить дух огня (ни в коем случае это не должно быть мясо или рыба), так как он дает тепло и свет, а значит жизнь. При этом угощая дух огня, едва слышно говорились слова благодарности или просьбы. Такой же обряд проводился при переезде на новое стойбище, важным являлось то, что кормить костер должен самый взрослый и мудрый член семьи. Есть у народов Севера одна особенность, они испокон веков делились всем, чем могли, с ближними. В народе говорят: «Первую добычу раздели с друзьями, и станешь удачливым охотником». Запреты — обереги бытовали в разных, полных и сокращенных формах. Например: Не надевай унты без травяной стельки, если отправишься куда – либо без стельки, то вернешься, ничего не добыв; Не плюй на огонь, а то придет беда; Не играй со свечкой, будут сниться кошмары; Про медведя говорят «абага (дедушка)», его почитают, уважают, имя произносят тихо, запрещалось выкрикивать; Нельзя кричать в лесу, а то придет беда; Не будь жадным, и не останешься одиноким; Не вылавливай из реки всю рыбу – оставь потомкам; Обижать своих соседей – то же, что дразнить медведя; Не дразни старого человека, а то вырастешь глупым.
Педагогика труда — одна из сильнейших традиций. С раннего возраста дети приучаются к труду, помогая родителям в быту. Девочкам мамы шьют авсу (сумка для швейных принадлежностей), а мальчикам отцы дарят сначала деревянные, а позже металлические ножи. Девочки помогают матерям шить, выделывать камусы, шкуры, учатся вышивать, готовить; мальчики ходят с отцами на охоту и рыбалку, пасут и приручают оленей, учатся изготавливать основные предметы быта (аркан, нарту, седло, веревки, петли и т.д.).
Таким образом, самобытность народов Севера выражается в неповторимых обычаях, обрядах и традициях, которые отражают народную педагогику и мудрость. Предметы быта, одежда, переносное жилище предков, на первый взгляд, достаточно просты, но удивительно точно приспособлены к суровым условиям окружающего мира. На протяжении многих веков в арктических районах складывалась уникальная модель экологически чистых взаимоотношений с окружающим миром — особый хозяйственный уклад, своеобразные традиции и обычаи, культура. Каждый предмет быта народов, ведущих кочевой образ жизни, имеет свое назначение, свое место,доведен народным опытом до совершенства. Они универсальны, унитарны и сделаны своими руками. Любой предмет кочевого быта – будь то одежда или жилище/чум/, нарта или детская люлька отличается экологичностью. Каждая вещь имеет практическую значимость и своеобразную ценность.
Литература
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
2. Жиркова З.С. Особенности разработки инновационной модели системы развития сельской школы Севера. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, № 12(91), 2009 г. – С. 70-78
3. Жиркова З.С. Особенности проектирования инновационной модели системы развития школ Севера: Монография.- М.: Издательство «Спутник+», 2010.- 101 с.
4. Прибылых С.Р. Культурологический аспект преподавания как один из факторов обучения русскому языку // Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования. Сборник материалов научно-методического семинара / под ред. А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. – Киров: МЦНИП, 2013. –С. 182-184.
Прибылых Светлана Романовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.
Слепцова Яна Витальевна – студент (магистр) 2 курса кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.