Вопросы теории и практики обучения аудированию как виду речевой деятельности студентов-китайцев
Questions of the theory and practice of teaching listening as a type of speech activity of chinese students
Юань Цуншуан
Yuan Congshuang
Аннотация. На снове целенаправленных наблюдений выявлены основные причины трудностей аудирования китайских студентов. Предлагаются основные пути преодоления трудностей в аудировании с учётом видов аудирования. Предлагаются упражнения по аудированию с целью развития фонематического слуха обучающихся. Цель статьи: предложить практические рекомендации, способствующие развитию навыков аудирования китайских студентов.
Annotation. Based on focused observations, the main causes of the listening difficulties of Chinese students were identified. The main ways of overcoming difficulties in listening are suggested taking into account the types of listening. Listening exercises are offered with the aim of developing students’ phonemic hearing. The purpose of the article: to offer practical recommendations that contribute to the development of listening skills of Chinese students.
Ключевые слова: слушание с пониманием, виды аудирования, трудности аудирования.
Keywords: listening with understanding, types of listening, listening difficulties.
Инновационными особенностями содержания обучения иностранных студентов русскому языку можно считать: ориентацию на обучение всем видам речевой деятельности и формирование речемыслительных умений и способностей; ориентацию на системность восприятия и усвоение учебного материала, что предполагает восприятие устной речи и понимание.
В данной научно-методической статье нами исследуются вопросы обучения аудированию китайских студентов, как важному виду речевой деятельности. Предполагается работа по развитию речевого слуха студентов-китайцев с учётом трудностей восприятия учебного материала.
В процессе исследования нами применялись следующие методы:
— теоретические (теоретико-методологиский, изучение и анализ литературы по проблеме обучения аудированию); — эмпирические (наблюдение, изучение состояния преподавания, практики обучения аудированию китайских студентов).
Данные методы считаем взаимодополняющими.
Развитие устной речи включает в себя аудирование, слушание и понимание русской речи на слух. Без понимания речи на слух не может осуществляться речевое общение, обмен мыслями, получение новой информации на русском языке студентами-иностранцами. Аудирование — это не отдельная способность, а всеобъемлющий навык. Способность к аудированию основывается на большом количестве активного словарного запаса обучающихся, знании грамматики культуроведческих понятий. Аудирование является одним из основных речевых умений, взаимосвязанных с навыками говорения и чтения. Формирование навыков аудирования на русском языке является первостепенной задачей. В то же время в результате наблюдений можем отметить, что отсутствие естественной русской речевой среды, недостаточная систематическая работа, привыкание к речи преподавателя (темпу речи, тембру, ритму, интонации) осложняют работу по аудированию в Китае.
Аудирование как опосредованный вид коммуникации используется в любом устном общении, подчиненном производственным, общественным или личным потребностям, и изучение этого вида речевой деятельности является необходимым для овладения иностранным языком. Обучение аудированию — один из самых актуальных вопросов, так как аудитивная компетенция является важной частью в профессиональной деятельности будущего специалиста в любой области. В настоящей работе аудитивная компетенция понимается как способность воспринимать и понимать русскую речь на слух на основе приобретенных знаний, аудитивных умений и навыков.
Современная методика уделяет большое внимание деятельностному подходу в обучении аудированию. Проблемами аудирования занимаются не только педагоги и методисты, но и психологи и лингвисты, так как аудирование является сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью, которая связана не только с восприятием речевых сообщений, но и их осмыслением и переработкой [2, 2009: 161]. Системно-деятельностный подход направлен на развитие каждого обучающегося, на формирование его способностей, что позволяет создать более благоприятные условия для формирования и развития навыков аудирования. Обучающийся выступает как деятель в образовательном процессе, а учитель создает условия для успешной работы. Таким образом, можно заключить, что аудирование является основной изучения русского языка иностранцами.
Ухо — первый учитель, который преподает язык. Тем не менее, китайские учащиеся, которые долгое время находились под влиянием традиционного обучения аудированию, осознают необходимость введения инноваций и реализаций новых подходов в образовании. На занятиях по аудированию студенты учатся воспринимать услышанные небольшие по объёму сообщения, фиксировать главное, отвечать на вопросы, воспроизводить основную информацию. В процессе восприятия и понимания звучащей русской речи учащиеся вынуждены преодолевать множество трудностей, которые оказывают существенное влияние на аудирование. Несомненно, если обучение русскому языку происходит при наличии языковой среды, то в этом случае аудирование, происходит в более благоприятных условиях. Существуют неблагоприятные факторы обучения русскому аудированию в Китае: во-первых, китайские студенты испытывают затруднения из-за недостатка естественной речевой среды; во-вторых, не совпадает темп речи русских и китайцев. Средний темп русской речи русских 120 слов в минуту, для людей, обладающих небольшим лексическим запасом, затрудняется понимание содержания речи; в-третьих, для развития механизма восприятия слова, предложения, текста необходима достаточная тренировка слуха, индивидуальная работа; в-четвёртых, затрудняют аудирование особенности фонологической системы, интонации русского языка. Правильная постановка ударения в слове.
Все вышеперечисленные факторы ограничивают улучшение русского аудирования текстов.
Литература
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д.Гальскова, Н. И. Гез. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
- Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. — 6-е изд., стер. — М.: Академия, 2009.
- Говорун С. В. Развитие навыков и умений аудирования у студентов-востоковедов, изучающих английский язык // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://disser.spbu.ru/disser2/disser/Govorun_dissertation.pdf
- Колесникова, И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков : справочное пособие / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. — М. : Дрофа, 2008. — 431 с.
- Кулиш Л.Ю. Виды аудирования // Общая методика обучения иностранным языкам. — М.: Русский язык, 1991. — С. 224—226.
- Реформатский А. А. О сопоставительном методе / Русский язык в национальной школе/ М. 1962, № 5; с.26.
Юань Цуншуан — аспирантка 2 курса кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Северо-восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск.